Новые педагогические технологии в преподавании русского языка
РАЗДЕЛ IX
Новые педагогические технологии в преподавании русского языка
Современная образовательная технология в аспекте лично-стно-ориентированного подхода в обучении. Методика обучения и образовательная технология. Технология самооценки («Языковой портфель»).
4 В современной дидактике, во многих методических работах встречается термин педагогическая технология. В практике встречаются такие термины, как педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «технология» еще уточняется, термин употребляется в достаточно широком контексте.
Чаще образовательную технологию определяют как совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающую создание учениками образовательной продукции (А. В. Хуторской). В основе определения образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.
Главное направление личностно-ориентированных технологий образования в педагогике — формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
Современные личностно-ориентированные образовательные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс, анализировать достигнутые результаты.
В соответствии с таким подходом роль учителя в образовательном процессе можно охарактеризовать так: учй-
тель создает условия для формирования личности ученика у учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем, помогает их решать совместными усилиями, планирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Очевидно, что разработка личностно-ориентированных технологий — это поиски путей получения гарантированного качественного образовательного результата.
В современной дидактике созданы теоретические предпосылки в развитии этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии.
Как правило, в структуре технологии обучения выделяются такие компоненты:
1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и
отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже
имеющихся знаний и опыта.
2. Мотивация и организация учебной деятельности
учащихся. Основная задача учителя на этом этапе — при
влечение учащихся к занятиям познавательной деятель
ностью и поддержка этого интереса.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собст
венно процесс обучения, на котором происходит усвоение
учебного материала учеником при взаимодействии со
средствами обучения.
Сценарий защиты
1. Обозначение проблемы: «Лексикографический подвиг
В. И. Даля».
2. Защита своей гипотезы:
а) материалы по теме «История создания «Толкового словаря»;
б) материалы по теме «Чем словарь В. И. Даля отличает
ся от других существующих в то время словарей русского язы
ка?»;
в) материалы по теме «Фразеология в словаре В. И. Даля»;
1 Руководитель — кандидат филологических наук Е. Н. Тихонова.
г) материалы по теме «Почему словарь В. И. Даля называют «Энциклопедией русской жизни первой половины XIX века»?».
3. Общий вывод.
4. Ответы на вопросы (дискуссия).
Подготовка проекта велась как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проблема для исследовательского проекта была предложена научным руководителем, соотносилась с курсом русского языка 7 класса.
Выявить проблему в рамках заданной темы не просто, роль учителя в этом процессе значительна. Так же не просто наметить темы для учебных проектов по русскому языку. Ориентиром могут быть темы рефератов, рекомендованные Министерством образования1 и предъявленные в форме высказываний ученых и писателей о русском языке, языковых явлениях, например:
«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)
«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)
«Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)
«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В. Короленко)
«Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Толстой)
«Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)
«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)
Кроме того, могут быть предложены для исследовательского проекта такие темы, как «Можно ли познавать мир, не пользуясь средствами языка», или «Обогащает ли русский язык современное словотворчество». Эти проекты требуют и проведения наблюдения, и организации экспе-
рямента, и анализа литературы, и составления аналитических выводов, и, возможно, подготовки серии словариков
ЦТ. Д.
Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.
Сегодня проводятся смотры учебных проектов по общественно значимым проблемам. Так, в рамках решения проблемы интеграции учащихся в мировое культурное пространство Московским Департаментом образования был проведен конкурс проектов «Москва на пути к культуре мира», где почетные дипломы получили разные проекты, например проект по теме «Культура общения людей в разных уголках земного шара»1.
Интересен подход к подготовке учебного проекта с использованием программ на электронных носителях2. Речь идет о программе на электронных носителях «Родной край». Программа эта нацелена на формирование исследовательских умений у обучающихся, главным образом, в сельских школах по курсам краеведения. Так, на уроках русского языка в 5—6 классах предлагается создавать проект на тему «Народное искусство моего края». Описание исполнителя, манеры исполнения, впечатлений, которые произвели на слушателей песня или сказка, вполне вписываются в уроки развития речи. В 7—8 классах можно подготовить проекты — «Слово наших предков», «Языки каких народов оставили след на карте нашего края», «Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия деревень, городов, улиц?», «Исторический календарь топонима».
