Объединение противоположностей
Объединение противоположностей используется в ситуациях, когда личность как бы расколота на две отличающиеся части. Сначала эти две части могут быть далеко не очевидны, но можно обнаружить, что у клиента есть то включающийся, то выключающийся способ существования, и это вызывает некоторые проблемы. Или какие-то вещи сгруппированы вместе не лучшим образом. Например, у клиента много энергии только когда он злой, но он не хочет быть злым. Это типичная разделенность на противоположности. Конечно, у него есть часть, которая не злится, у которой есть разнообразные хорошие качества, но не хватает энергии.
Наша задача в том, чтобы поощрить клиента признать, что есть две четко отличающиеся группы, затем поощрить его сблизить их и наладить какой-то взаимообмен. И обычно мы стремимся к их объединению или слиянию, чтобы все их качества были доступны одновременно и не было внутренней борьбы.
Нашей точкой входа в объединение противоположностей может быть то, что клиент предлагает в начале сеанса как проблемное состояние. Обычно нужно немного предварительного диалога, чтобы выяснить, что это разделенность на противоположности, так что мы не знаем этого сразу же.
Еще можно обнаружить противоположности, занимаясь общими темами в модуле. Если эта разделенность вообще главная в данной проблеме, за нее всегда нужно браться. Объединение противоположностей дает одни из самых глубоких изменений, так что не упускайте шанса провести его. С другой стороны не делайте его просто так со всем, что встречается. Оно предназначено для реальных крупных расщепленностей, центральных в жизни человека.
Объединение противоположностей—не механическая процедура, оно может развиваться разными путями. Тем не менее вот общий план:
1. Обнаружьте, что у клиента есть поведение, изолированное от его остального поведения.
2. Начните с расплывчатого названия для этого поведения, но будьте готовы изменить его по мере обнаружения нового материала. Но пусть названия остаются очень широкими и общими. Они предназначены для того, чтобы разделить поведение клиента на две больших группы, так что не будьте слишком точными.
3. Спросите: "У тебя есть часть, которая ___?", и получите подтверждение этого.
4. "Чем занимается (что делает) эта твоя часть?". Узнайте её общее поведение и деятельность. Будьте совершенно беспристрастны и уводите клиента от навешивания отрицательных ярлыков, просто узнайте деятельность.
5. "Есть часть, противоположная ___?". Узнайте обратную сторону. Ее не нужно особо искать, это просто дополняющая часть — та часть, которая не делает того, что делает первая, но делает всё остальное, или делает противоположное.
6. "Чем занимается эта часть?"
7. "Какие хорошие качества (части А)?", "Чего ей не хватает?"
8. "Какие хорошие качества (части Б)?", "Чего ей не хватает?"
9. "Эти части присутствуют одновременно или по очереди?"
10. "Если бы (часть А) могла говорить с (частью Б), что бы она сказала?"
11. "Если бы (часть Б) могла говорить с (частью А), что бы она сказала?"
12. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать, начать обмениваться информацией.
13. "(Часть А) ценит (хорошо относится, восхищается, любит) (часть Б)?", и в обратную сторону.
14. Поощрите их начать больше ценить друг друга, и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.
15. Всегда поддерживайте взаимопонимание с той частью, с которой вы разговариваете. Частям могут потребоваться разные интонации, язык и якоря. Постоянно осознавайте, чем они отличаются друг от друга.
16. "Чему может (часть А) научиться у (части Б)?". Если они еще не поняли этого, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, согласиться работать над достижением этого, и обратите внимание части на другую часть как на источник обучения этому.
17. Договоритесь о том, как они могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга.
18. Побудите их обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают. "Ты можешь увидеть, как они обмениваются информацией и энергией?"
19. Если они после этого не начали быстро сливаться: "Что разделяет их?". Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое клиент получает, когда части сталкиваются вместе. Может быть полезно справиться с этим с помощью прояснения происшествий, а потом вернуться к процессу объединения.
