Оценка и интерпретация результатов.
Полученные данные сопоставляются с нормативными показателями (таблица 1).
Дополнительным показателем служит расхождение между отношением к действиям, связанным с саморазвитием, и их проявлениями в поведении. Показателем в данном случае является разность между суммарным баллом «отношение» и «частота». При оптимальном соотношении разность близка к нулю.
Уровень | Половозрастные группы, интервалы значений | |||||
Девочки | Мальчики | |||||
15—16 | 15—16 | |||||
I | 120—144 | 122—144 | 114—144 | 105—144 | 111—144 | 125—144 |
II | 102—119 | 101—121 | 96—113 | 82—104 | 93—110 | 108—123 |
III | 84—101 | 78—100 | 78—95 | 59—81 | 75—92 | 92—107 |
IV | 66—83 | 55—77 | 60—77 | 36—58 | 59—74 | 76—91 |
V | 10—65 | 10—54 | 10—59 | 10—35 | 10—58 | 10—75 |
Интерпретация уровней:
I уровень — Очень высокий уровень готовности к саморазвитию. Нередко свидетельствует о стремлении давать социально желательные ответы или о недостаточной критичности по отношению к себе.
II уровень — Высокий уровень готовности к саморазвитию. В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте свидетельствует о соответствии социально-психологическому нормативу.
III уровень — Средний уровень. Для понимания его психологической характеристики необходимо проанализировать особенности заполнения методики. Подобный результат часто связан с существенным расхождением между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализацией в поведении. Такие подростки переживают недостаток средств саморазвития.
IV уровень — низкий уровень
V уровень — очень низкий уровень
Последние два уровня свидетельствуют о необходимости проводить с подростками специальную работу, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию.
3.3. Вербальная диагностика самооценки личности // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.48-49
Инструкция:По каждому из суждений теста надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупым.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я необщителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.
Обработка результатов:
Подсчет баллов производится по схеме:
• «очень часто» – 4 балла,
• «часто» – 3,
• «редко» – 2,
• «никогда» – 0.
Интерпретация результатов:
• 0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
• 26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
• 46-128 баллов – уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
4. Глоссарий:субъект деятельности, индивид, личность, личностный рост, Я-концепция
Практикум. Тема 4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Устные сообщения
Самовоспитание характера
Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. - М., 1994.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1990.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. С. 254.
Что должно быть отражено:
- Что такое самовоспитание.
- Основные принципы, на которых строится самовоспитание.
- Примеры моделей самовоспитания.
- Список использованной литературы.