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно — помогать в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, спланировав ее этапы, помогая распределить задания для каж-
1 Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. 11 кл. / Авт.-сост. С. И. Львова, Л. М. Рыбченкова. — 2-е изд. — М., 2002.
1 Руководитель проекта — учитель гимназии № 1563 Вос
точного образовательного округа г. Москвы Белова Е. А.
2 По материалам журнала «Русская словесность» — 2001.
дого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.
По мнению многих специалистов, технологией будущего можно назвать дистанционное (дистантное) обучение, позволяющее получить образование тем, кто живет вдалеке от учебных заведений, у кого есть ограничения в передвижении по состоянию здоровья, кто хочет эффективно использовать учебное время за счет быстрого доступа к информации и оптимизировать процесс обучения с помощью построения индивидуальной образовательной траектории.
Дистанционное обучение как технология обучения1 предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения, за что и получила название дистанционного обучения. Учащийся получает комплект (портфель) учебно-методических материалов, изучает их самостоятельно. Заканчивая изучение предмета или учебного курса, ученик сдает экзамен, получая экзаменационные материалы (вопросы и задания) в электронном виде, выполняет работу на компьютере и отсылает ее на проверку по электронной почте преподавателю. Преподаватель выступает в данном случае как в роли консультанта, оказывающего помощь ученику при выборе учебной программы, литературы, помогающего при освоении трудных разделов курса, так и в роли экзаменатора.
Информационные технологии, применяемые в дистанционном обучении, представляют новые, более широкие возможности в преподавании русского языка. Эти технологии используют специфический путь подачи учебного материала на основе гипертекста — системы ссылок, что упрощает нахождение и использование необходимой информации каждым в индивидуальном режиме. Однако эта технология предъявляет особые требования к учебным электронным курсам, предназначенным для дистанционного обучения.
Дистанционное обучение может значительно способствовать снижению учебной нагрузки за счет дифференци-
1 См. например: Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
ации и индивидуализации обучения, если часть учебного времени школьники основной и особенно старшей ступени обучения будут заниматься дома, выполняя творческие проекты или индивидуальные задания на своих компьютерах или в компьютерном центре школы в удобное для них время, широко используя различные источники информации, информационно-образовательные ресурсы Интернета.
Этот вид информационных технологий позволяет организовывать совместные исследовательские работы учащихся различных школ, учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Эти технологии позволят расширить кругозор учеников, способствуют развитию коммуникативных навыков. * В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика», которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашенной в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.), которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным1.
«Языковой портфель достижений ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Пилотный проект «Европейский языковой портфель для России» был подготовлен в рамках программы «Интеграция»2. Проект ориентирован на самооценку коммуникативных умений учащихся в процессе изучения иностранного языка.
Эту сравнительно новую технологию уже начали применять в практике преподавания не только иностранного, но и русского языка в школах России. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося», «Языковой архив», однако суть остается единой — самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.
1 См.: Концепция профильного обучения на старшей ступе
ни общего образования. — Учительская газета. — 2002. —
№42.
2 Авторы-составители: И. И. Халеева, Н. Д. Гальскова,
К. М. Ирисханова, Г. В. Стрелкова.
Идея создания инструмента, который позволял бы организовать сотрудничество учителя и ученика на этаце оценки речевых умений учащегося, социально значимых, относящихся к общеучебным умениям, оказалась востребованной для преподавателей русского языка в условиях как профильного обучения, так и предпрофильного обучения, когда должны быть созданы реальные условия для дифференциации и индивидуализации обучения.
По форме «Языковой портфель» — новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.
Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:
—в описании проделанной учеником работы по совер
шенствованию речевых умений за годы обучения в школе
(описание дает как учитель, так и ученик);
—в качественной фиксации учеником и учителем
уровня овладения основными видами речевой деятельнос
ти (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависи
мости от этапа обучения (начальный, средний и старший);
—в презентации (по выбору ученика) наиболее удач
ных письменных работ, разнообразных по жанру (сочине
ния разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изло
жения и т. д.);
—в определении личной позиции ученика по отноше
нию к предмету на определенном этапе обучения;
—в прогнозировании профессиональных склонностей
ученика на этапе предпрофильного и профильного обуче
ния.
