Новые педагогические технологии в преподавании русского языка

РАЗДЕЛ IX

Новые педагогические технологии в преподавании русского языка

Современная образовательная технология в аспекте лично-стно-ориентированного подхода в обучении. Методика обучения и образовательная технология. Технология самооценки («Языковой портфель»).

4 В современной дидактике, во многих методических работах встречается термин педагогическая технология. В практике встречаются такие термины, как педагогиче­ские технологии, технологии образования, новые педаго­гические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «технология» еще уточняется, термин употребля­ется в достаточно широком контексте.

Чаще образовательную технологию определяют как со­вокупность определенных форм и методов обуче­ния, обеспечивающую создание учениками образователь­ной продукции (А. В. Хуторской). В основе определения образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Главное направление личностно-ориентированных тех­нологий образования в педагогике — формирование и раз­витие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и твор­ческого мышления как приоритетных направлений интел­лектуального развития человека.

Современные личностно-ориентированные образова­тельные технологии учитывают возрастные, индивиду­ально-психологические особенности учащихся, ориенти­руются на ученика как на субъект образовательного про­цесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществ­лять образовательный процесс, анализировать достигну­тые результаты.

В соответствии с таким подходом роль учителя в обра­зовательном процессе можно охарактеризовать так: учй-

тель создает условия для формирования личности ученика у учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может про­бовать свои силы для решения возникающих учебных проб­лем, помогает их решать совместными усилиями, планиру­ет совместную работу в сотрудничестве при решении раз­нообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собст­венного аргументированного мнения по той или иной про­блеме, возможности ее всестороннего исследования.

Очевидно, что разработка личностно-ориентированных технологий — это поиски путей получения гаранти­рованного качественного образователь­ного результата.

В современной дидактике созданы теоретические пред­посылки в развитии этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии.

Как правило, в структуре технологии обучения выде­ляются такие компоненты:

1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и
отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже
имеющихся знаний и опыта.

2. Мотивация и организация учебной деятельности
учащихся. Основная задача учителя на этом этапе — при­
влечение учащихся к занятиям познавательной деятель­
ностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собст­
венно процесс обучения, на котором происходит усвоение
учебного материала учеником при взаимодействии со
средствами обучения.

Сценарий защиты

1. Обозначение проблемы: «Лексикографический подвиг
В. И. Даля».

2. Защита своей гипотезы:

а) материалы по теме «История создания «Толкового словаря»;

б) материалы по теме «Чем словарь В. И. Даля отличает­
ся от других существующих в то время словарей русского язы­
ка?»;

в) материалы по теме «Фразеология в словаре В. И. Даля»;

1 Руководитель — кандидат филологических наук Е. Н. Ти­хонова.

г) материалы по теме «Почему словарь В. И. Даля называют «Энциклопедией русской жизни первой половины XIX ве­ка»?».

3. Общий вывод.

4. Ответы на вопросы (дискуссия).

Подготовка проекта велась как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Проблема для исследовательского проекта была пред­ложена научным руководителем, соотносилась с курсом русского языка 7 класса.

Выявить проблему в рамках заданной темы не просто, роль учителя в этом процессе значительна. Так же не просто наметить темы для учебных проектов по русскому языку. Ориентиром могут быть темы рефератов, рекомен­дованные Министерством образования1 и предъявленные в форме высказываний ученых и писателей о русском языке, языковых явлениях, например:

«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)

«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже су­ществуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)

«Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)

«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)

«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средст­вами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мыс­ли». (В. Короленко)

«Словом можно соединить людей, словом можно и разъеди­нить их». (Л. Толстой)

«Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)

«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)

Кроме того, могут быть предложены для исследова­тельского проекта такие темы, как «Можно ли познавать мир, не пользуясь средствами языка», или «Обогащает ли русский язык современное словотворчество». Эти проекты требуют и проведения наблюдения, и организации экспе-

рямента, и анализа литературы, и составления аналитиче­ских выводов, и, возможно, подготовки серии словариков

ЦТ. Д.

Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значи­мая проблема, определены методы исследования, сплани­рована деятельность ученика.

Сегодня проводятся смотры учебных проектов по обще­ственно значимым проблемам. Так, в рамках решения проблемы интеграции учащихся в мировое культурное пространство Московским Департаментом образования был проведен конкурс проектов «Москва на пути к культуре мира», где почетные дипломы получили разные проекты, например проект по теме «Культура общения людей в раз­ных уголках земного шара»1.

Интересен подход к подготовке учебного проекта с ис­пользованием программ на электронных носителях2. Речь идет о программе на электронных носителях «Родной край». Программа эта нацелена на формирование исследо­вательских умений у обучающихся, главным образом, в сельских школах по курсам краеведения. Так, на уроках русского языка в 5—6 классах предлагается создавать про­ект на тему «Народное искусство моего края». Описание исполнителя, манеры исполнения, впечатлений, которые произвели на слушателей песня или сказка, вполне впи­сываются в уроки развития речи. В 7—8 классах можно подготовить проекты — «Слово наших предков», «Языки каких народов оставили след на карте нашего края», «Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия деревень, го­родов, улиц?», «Исторический календарь топонима».

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руко­водить исследовательской деятельностью ученика, а имен­но — помогать в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследова­тельскую деятельность ученика, спланировав ее этапы, помогая распределить задания для каж-



1 Материалы для подготовки и проведения итоговой аттес­тации выпускников средних общеобразовательных учрежде­ний по русскому языку. 11 кл. / Авт.-сост. С. И. Львова, Л. М. Рыбченкова. — 2-е изд. — М., 2002.

1 Руководитель проекта — учитель гимназии № 1563 Вос­
точного образовательного округа г. Москвы Белова Е. А.

2 По материалам журнала «Русская словесность» — 2001.

дого участника проекта, проводить консультации, раз­вивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной де­ятельности.

По мнению многих специалистов, технологией буду­щего можно назвать дистанционное (дистантное) обуче­ние, позволяющее получить образование тем, кто живет вдалеке от учебных заведений, у кого есть ограничения в передвижении по состоянию здоровья, кто хочет эффек­тивно использовать учебное время за счет быстрого досту­па к информации и оптимизировать процесс обучения с помощью построения индивидуальной образовательной траектории.

Дистанционное обучение как технология обучения1 предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения, за что и получила название дистанци­онного обучения. Учащийся получает комплект (порт­фель) учебно-методических материалов, изучает их само­стоятельно. Заканчивая изучение предмета или учебного курса, ученик сдает экзамен, получая экзаменационные материалы (вопросы и задания) в электронном виде, вы­полняет работу на компьютере и отсылает ее на проверку по электронной почте преподавателю. Преподаватель вы­ступает в данном случае как в роли консультанта, оказы­вающего помощь ученику при выборе учебной програм­мы, литературы, помогающего при освоении трудных раз­делов курса, так и в роли экзаменатора.

Информационные технологии, применяемые в дистан­ционном обучении, представляют новые, более широкие возможности в преподавании русского языка. Эти техно­логии используют специфический путь подачи учебного материала на основе гипертекста — системы ссылок, что упрощает нахождение и использование необходимой ин­формации каждым в индивидуальном режиме. Однако эта технология предъявляет особые требования к учебным электронным курсам, предназначенным для дистанцион­ного обучения.

Дистанционное обучение может значительно способст­вовать снижению учебной нагрузки за счет дифференци-

1 См. например: Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.

ации и индивидуализации обучения, если часть учебного времени школьники основной и особенно старшей ступе­ни обучения будут заниматься дома, выполняя творческие проекты или индивидуальные задания на своих компью­терах или в компьютерном центре школы в удобное для них время, широко используя различные источники ин­формации, информационно-образовательные ресурсы Ин­тернета.

Этот вид информационных технологий позволяет орга­низовывать совместные исследовательские работы уча­щихся различных школ, учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Эти технологии позволят расширить кругозор учеников, способствуют развитию коммуникативных навыков. * В последнее время появились сравнительно новые тех­нологии под названием «Портфель достижений ученика», которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашенной в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.), которая состоит в том, что образование должно стать более индиви­дуализированным, функциональным и эффективным1.

