Антропометрия детей 1-го года жизни.

Цель:оценка физического развития ребенка.

Оснащение: медицинские горизонтальные весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, пеленки, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения. Взвешивание.

1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

3. Закрыть затвор весов.

4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

7. Записать результат.

Измерение роста.

1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.

Измерение окружности головы.

1. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.

2. Ленту протереть раствором хлорамина.

3. Ленту наложить на затылочный бугор головы, а спереди соединить на уровне надбровных дуг ребенка.

Измерение окружности груди.

1. Поднять распашонку, наложить сантиметровую ленту на нижние углы лопаток, а спереди - на уровне сосковой линии.

2. Запомнив результат, ребенка отдать матери, результаты измерения записать в историю развития ребенка.

Антропометрия детей старшего возраста.

Цель:определение физического развития ребенка.

Оснащение:весы напольные, ростомер вертикальный, сантиметровая лента, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника выполнения манипуляции. Взвешивание.

1. Открыть затвор, уравновесить весы, закрыть затвор.

2. Поставить ребенка на весы. Передвинуть большую (килограммовую гирю) влево на цифру равную примерному весу ребенка. Открыть затвор. Затем маленькой (граммовой) гирей уравновесить весы.

3. Закрыть затвор и снять с весов ребенка (или попросить сойти).

4. Записать результат взвешивания и обработать весы раствором хлорамина.

Измерение роста ребенка.

1. Ребенка просят разуться и вплотную встать к вертикальной шкале ростомера так, чтобы ноги были сомкнутыми, а пятки прижаты к шкале. При этом козелок уха и наружний угол глаза должны находиться на одной горизонтальной линии.

2. Осторожно опускают планку до уровня головы и запоминают результат измерения.

3. Просят ребенка сойти с ростомера, результат измерения записывают.

Измерение окружности головы.

1. Проводят наложением сантиметровой ленты на затылочный бугор, а спереди смыкают на надбровных дугах.

2. Результат записывают. Измерение грудной клетки.

1. Наложить сантиметровую ленту сзади на нижние углы лопаток, спереди -по нижнему краю околососковых кружков.

2. Определить величину окружности и записать результат.

Особенности измерения окружности грудной клетки у девочек пубертатного возраста.

1. У девочек с развитыми молочными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4 ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Снять результат.

2. Необходимо контролировать, чтобы девочка не поднимала плечи, не отводила руки вперед или в сторону

Определение числа дыхательных движений.

Показания:оценка дыхательной системы ребенка.

Оснащение:секундомер или часы с секундной стрелкой, фонендоскоп.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Подготовка больного.

1. Успокоить ребенка.

2. Детям раннего возраста подсчет дыхания лучше проводить во сне.

3. Ребенка старшего возраста удобно посадить или уложить в постели, для отвлечения его внимания взять за руку, как для подсчета пульса.

Техника выполнения манипуляции. Детям старшего возраста.

1. Согреть руки.

2. Положить руку на живот или грудную клетку.

3. Определить количество дыхательных движений за 1 минуту.

4. Записать полученные данные в лист наблюдения.

Детям раннего возраста.

1. Осторожно расстегнуть одежду.

2. Использовать лучше не контактный, а визуальный способ: подсчитать ЧДЦ по экскурсии грудной клетки или движению живота.

3. Использовать фонендоскоп, приблизив его к носу ребенка или.установив его на грудную клетку.

4. Определить количество дыхательных движений за 1 минуту.

5. Записать полученные данные в лист наблюдения.

Примечания.

Медсестра должна оценить:

■ характер дыхания (поверхностный или глубокий), " ритм дыхания

■ тип дыхания

■ у детей до 1 года дыхание брюшное или диафращальное,

■ на 2 - м году дыхание смешанное,

■ в 3 - 4 года преобладает грудное дыхание,

■ после 7 лет у мальчиков - брюшное, у девочек - грудное дыхание.

■ частое дыхание — тахшшоэ, редкое дыхание - брадипноэ, отсутствие дыхания — апноэ.

Возраст ЧДД в иин.
Новорожденные 40-60
1-6 месяцев 40-35
7-12 месяцев 35-30
1 — 6 лет 30-25
7-11 лет 23-20
12-16 лет 20-18
Взрослые 18-16

Наши рекомендации