«Языковой портфель» состоит из нескольких разделов: языковой паспорт владельца языкового портфеля (папки), где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.
В этом разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:
— для того чтобы описывать проделанную тобой работу;
— для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как вла
деешь русским языком, а также то, что тебе хотелось бы узнать
о языке;
— для того чтобы показать, как ты хочешь изучать русский
язык в дальнейшем;
— для того чтобы показать твоим новым учителям в том
случае, если ты перейдешь в другой класс или школу;
— для того чтобы знать, как заполняются подобные доку
менты, они могут быть очень полезны для тебя при дальней
шем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых зна
комствах в будущем.
Эта памятка разъясняет ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) назначение языкового портфеля — это «бортжурнал путешествия по годам обучения русскому языку».
В «Языковой портфель» включены таблицы для самооценки, где описаны уровни (А, В, С) сформированности речевых умений во всех видах речевой деятельности аудирование, говорение (монолог, диалог), чтение, письмо.
Эти уровни А, В, С определены для иностранного языка как уровни овладения речевыми умениями. Трансляция перечня речевых умений по уровням на русский язык возможна с учетом специфики и этапа освоения русского языка.
Уровень А1 характеризует овладение видами речевой деятельности на самом необходимом для устной и письменной коммуникации уровне, например: Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где я живу, и людях, которых я знаю. Уровень А2 предполагает умение обмениваться информацией на знакомую ученику тему в наиболее типичных ситуациях общения.
Уровень В1 предусматривает, например, сформированное умение передать содержание книги, фильма и выразить свое отношение к нему, умение общаться в большинстве речевых ситуаций. Уровень В2 предполагает понимание развернутых высказываний, умение объяснить свою точку зрения по проблеме.
Уровень С1 предполагает наличие умения строить высказывания политематического характера, развивать отдельные аспекты тем и делать соответствующие выводы. Уровень С2 предполагает владение всеми видами речевой Деятельности на высоком уровне, например, предполагает сформированное у учащихся умение писать логично построенные тексты, используя при этом необходимые стилистические средства, свободное понимание всех типов
текста, относящихся ко всем функциональным стилям и жанрам.
На примере уровня В2 можно видеть, как выглядит конкретный перечень речевых умений.
УРОВЕНЬ В2 —«ПОРОГОВЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ» | ||
ПОНИМАНИЕ | аудирование | Я понимаю развернутые высказывания (доклады, лекции) и содержащиеся в них аргументы на относительно знакомую тематику. Я понимаю почти все телевизионные новости и репортажи о текущих событиях. Я понимаю содержание фильмов, действующие лица которых говорят на литературном языке |
чтение | Я понимаю статьи и сообщения, в которых затрагиваются современные проблемы. Я понимаю точку зрения их авторов. Я понимаю художественную прозу | |
ГОВОРЕНИЕ | диалог | Я умею без подготовки и с определенной степенью свободы участвовать в диалогах. Я умею принимать активное участие в дискуссии по знакомой мне проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения |
монолог | Я умею понятно и ясно высказываться на многие темы, имеющие отношение к моим личным интересам. Я умею объяснять свою точку зрения по важной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против» | |
ПИСЬМО | письмо | Я умею писать развернутый текст политематического характера, касающийся сферы моих личных интересов. Я умею письменно передавать информацию или ход своих мыслей в сочинении или сообщении, аргументируя свою точку зрения. Я умею писать письма личного и официального характера, четко выражать в них то, что является особенно важным |
Знакомясь с таблицами самооценки, ученик может осознать свой уровень овладения речевыми умениями.
Во втором разделе «Языкового портфеля» — контрольные листы для самооценки, которые заполняются учеником по принципу «умею — не умею». Кроме самооценки ученика, в контрольных листах есть графа для оценки речевых умений учащегося учителем. В случае необходимости есть графа для оценки независимым экспертом (если мнение данного учителя не является авторитетом для ученика). Таким образом создаются реальные условия для объективной, адекватной оценки речевых умений ученика.