«Языковой портфель достижений ученика» — инстру­мент самооценки собственного познавательного, творческо­го труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Пилотный проект «Европейский языковой портфель для России» был подготовлен в рамках программы «Ин­теграция»2. Проект ориентирован на самооценку комму­никативных умений учащихся в процессе изучения ино­странного языка.

Эту сравнительно новую технологию уже начали приме­нять в практике преподавания не только иностранного, но и русского языка в школах России. Есть и варианты назва­ний «Языковой портфель ученика», «Языковая папка уча­щегося», «Языковой архив», однако суть остается единой — самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.

1 См.: Концепция профильного обучения на старшей ступе­
ни общего образования. — Учительская газета. — 2002. —
№42.

2 Авторы-составители: И. И. Халеева, Н. Д. Гальскова,
К. М. Ирисханова, Г. В. Стрелкова.

Идея создания инструмента, который позволял бы ор­ганизовать сотрудничество учителя и ученика на этаце оценки речевых умений учащегося, социально значимых, относящихся к общеучебным умениям, оказалась востре­бованной для преподавателей русского языка в условиях как профильного обучения, так и предпрофильного обуче­ния, когда должны быть созданы реальные условия для дифференциации и индивидуализации обучения.

По форме «Языковой портфель» — новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых уме­ний учащихся.

Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:

—в описании проделанной учеником работы по совер­
шенствованию речевых умений за годы обучения в школе
(описание дает как учитель, так и ученик);

—в качественной фиксации учеником и учителем
уровня овладения основными видами речевой деятельнос­
ти (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависи­
мости от этапа обучения (начальный, средний и старший);

—в презентации (по выбору ученика) наиболее удач­
ных письменных работ, разнообразных по жанру (сочине­
ния разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изло­
жения и т. д.);

—в определении личной позиции ученика по отноше­
нию к предмету на определенном этапе обучения;

—в прогнозировании профессиональных склонностей
ученика на этапе предпрофильного и профильного обуче­
ния.

«Языковой портфель» состоит из нескольких разделов: языковой паспорт владельца языкового портфеля (папки), где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимал­ся ученик, язык общения в семье.

В этом разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:

— для того чтобы описывать проделанную тобой работу;

— для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как вла­
деешь русским языком, а также то, что тебе хотелось бы узнать
о языке;

— для того чтобы показать, как ты хочешь изучать русский
язык в дальнейшем;

— для того чтобы показать твоим новым учителям в том
случае, если ты перейдешь в другой класс или школу;

— для того чтобы знать, как заполняются подобные доку­
менты, они могут быть очень полезны для тебя при дальней­
шем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых зна­
комствах в будущем.

Эта памятка разъясняет ученику, родителям, учите­лям другой школы (в случае перехода учащегося) назначе­ние языкового портфеля — это «бортжурнал путешествия по годам обучения русскому языку».

В «Языковой портфель» включены таблицы для само­оценки, где описаны уровни (А, В, С) сформированности речевых умений во всех видах речевой деятельности ауди­рование, говорение (монолог, диалог), чтение, письмо.

Эти уровни А, В, С определены для иностранного язы­ка как уровни овладения речевыми умениями. Трансля­ция перечня речевых умений по уровням на русский язык возможна с учетом специфики и этапа освоения русского языка.

Уровень А1 характеризует овладение видами речевой деятельности на самом необходимом для устной и пись­менной коммуникации уровне, например: Я умею, исполь­зуя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где я живу, и людях, которых я знаю. Уровень А2 пред­полагает умение обмениваться информацией на знакомую ученику тему в наиболее типичных ситуациях общения.

Уровень В1 предусматривает, например, сформирован­ное умение передать содержание книги, фильма и выра­зить свое отношение к нему, умение общаться в большин­стве речевых ситуаций. Уровень В2 предполагает понима­ние развернутых высказываний, умение объяснить свою точку зрения по проблеме.