20. Если нужно еще время, если клиент говорит, что это происходит слишком быстро или слишком сильно, то вы можете спланировать с клиентом, как он будет давать этим частям продолжать сотрудничать или объединяться, и проверьте ситуацию в следующем сеансе. Клиент может предпочесть оставить части разделенными, чтобы они просто хорошо общались и сотрудничали друг с другом.
21. Если своевременно полное слияние, продолжайте это поощрять.
22. Способ сделать объединение быстрее и реальнее—попросить клиента вытянуть руки вперед ладонями вверх, вообразить в каждой руке часть, и наблюдать, как они обмениваются энергией. Когда клиент подтвердит, что делает это, неожиданно попросите его свести руки вместе. Одновременно сведите вместе свои руки. Это скорее всего даст толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому.
23. Слияние чаще всего происходит довольно тихо. Вряд ли будут какие-то большие озарения насчет этого. Просто вся болтовня вдруг стихает и клиент переживает новое и непривычное чувство слияния. Он может озадаченно себя чувствовать и не знать, что еще сказать, и это прекрасно. Не анализируйте этого.
24. Как только вы заметили, что части начали сливаться, меняйте вашу речь от разделенной между двумя частями к смешиванию их качеств. Понемногу смешивайте их качества. Описывайте качества одной части в словах и интонации другой. И в конце концов, когда они сливаются, вообще отбросьте разговор о двух частях. Теперь обращайтесь к клиенту как к целостной личности: "Теперь, когда у ТЕБЯ есть все качества ....., и ты можешь ...., как твоя жизнь теперь изменится в будущем?"
25. Обратите внимание клиента на будущее. Подстройте будущее изменений, узнайте подробности того, как дела пойдут по-другому.
Объединение противоположностей—это мягкий процесс, который требует точности в речи и использования якорей. Это не интеллектуальный процесс, а скорее эмоциональный и кинестетический. Его можно проводить с кем угодно на каком угодно уровне.
Процессинг сущностей
Часто удобно обращаться с явлением как с изолированной единицей сознания. Именно это мы называем сущностью, то, что можно воспринимать как нечто самостоятельно существующее и с чем можно таким образом взаимодействовать.
По сути дела всё в какой-то мере сознательно, так что по правде говоря можно обращаться с чем угодно как с отдельной сущностью, с которой можно общаться. Но можно с таким же правом сказать, что всё в своей основе является разными сторонами одного целостного вечного присутствия, вашей внутренней сути, так что можно обращаться со всем просто как с ВАМИ. Наши разнообразные техники сосредотачиваются на разных точках зрения во всем этом диапазоне между крайностями. Какую точку зрения мы в данный момент предпочтем,—может зависеть от личных вкусов или от того, что доказало свою эффективность в таких ситуациях.
Таким образом сущность—это когда в пространстве клиента что-то есть, и оно существует самостоятельно. В таком случае можно обращаться с этой сущностью как с "клиентом" и использовать разнообразные техники процессинга для улучшения её состояния. Преимущество этого в том, что мы выносим нагрузку за пределы сознательного ума клиента. Ему не нужно разбираться в чем-то, объясняться или защищаться. Мы просто используем его как посредника, чтобы говорить с кем-то другим.
Насколько обращаться с сущностью как с реальным самостоятельным существом, и насколько обращаться с ней просто как с воображаемой метафорой—зависит от вас, а также от обстоятельств. На самом деле это не так уж важно, оба подхода эффективны. И тем эффективнее, чем менее серьезно вы с клиентом к этому относитесь.
Человеческое тело—это самая очевидная начальная точка для такой работы. Тело состоит из разных частей. Большинство людей не очень-то ладят с действиями этих частей и их состоянием. Так или иначе, когда мы обращаемся с частью тела как с сущностью, то можно получить очень много информации, о которой личность, возможно, даже не догадывалась сознательно. Можно разговаривать с разными частями тела, выяснять, что происходит, улучшать их состояние, разрешать конфликты между частями, и тому подобное.