Третий раздел «Языкового портфеля» — это «языковой архив ученика». Здесь делается отметка о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома, суждения ученика о предмете, об интересующих его научных фактах, гипотезах, проблемах, связанных с языком, о прочитанных специальных книгах. Эти записи на этапе пред-профильного обучения позволят учителю более полно оценить склонности и способности учащегося в связи с выбором профиля обучения.
В «Языковом портфеле» хранятся отзыв, качественная характеристика достижений и самооценка ученика: запись учителя о том, что получилось, что не получилось, запись ученика о том, согласен ли с оценкой учителя, какими достижениями можно гордиться, что может быть причиной неудач, каковы возможные пути и резервы совершенствования речевой деятельности.
Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено за счет памяток, содержащих параметры отбора письменных работ в «языковой архив», а также памяток, напоминающих о сроках заполнения контрольных листков самооценки и т. п.
Эту сравнительно новую для преподавателей русского языка технологию уже начали применять в гимназиях Москвы в экспериментальном режиме, так что можно наметить ряд проблем в связи с ее реализацией:
— содержательных (определение уровней овладения
речевыми умениями (по классам или по ступеням обуче
ния), в соответствии с этими уровнями определение круга
речевых умений в доступной для ученика формулировке);
— психолого-педагогических (изменение позиции учи
теля в сторону педагогики сотрудничества на этапе оцен
ки ученика, изменение отношения ученика к оценке и
формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности, изменение позиции роди, телей — движение от «проверки дневника» к наблюдению за развитием ребенка, оказание помощи при формировании рефлексивных умений);
— организационных (размножение листов для контрольной самооценки, введение в образовательный процесс нового структурного элемента — «Презентация языкового портфеля» и др.).
Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определенных задач.
Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.
Как упрощенный вариант технологии «Портфель достижений», в 5—7 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика1. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая определенную клеточку — полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, говорения, слушания. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем)2.
1 См.: Информационное письмо Министерства образования
от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных
достижений младших школьников в условиях безотметочного
обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих
в эксперименте по совершенствованию структуры и содержа
ния общего образования».
2 Более подробно формы текущей оценки при безотметочном
обучении описаны в рекомендациях Министерства образования
Российской Федерации для участников эксперимента по совер
шенствованию структуры и содержания общего образования «Сис
тема оценивания учебных достижений школьников» (2001 г.).
\ Эти сравнительно новые технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. самонаблюдения, самооценки, формируют умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, самостоятельно мыслить.
* Одна из главных задач обучения русскому языку состо
ит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и про
будить личностный мотив, привить интерес к предмету,
развить стремление к речевому самосовершенствованию.
В связи с этим в современной методике уточняются цели обучения, изменяется содержание и структура образования. Соответственно этому совершенствуются формы обучения, уточняются методы и приемы обучения.
Кроме того, разрабатываются технологии, которые ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых над-предметных умений.
* Новые образовательные технологии — совокупность
определенных форм и методов обучения, обеспечивающих
решение учениками в результате самостоятельных дейст
вий образовательной задачи. Таким образом, в основе об
разовательных технологий лежат те цели, которые долж
ны быть достигнуты (образовательный результат), способ
взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их
роль в образовательном процессе.
* Образовательная технология точно определяет способ
взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, их роль
в образовательном процессе, четкое следование технологии
(а не только использование отдельных ее элементов) позво
ляет добиться поставленных целей (получить образователь
ный результат).
ЛИТЕРАТУРА___________________________________
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
2. Г а ц И. Ю. Методический блокнот учителя русского
языка. — М., 2003.
3. Гимназия № 1504. Модульное обучение: опыт, перспек
тивы. — М., 1996.
4. Л е о н т ь е в А. А. Психология общения. — М., 1997.
5. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и сис
темы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат,
М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред.
Е. С. Полат. — М., 2000.
6. С е л е в к о Г. К. Современные образовательные техноло
гии. — М., 1998.
7. Третьяков П. И.,Сенновский И. Б. Технология
модульного обучения в школе: Практико-ориентированная мо
нография. — М., 1997.
8. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник
для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ____________________
1. Основная характеристика современных образова
тельных технологий, по мнению дидактов, — их личност-
но-ориентированная направленность. В чем это проявля
ется? Раскройте личностно-ориентированный характер
одной из новых образовательных технологий.