Уровень С1 предполагает наличие умения строить вы­сказывания политематического характера, развивать от­дельные аспекты тем и делать соответствующие выводы. Уровень С2 предполагает владение всеми видами речевой Деятельности на высоком уровне, например, предполагает сформированное у учащихся умение писать логично по­строенные тексты, используя при этом необходимые сти­листические средства, свободное понимание всех типов

текста, относящихся ко всем функциональным стилям и жанрам.

На примере уровня В2 можно видеть, как выглядит конкретный перечень речевых умений.

УРОВЕНЬ В2 —«ПОРОГОВЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ»
ПОНИМАНИЕ аудирование Я понимаю развернутые высказывания (до­клады, лекции) и содержащиеся в них аргумен­ты на относительно знакомую тематику. Я понимаю почти все телевизионные новости и репортажи о текущих событиях. Я понимаю содержание фильмов, действующие лица которых говорят на литературном язы­ке
чтение Я понимаю статьи и сообщения, в которых затрагиваются современные проблемы. Я понимаю точку зрения их авторов. Я понимаю художественную прозу
ГОВОРЕНИЕ диалог Я умею без подготовки и с определенной сте­пенью свободы участвовать в диалогах. Я умею принимать активное участие в дис­куссии по знакомой мне проблеме, обосновы­вать и отстаивать свою точку зрения
монолог Я умею понятно и ясно высказываться на многие темы, имеющие отношение к моим личным интересам. Я умею объяснять свою точку зрения по важ­ной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против»
ПИСЬМО письмо Я умею писать развернутый текст полите­матического характера, касающийся сферы моих личных интересов. Я умею письменно передавать информацию или ход своих мыслей в сочинении или сообще­нии, аргументируя свою точку зрения. Я умею писать письма личного и официально­го характера, четко выражать в них то, что является особенно важным

Знакомясь с таблицами самооценки, ученик может осознать свой уровень овладения речевыми умениями.

Во втором разделе «Языкового портфеля» — контроль­ные листы для самооценки, которые заполняются учени­ком по принципу «умею — не умею». Кроме самооценки ученика, в контрольных листах есть графа для оценки ре­чевых умений учащегося учителем. В случае необходи­мости есть графа для оценки независимым экспертом (если мнение данного учителя не является авторитетом для уче­ника). Таким образом создаются реальные условия для объ­ективной, адекватной оценки речевых умений ученика.

Третий раздел «Языкового портфеля» — это «языко­вой архив ученика». Здесь делается отметка о работах уче­ника или хранятся наиболее удачные работы, выполнен­ные учеником самостоятельно на уроке или дома, сужде­ния ученика о предмете, об интересующих его научных фактах, гипотезах, проблемах, связанных с языком, о про­читанных специальных книгах. Эти записи на этапе пред-профильного обучения позволят учителю более полно оце­нить склонности и способности учащегося в связи с выбо­ром профиля обучения.

В «Языковом портфеле» хранятся отзыв, качественная характеристика достижений и самооценка ученика: за­пись учителя о том, что получилось, что не получилось, запись ученика о том, согласен ли с оценкой учителя, ка­кими достижениями можно гордиться, что может быть причиной неудач, каковы возможные пути и резервы со­вершенствования речевой деятельности.

Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено за счет памяток, содер­жащих параметры отбора письменных работ в «языковой архив», а также памяток, напоминающих о сроках запол­нения контрольных листков самооценки и т. п.

Эту сравнительно новую для преподавателей русского языка технологию уже начали применять в гимназиях Москвы в экспериментальном режиме, так что можно на­метить ряд проблем в связи с ее реализацией:

— содержательных (определение уровней овладения
речевыми умениями (по классам или по ступеням обуче­
ния), в соответствии с этими уровнями определение круга
речевых умений в доступной для ученика формулировке);

— психолого-педагогических (изменение позиции учи­
теля в сторону педагогики сотрудничества на этапе оцен­
ки ученика, изменение отношения ученика к оценке и

формирование навыка рефлексии в процессе совершенст­вования речевой деятельности, изменение позиции роди, телей — движение от «проверки дневника» к наблюдению за развитием ребенка, оказание помощи при формирова­нии рефлексивных умений);

— организационных (размножение листов для конт­рольной самооценки, введение в образовательный процесс нового структурного элемента — «Презентация языкового портфеля» и др.).