Помимо этого, всевозможными другими вещами тоже можно заниматься как сущностями. Можно поговорить с любым из участников в прошлых и будущих происшествиях, можно поговорить с людьми в других измерениях, или во снах, можно поговорить с растениями и животными, с богами погоды, с проводниками и ангелами, с групповыми сущностями массового сознания, с планетой Земля, и так далее.
С начинающим клиентом, наверное, не стоит особо настаивать на идее сущностей, разве что если у него уже есть такой взгляд на вещи. Эта идея скорее всего возникнет естественно по ходу работы с ощущениями в теле и так далее. По мере того как человек будет привыкать к сущностям, можно постепенно вводить более необычные их применения. Чем лучше мы прояснили личную сферу, тем больше может быть пользы от работы с сущностями.
Вот общая схема эффективного способа работы с сущностью:
1. Заметьте, что есть нечто, что клиент ужу считает отдельным от себя. Не идея, а самостоятельная единица, которую можно распознать по её отличительным восприятиям, предпочтительно включая кинестетику (ощущения).
2. Завладейте вниманием этого нечто, побудив клиента сказать "Здравствуй" или что-то вроде того.
3. Заметьте, что вы получили в ответ. Это не обязательно должны быть слова, но какой-то ответ должен быть.
4. Если это неразговорчивая сущность, установите какую-то кинестетическую систему ответов Да/Нет. Например, какое-то конкретное изменение в ощущении, или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли сущность общаться с нами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами да или нет, и вам возможно придется поработать, не зная содержания действий сущности.
5. Если сущность разговаривает, выясните, что она здесь делает.
"Чем ты занимаешься?", "В чем твоя цель?", "В чем твое предназначение?".
6. Если неясно, что это за сущность, клиент может спросить: "Ты моя часть?".
7. Если цель неясна или не особенно полезна для человека, вы можете выяснить, что за происшествие создало сущность, или побудило её делать то, что она делает. Проработайте происшествие с помощью повторного переживания, завершите незавершенное и так далее. Сущность может уйти, перестать существовать, или стать полезнее для клиента.
8. Если сущность старается делать что-то полезное, но очень жестким способом, проследите происхождение этой цели до исходного намерения. "В чем твое исходное намерение?". Мы ищем именно намерение, хорошее по своей сути. Затем попросите сущность найти новые, другие способы достижения этого намерения. Она должна приобрести по крайней мере три новых способа в дополнение к тому, что она уже делает. Ей нужно или придумать их самой, или связаться с каким-то доступным творческим источником, внутри или снаружи клиента. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить её с другими полезными ресурсами.
9. Если сущность остается, чтобы помогать личности, вы можете договориться о любых требуемых условиях. Нужно ли дать ей инструкции, будет ли она регулярно отчитываться, и так далее.
10. Если сущность должна уйти или прекратить существовать, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что её удерживает. Спросите, что же на самом деле ей мешает. Может быть, она что-то не доделала или не сказала? Может быть, её нужно поблагодарить, похвалить, оценить по достоинству за то, что она сделала или за то, что она такая? Может, ей нужны инструкции, ориентировка или предложения, что еще она может делать? Может быть, кто-то другой её здесь держит? Обязательно уважительно обращайтесь с сущностью, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельные решения.
11. Возможно, у сущности есть информация и советы для личности. Возможно, это не обязательно прорабатывать как проблему. Это может просто пригодиться для помощи и информации клиенту.
12. Когда вы завершили работу с данной сущностью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности, или есть какие-то конфликты, которые нужно решить.
Возможно много вариантов. Несколько сущностей могут сгруппироваться как одна, а затем расколоться. Сущности могут образовывать сети, в которых они питают друг друга или управляют одна другой, и это бывает нужно узнать. Сущности могут передаваться от одного человека к другому с соединительными нитями.
Упражнение Þ Поупражняйтесь в процессинге сущностей как в методе работы с разнообразными явлениями, например, болезнями, нежелательными привычками, умственными машинальностями. |