2. Проанализируйте любой учебник русского языка с
точки зрения реализации в нем элементов новых техноло
гий. Возможно ли это? Правомерно ли говорить об элемен
тах этих технологии? Как вы считаете? Обоснуйте свое
мнение.
3. Проектная деятельность, по мнению дидактов, —
путь к творчеству учащихся. Согласны ли вы с этим мне
нием? Почему? Докажите свою точку зрения.
4. В книге А. В. Хуторского «Развитие одаренности
школьников. Методика продуктивного обучения» есть
описание дистанционного проекта «Феномен». Как по-ва
шему, возможно ли использовать данную структуру про
екта при изучении русского языка. Продумайте темы про
ектов по русскому языку в рамках структуры проекта
«Феномен».
«УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ "ФЕНОМЕН". Участники в течение недели выполняют работу, в которой указыва-
\
: тема исследования, цель, план, основное содержание исследования, выводы, самоанализ своей деятельности (что понял, чему научился, какие были проблемы и как их преодолевал), самооценка.
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА
— Обозначьте обнаруженный феномен понятием (названи
ем), изобразите его в виде компьютерного рисунка или символа.
— Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюде
нии феномена.
— Выразите, в чем состоит особенность, необычность фено
мена, его отличие от других явлений.
— Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.
— Составьте план своего исследования феномена.
— Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую фено
мен.
— Сделайте выводы из исследования».
5. В учебнике «Русский язык. 6 класс» (авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. В. Львов, В. И. Капи-нос) в разделе «Речь» есть следующие упражнения (см. ниже). В какой мере можно говорить о реализации этой системы упражнений по технологии метода проектов? Охарактеризуйте деятельность ученика и деятельность учителя при выполнении данных упражнений.
1. Представьте себе, что вы синоптик и ведете наблюдения
за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своем жур
нале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите
конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись,
указав не только число, но и час наблюдений.
2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким
вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создай
те зарисовку, озаглавьте ее. Каким стилем и типом речи вы вос
пользуетесь? Какие языковые средства подберете?
3. Представьте себе, что вы участники конкурса на лучший
проект оформления вашей классной комнаты. Создайте свой
вариант и предложите его словесное описание. Предварительно
решите, какого стиля, типа речи текст вы создаете, какие тре
бования к нему должны выполнить.
РАЗДЕЛ X
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ_______________________
1. «Средства обучения» и «средства наглядности» —
это синонимы? Докажите свое мнение.
2. Докажите, что учебник является основным средст
вом обучения.
3. На примере одного из разделов 5—9 класса любого из
трех учебников русского языка, входящих в Федеральный
Перечень, раскройте основные функции учебника.
* - 10269 Быстрова
4. В чем сущность и значение систематизирующей
функции учебника? Приведите примеры.
5. На примере одного-двух разделов действующего
учебника русского языка раскройте пути реализации в
нем личностно-ориентированного подхода. Предложите
свои задания, которые учитывают индивидуальные осо
бенности учащихся.
6. Проанализируйте один-два раздела действующих
учебников русского языка. Охарактеризуйте соотношение
в них продуктивных и репродуктивных форм учебной де
ятельности.
7. Что такое учебно-методический комплекс? Составь
те фрагмент урока с использованием учебно-методическо
го комплекса.
8. На основе «Перечня средств обучения и учебного
оборудования по русскому (родному) языку для общеобра
зовательных учреждений. 5—9 кл. — М., 2001» расска
жите о средствах зрительной наглядности по русскому
языку.
9. Какова роль учителя при работе с компьютером?
10.Какие проблемы работы с компьютером характер
ны для современного этапа развития школы?
11.Сопоставьте один-два раздела (по выбору) из любого
учебника русского языка. В какой мере отражается в них
«авторская интерпретация» учебного материала? Чем от
личаются методическая адаптация лингвистического ма
териала и предлагаемые формы работы?
12.Проанализируйте один-два раздела альтернативных
учебников русского языка. В какой мере представлены в
них задания, формирующие лингвистическую рефлек
сию, самостоятельную оценку своего пути и результаты
обучения учащихся. Разработайте два-три рефлексион-
ных задания к одному из разделов учебника.