Обозначенный круг проблем показывает, что примене­ние данной технологии самооценки в преподавании рус­ского языка требует решения определенных задач.

Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно опреде­лить выбор профиля обучения.

Как упрощенный вариант технологии «Портфель до­стижений», в 5—7 классах можно использовать специаль­ный «Лист индивидуальных достижений», который по­лезно завести для каждого ученика1. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-ли­бо значков, или, например, закрашивая определенную клеточку — полностью или частично. В «Листе индивиду­альных достижений» полезно фиксировать текущие оцен­ки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирова­ния устойчивых навыков чтения, письма, говорения, слу­шания. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем)2.

1 См.: Информационное письмо Министерства образования
от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных
достижений младших школьников в условиях безотметочного
обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих
в эксперименте по совершенствованию структуры и содержа­
ния общего образования».

2 Более подробно формы текущей оценки при безотметочном
обучении описаны в рекомендациях Министерства образования
Российской Федерации для участников эксперимента по совер­
шенствованию структуры и содержания общего образования «Сис­
тема оценивания учебных достижений школьников» (2001 г.).

\ Эти сравнительно новые технологии, которые объеди­няются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. са­монаблюдения, самооценки, формируют умения адекват­но оценивать собственные достижения и возможности, де­лать необходимые выводы относительно собственного са­мосовершенствования, самостоятельно мыслить.

* Одна из главных задач обучения русскому языку состо­
ит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и про­
будить личностный мотив, привить интерес к предмету,
развить стремление к речевому самосовершенствованию.

В связи с этим в современной методике уточняются це­ли обучения, изменяется содержание и структура образо­вания. Соответственно этому совершенствуются формы обучения, уточняются методы и приемы обучения.

Кроме того, разрабатываются технологии, которые ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ре­бенка, развитие его интеллектуальных и коммуникатив­ных умений, формирование социально значимых над-предметных умений.

* Новые образовательные технологии — совокупность
определенных форм и методов обучения, обеспечивающих
решение учениками в результате самостоятельных дейст­
вий образовательной задачи. Таким образом, в основе об­
разовательных технологий лежат те цели, которые долж­
ны быть достигнуты (образовательный результат), способ
взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их
роль в образовательном процессе.

* Образовательная технология точно определяет способ
взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, их роль
в образовательном процессе, четкое следование технологии
(а не только использование отдельных ее элементов) позво­
ляет добиться поставленных целей (получить образователь­
ный результат).

ЛИТЕРАТУРА___________________________________

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической техноло­гии. — М., 1989.

2. Г а ц И. Ю. Методический блокнот учителя русского
языка. — М., 2003.

3. Гимназия № 1504. Модульное обучение: опыт, перспек­
тивы. — М., 1996.

4. Л е о н т ь е в А. А. Психология общения. — М., 1997.

5. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и сис­
темы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат,
М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред.
Е. С. Полат. — М., 2000.

6. С е л е в к о Г. К. Современные образовательные техноло­
гии. — М., 1998.

7. Третьяков П. И.,Сенновский И. Б. Технология
модульного обучения в школе: Практико-ориентированная мо­
нография. — М., 1997.

8. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник
для вузов. — СПб.: Питер, 2001.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ____________________

1. Основная характеристика современных образова­
тельных технологий, по мнению дидактов, — их личност-
но-ориентированная направленность. В чем это проявля­
ется? Раскройте личностно-ориентированный характер
одной из новых образовательных технологий.

2. Проанализируйте любой учебник русского языка с
точки зрения реализации в нем элементов новых техноло­
гий. Возможно ли это? Правомерно ли говорить об элемен­
тах этих технологии? Как вы считаете? Обоснуйте свое
мнение.

