В процессе выполнения работы
1) Гаечные ключи должны соответствовать контактным размерам шляпок винтов.
2) Движение руки с ключом при завинчивании и развинчивании должно быть «на себя».
3) Не прилагать больших усилий при развинчивании. В случае затруднений обратитесь к лаборанту или преподавателю.
4) При завинчивании и развинчивании корпус домкрата должен быть прочно зафиксирован на рабочем столе.
5) Не ставить домкрат на край стола во избежание падения.
6) Не вставлять пальцы рук в щели между деталями в домкрате при приведении его в действие.
7) В случае ранения пальцев рук обращаться к лаборанту или преподавателю.
8) В конце работы собрать домкрат и привести его в исходное состояние.
После выполнения работы
1) Убрать домкрат на полку стеллажа.
2) Сдать инструмент преподавателю или лаборанту.
3) Убрать картон в шкаф.
4) Вымыть руки с мылом.
Лабораторная работа №3
Изучение конструкции, кинематический и силовой расчёт зубчатого редуктора
(2 часа)
Цель работы
1.1 Изучение конструкции цилиндрического, конического и червячного зубчатых редукторов, их узлов и деталей, способов смазывания зубчатого зацепления и подшипников.
1.2 Знакомство с технологическими операциями разборки и сборки редуктора.
1.3 Освоение методики расчёта силовых и кинематических параметров редуктора.
2 Принадлежности, инструменты:
линейка металлическая измерительная 150 мм – 5 штук;
штангенциркуль ШЦ1 – 1 штука;
ключ гаечный 8-10 – 3 штуки;
отвёрткаплоская №2, крестовая №2 – по 3 штуки;
цилиндрический зубчатый редуктор – 1 штука;
конический зубчатый редуктор –1штука;
червячный зубчатый редуктор –1штука;
справочная литература[4, 6, 9].
Задания на лабораторную работу
3.1 Задания по теоретической части:
изучить конструкции и области применения зубчатых редукторов различных типов;
изучить методику расчёта кинематических и силовых параметров редукторов.
3.2 Задания по практической части:
научиться разбирать механические редукторы;
научиться собирать разобранные механические редукторы;
наглядно изучить детали, из которых состоит редуктор;
наглядно изучить систему смазки зубчатого зацепления и подшипников.
Порядок выполнения работы
Все работы с каждым видом редукторов проводятся и вносятся в отчёт согласно пункта4 и его подпунктов от начала и до конца в следующем порядке.
4.1 Изучить и усвоить правила техники безопасности при ознакомлении с конструкцией редуктора, разборке и сборке, атакже при приведении редуктора в действие (смотри Приложение данной лабораторной работы).
4.2 Ознакомиться с конструкцией редуктора и его узлов.
1) Внешним осмотром неразобранного редуктора установить:
какой вал является входным (быстроходным) и какой – выходным (тихоходным);
каким способом заливается (закачивается) масло или смазка в редуктор;
как контролировать уровень масла в редукторе;
как сливается отработанное масло (если оно жидкое).
Выявленные сведения занести в отчёт. С этой целью начертить эскиз внешнего вида редуктора и указать стрелками:
входной(быстроходный) и выходной (тихоходный) валы;
место заливки или закачки масла;
место расположения приспособления для контроля уровня масла;
место расположения сливной пробки (если она требуется).
2) Ознакомиться с конструкцией узловредуктора.
а) Соблюдая правила техники безопасности (смотри приложение А), разобрать редуктор, обращая внимание на порядок установки деталей, чтобы правильно осуществить сборку.
б) Составить перечень и выяснить назначение каждой детали и дать описание в отчёте.
в) Осмотром внутреннего устройства редуктора установить:
прямые или косые зубья у шестерён;
количество зубьев на каждой шестерне;
тип подшипников, поддерживающих валы и их количество.
г) Дать описание в отчёте из каких деталей состоят в механизме редуктораузлы:
вращения входного вала;
крепления крышки на корпусе.
Составить перечень и выяснить назначение деталей в узле.
д) Выявленные сведения занести в отчёт. С этой целью составить кинематическую схему внутреннего устройства редуктора, вычертить её в отчёте и указать детали стрелками и надписями.
3) Произвести расчёт кинематических параметров редуктора и привести его в отчёте.
4) Произвести расчёт силовых параметров редуктора и привести его в отчёте.
5) Полученные результаты обоих видов расчёта занести в отчёт в виде таблицы.
4.3 Исходные данные для расчётов
Частоту вращенияnБ(мин-1)входного (быстроходного) вала редуктора определить каждому студенту по последней цифрешифра своей зачетной книжки из таблицы 1,мощностьРБ(кВт) на входном (быстроходном) валу редуктора определить каждому студенту по предпоследней цифре шифра зачётной книжки из таблицы 2.
Таблица 1 – Значения частотывращенияимощности быстроходного вала редуктора
Вариант | |||||
nБ,мин-1 | |||||
РБ, кВт | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
Продолжение таблицы 1
Вариант | |||||
nБ,мин-1 | |||||
РБ, кВт | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,1 |