13.Предложите задания к одному из разделов учебни
ка, реализующие принципы личностно-ориентированно
го обучения русскому языку.
14.Предложите к одному из разделов учебника задания,
раскрывающие культуроносную (кумулятивную) функ
цию языка.
РАЗДЕЛ XI
Храня память о прошлом,
1) ученым понадобилось много времени на изучение старин
ных летописей.
2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
3) изучение истории имеет большое значение.
4) это помогает лучше понять настоящее.
— лексической:
В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЫ
1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ
детей завтра.
3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь,
придется ОДЕТЬ охотничьи сапоги.
4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.
— пунктуационной:
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые!
Май (1) по словам старожилов (2) всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.
1)1,2,3,4 3)3,4
2)1,2 4)1,3
— орфографической:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) избежать, ниспадающий, ра..веселый
2) пр..забавный, преследовать, пр..рекание
3) об..грать, раз..екать, заискивающий
4) в..южный, под..езжая, с..емка
Ряд тестовых заданий ориентирован на проверку лингвистической компетентностивыпускника. Эти задания контролируют:
— знание фонетики, лексики, словообразования, мор
фологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте
единицы языка, классифицировать и анализировать их;
— знание орфографических и пунктуационных правил
через умения опознавать вид орфограммы в слове и пункто-
граммы в предложении и объяснять написание. Например:
Укажите неверное объяснение написания гласной О или Ё ; после шипящих.
1) лучОм — в окончании существительного, под ударением
2) дешЁвый — в суффиксе прилагательного, под ударением
3) тушЁнка — в суффиксе причастия, сохраняющемся в про
изводном от причастия прилагательном и существительном
4) вооружённый — в суффиксе причастия
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
РЕЗЮМЕ
* Обучение и контроль — два звена одного процесса. Они
регламентируются одними и теми же государственными
документами, в частности Государственным образователь
ным стандартом. Содержание контроля определяется це
лями обучения, сформулированными в стандарте на язы
ке компетенций. Компетентностный подход, реализован
ный в системе контроля, предполагает, что объектом
проверки являются не отдельные знания, умения и навы
ки, а три компетенции — лингвистическая, языковая и
коммуникативная. В этом случае итоговая работа полно
стью контролирует процесс обучения.
* При проведении такой работы используются в качестве
измерителей различного рода тестовые задания: с выбо
ром ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (со
чинение).
* Меняется также и система оценивания работы: вместо
обобщенной, фактически качественной характеристики
результатов работы посредством пятибалльной школьной
шкалы используется аналитическая количественная ха
рактеристика всех компонентов, которая синтезируется и
позволяет более точно и объективно оценить ту или иную
компетенцию. Такой подход (в сочетании с возможностью
использования компьютерной техники) обеспечивает зна
чительно большую объективность результатов.
II ЛИТЕРАТУРА________________________________
1. Единый государственный экзамен: Русский язык: Конт
рольно-измерительные материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пуч-
кова, С. И. Львова и др. — М., 2003.
2. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку: Сборник статей из опыта работы. Пособие для учите
лей / Сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева. — М., 1980.
3. Оценка качества подготовки выпускников основной шко
лы по русскому языку. — М., 2000.
4. Оценка качества подготовки выпускников средней (пол
ной) школы по русскому языку. — М., 2002.
5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Еди
ному государственному экзамену. Русский язык. — М.: Интел
лект-Центр, 2004.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. В чем состоит, на ваш взгляд, обучающая функция
контроля?
2. Как реализуется идея компетентностного подхода
к обучению в практике проведения итогового аттестаци
онного контроля? Как это отражается на содержательной
структуре контрольной работы и выборе измерителей?
3. Сопоставьте тестовый контроль с традиционными
формами проведения выпускного экзамена. Назовите силь
ные и слабые стороны тестирования и попытайтесь объяс
нить, в чем причина популярности тестов в современной
практике преподавания родного языка.
4. Составьте по два-три тестовых задания с выбором от
вета, проверяющих: а) лингвистическую, б) языковую ком
петенции. Укажите, для какого класса они предназначены.
5. Подберите текс<