3. Проектная деятельность, по мнению дидактов, —
путь к творчеству учащихся. Согласны ли вы с этим мне­
нием? Почему? Докажите свою точку зрения.

4. В книге А. В. Хуторского «Развитие одаренности
школьников. Методика продуктивного обучения» есть
описание дистанционного проекта «Феномен». Как по-ва­
шему, возможно ли использовать данную структуру про­
екта при изучении русского языка. Продумайте темы про­
ектов по русскому языку в рамках структуры проекта
«Феномен».

«УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ "ФЕНОМЕН". Участ­ники в течение недели выполняют работу, в которой указыва-

\

: тема исследования, цель, план, основное содержание ис­следования, выводы, самоанализ своей деятельности (что по­нял, чему научился, какие были проблемы и как их преодолевал), самооценка.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА

— Обозначьте обнаруженный феномен понятием (названи­
ем), изобразите его в виде компьютерного рисунка или символа.

— Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюде­
нии феномена.

— Выразите, в чем состоит особенность, необычность фено­
мена, его отличие от других явлений.

— Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

— Составьте план своего исследования феномена.

— Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую фено­
мен.

— Сделайте выводы из исследования».

5. В учебнике «Русский язык. 6 класс» (авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. В. Львов, В. И. Капи-нос) в разделе «Речь» есть следующие упражнения (см. ниже). В какой мере можно говорить о реализации этой системы упражнений по технологии метода проектов? Охарактеризуйте деятельность ученика и деятельность учителя при выполнении данных упражнений.

1. Представьте себе, что вы синоптик и ведете наблюдения
за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своем жур­
нале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите
конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись,
указав не только число, но и час наблюдений.

2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким
вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создай­
те зарисовку, озаглавьте ее. Каким стилем и типом речи вы вос­
пользуетесь? Какие языковые средства подберете?

3. Представьте себе, что вы участники конкурса на лучший
проект оформления вашей классной комнаты. Создайте свой
вариант и предложите его словесное описание. Предварительно
решите, какого стиля, типа речи текст вы создаете, какие тре­
бования к нему должны выполнить.

РАЗДЕЛ X

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ_______________________

1. «Средства обучения» и «средства наглядности» —
это синонимы? Докажите свое мнение.

2. Докажите, что учебник является основным средст­
вом обучения.

3. На примере одного из разделов 5—9 класса любого из
трех учебников русского языка, входящих в Федеральный
Перечень, раскройте основные функции учебника.

* - 10269 Быстрова

4. В чем сущность и значение систематизирующей
функции учебника? Приведите примеры.

5. На примере одного-двух разделов действующего
учебника русского языка раскройте пути реализации в
нем личностно-ориентированного подхода. Предложите
свои задания, которые учитывают индивидуальные осо­
бенности учащихся.

6. Проанализируйте один-два раздела действующих
учебников русского языка. Охарактеризуйте соотношение
в них продуктивных и репродуктивных форм учебной де­
ятельности.

7. Что такое учебно-методический комплекс? Составь­
те фрагмент урока с использованием учебно-методическо­
го комплекса.

8. На основе «Перечня средств обучения и учебного
оборудования по русскому (родному) языку для общеобра­
зовательных учреждений. 5—9 кл. — М., 2001» расска­
жите о средствах зрительной наглядности по русскому
языку.

9. Какова роль учителя при работе с компьютером?

10.Какие проблемы работы с компьютером характер­
ны для современного этапа развития школы?

11.Сопоставьте один-два раздела (по выбору) из любого
учебника русского языка. В какой мере отражается в них
«авторская интерпретация» учебного материала? Чем от­
личаются методическая адаптация лингвистического ма­
териала и предлагаемые формы работы?

12.Проанализируйте один-два раздела альтернативных
учебников русского языка. В какой мере представлены в
них задания, формирующие лингвистическую рефлек­
сию, самостоятельную оценку своего пути и результаты
обучения учащихся. Разработайте два-три рефлексион-
ных задания к одному из разделов учебника.

13.Предложите задания к одному из разделов учебни­
ка, реализующие принципы личностно-ориентированно­
го обучения русскому языку.

14.Предложите к одному из разделов учебника задания,
раскрывающие культуроносную (кумулятивную) функ­
цию языка.

РАЗДЕЛ XI

Храня память о прошлом,

1) ученым понадобилось много времени на изучение старин­
ных летописей.

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

— лексической:

В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно упот­ребить слово НАДЕТЫ

1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошел вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ
детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь,
придется ОДЕТЬ охотничьи сапоги.

4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

— пунктуационной:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые!

Май (1) по словам старожилов (2) всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по сло­вам дилетантов (4) никак нельзя.

1)1,2,3,4 3)3,4

2)1,2 4)1,3

— орфографической:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) избежать, ниспадающий, ра..веселый

2) пр..забавный, преследовать, пр..рекание

3) об..грать, раз..екать, заискивающий

4) в..южный, под..езжая, с..емка

Ряд тестовых заданий ориентирован на проверку линг­вистической компетентностивыпускника. Эти задания контролируют:

— знание фонетики, лексики, словообразования, мор­
фологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте
единицы языка, классифицировать и анализировать их;

— знание орфографических и пунктуационных правил
через умения опознавать вид орфограммы в слове и пункто-
граммы в предложении и объяснять написание. Например:

Укажите неверное объяснение написания гласной О или Ё ; после шипящих.

1) лучОм — в окончании существительного, под ударением

2) дешЁвый — в суффиксе прилагательного, под ударением

3) тушЁнка — в суффиксе причастия, сохраняющемся в про­
изводном от причастия прилагательном и существительном

4) вооружённый — в суффиксе причастия

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложе­нии:

РЕЗЮМЕ

* Обучение и контроль — два звена одного процесса. Они
регламентируются одними и теми же государственными
документами, в частности Государственным образователь­
ным стандартом. Содержание контроля определяется це­
лями обучения, сформулированными в стандарте на язы­
ке компетенций. Компетентностный подход, реализован­
ный в системе контроля, предполагает, что объектом
проверки являются не отдельные знания, умения и навы­
ки, а три компетенции — лингвистическая, языковая и
коммуникативная. В этом случае итоговая работа полно­
стью контролирует процесс обучения.

* При проведении такой работы используются в качестве
измерителей различного рода тестовые задания: с выбо­
ром ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (со­
чинение).

* Меняется также и система оценивания работы: вместо
обобщенной, фактически качественной характеристики
результатов работы посредством пятибалльной школьной
шкалы используется аналитическая количественная ха­
рактеристика всех компонентов, которая синтезируется и
позволяет более точно и объективно оценить ту или иную
компетенцию. Такой подход (в сочетании с возможностью
использования компьютерной техники) обеспечивает зна­
чительно большую объективность результатов.

II ЛИТЕРАТУРА________________________________

1. Единый государственный экзамен: Русский язык: Конт­
рольно-измерительные материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пуч-
кова, С. И. Львова и др. — М., 2003.

2. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку: Сборник статей из опыта работы. Пособие для учите­
лей / Сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева. — М., 1980.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной шко­
лы по русскому языку. — М., 2000.

4. Оценка качества подготовки выпускников средней (пол­
ной) школы по русскому языку. — М., 2002.

5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Еди­
ному государственному экзамену. Русский язык. — М.: Интел­
лект-Центр, 2004.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит, на ваш взгляд, обучающая функция
контроля?

2. Как реализуется идея компетентностного подхода
к обучению в практике проведения итогового аттестаци­
онного контроля? Как это отражается на содержательной
структуре контрольной работы и выборе измерителей?

3. Сопоставьте тестовый контроль с традиционными
формами проведения выпускного экзамена. Назовите силь­
ные и слабые стороны тестирования и попытайтесь объяс­
нить, в чем причина популярности тестов в современной
практике преподавания родного языка.

4. Составьте по два-три тестовых задания с выбором от­
вета, проверяющих: а) лингвистическую, б) языковую ком­
петенции. Укажите, для какого класса они предназначены.

5. Подберите текс<

Наши рекомендации