Опыт и использование приборов
Очень важное условие для выпаривания на малой высоте заключается в том, что Вы должны уметь управлять планером, лишь изредка поглядывая на приборную панель, а остальные 99% Вашего внимания должны быть поглощены решением других задач. Следовательно, любые попытки выпарить будут гораздо более эффективны, если Ваш планер оборудован аудиовариометром.
Но, даже приобретя эти ценные навыки, если Вы снизились до 200-250 м во время одного из первых маршрутов, в любом случае, прекращайте полет, аккуратно стройте круг и садитесь. Первые посадки на площадку закалят Ваши способности без ненужных приключений. Не пытайтесь выпаривать ниже этой высоты, пока на Вашем счету не будет хотя бы десятка посадок на поле, и Вы не начнете чувствовать себя немного комфортнее в подобных ситуациях (т.е. ощущение непередаваемого ужаса сменится нормальным состоянием паники).
Влетанность
Вы добились неплохого прогресса за прошедший год и достигли нового уровня мастерства. Начинается весна и Вы готовы продолжать прямо с того места, где остановились, однако прошло уже шесть месяцев. Отсутствие влетанности подобно легкому дурману. Вы не замечаете этого эффекта, пока не попадаете в трудную ситуацию, например, напряженного выцарапывания с малой высоты путем молитв и проклятий. Будьте осторожны, не начинайте слишком агрессивно.
Владение планером
Независимо от уровня Вашей опытности, при полетах на незнакомом типе планера, было бы неплохо действовать более консервативно до тех пор, пока Вы в деталях не прочувствуете его поведение.
Подготовленность к штопору
Поскольку мы проводим уйму времени, летая на скорости, близкой к сваливанию, умение почувствовать начало штопора, предотвратить его и восстановить полет является основой для парения в любых условиях. Но определенно не стоит подвергать себя дополнительному стрессу и нагрузке, выпаривая с малой высоты над незнакомой местностью, пока Вы не достигнете уровня тренированности, при котором распознавание входа в штопор и правильные действия по выводу из него не станут интуитивными. При высокой рабочей нагрузке, например, когда Вы пытаетесь зацепиться за жалкие остатки термика на высоте круга, одновременно исследуя выбранное поле на предмет препятствий, возникает наиболее вероятная ситуация для непреднамеренного срыва в штопор, и лучше быть к ней как следует подготовленным.
Если Вы давно не выполняли штопор, обязательно проведите тренировки в двухместном планере с квалифицированным инструктором перед самостоятельной практикой. Однако помните, что вывод из штопора простого учебного планера намного проще и быстрее, чем на современных машинах. Чтобы быть по-настоящему эффективной, тренировка на штопор должна проводиться на постоянно используемом планере, поскольку штопорные характеристики разных планеров существенно различаются.
Если Вы летаете достаточно долго, рано или поздно Вы встретитесь со штопором – в тот момент, когда менее всего будете этого ожидать.
Погодные условия
При ветре и турбулентности Вы должны увеличить минимальную высоту попыток выпаривания. Существуют дни, когда небезопасно искать термики ниже 300 м независимо от уровня Вашего мастерства.
Использование радио
Излишне говорить, что радио должно быть выключено задолго до этого этапа. Выкарабкиваться вверх, находясь у самой земли, проверять выбранное поле на уклон, провода и заборы, осматривать зону приземления в поисках камней и ям, отчаянно пытаясь в то же время отцентрировать слабый термик, на который Вы наткнулись в последний момент и одновременно контролировать скорость и положение планера – одна из наиболее сложных задач, с которыми Вам когда-либо приходилось сталкиваться. Радио в этот момент не поможет Вам ни набрать высоту, не приземлиться.
Кстати, некоторые пилоты попадали в катастрофы из-за того, что их отвлекло радио. Если Вы не смогли удержаться, любое сообщение товарищам лучше передать в спокойной обстановке на земле, а если не получается связаться по радио, не страшно, всегда можно сделать это по телефону. Тем более что теперь у Вас будет уйма времени, в течение которого все равно больше нечем заняться.
Даже прослушивание эфира отвлекает. «Первый, первый, я второй, нахожусь две мили юго-западнее третьей точки, высота 2000», – для кого-то это может быть и интересная информация, но для Вас, с трудом пытающегося удержаться на 200 м, она совершенно бесполезна. Хуже чем бесполезна, так как отвлекает часть внимания от других задач в самый неподходящий момент.
Я обычно отключаю радио, снизившись до высоты 450 м. Советую поступать так же.
Критерий поиска потока
Критерий поиска потока на малой высоте, который я использую много лет, заключается в простом правиле: «Если я могу потерять 60 м высоты, я попытаюсь выпарить. Если я не могу себе этого позволить – я захожу на круг». Вы можете спросить, почему именно 60 м? Дело в том, что в обычный летный день можно ожидать скорость снижения в нисходящих зонах около 3 м/с. Также стоит предположить, что, пытаясь нащупать поток, Вы попадете в такую зону снижения. Время полного разворота обычно составляет около 20 с. Следовательно, при неудаче за один разворот Вы можете потерять около 60 м. Если учитывать такой вариант, он вряд ли застанет Вас врасплох.
Давайте предположим, что выполнены все условия. Вы обладаете необходимым опытом, влетаны, отлично знакомы с планером и летите по маршруту. День сложился не так, как было задумано, и Вы заходите на круг для неизбежной посадки на поле люцерны. И на середине прохода по ветру вдруг чувствуете толчок вверх. Надо ли попытаться сделать разворот для поиска термика? Да, если высота достаточна, чтобы комфортно продолжить нормальный круг, потеряв в этом месте 60 м. Задержитесь ненадолго, если не теряете высоту на вираже с креном 45°. Если повезет, при завершении виража высота сохранится или даже немного увеличится. Кстати, это максимум, на что можно надеяться после первого разворота, так как термики на такой высоте обычно очень слабые. Очень маловероятно, чтобы Вы выиграли значительную высоту после нескольких виражей. Если Вы не потеряли высоту, попробуйте сделать еще один разворот, и если на вариометре 0, оставайтесь на этом месте. Сочетание Вашего присутствия, помогающего высвободить поток теплого воздуха и попыток его отцентрировать, часто приводит к постепенному подъему.
Однако если Вам не удается набирать высоту, будьте готовы прекратить попытки выпарить, пока Вас не отнесло слишком далеко от поля. В любом случае, усилия не пропали даром, поскольку они дали дополнительное время, чтобы лучше осмотреть площадку.
Расположение
Ваше положение по отношению к выбранному полю так же важно, как и высота. Следует избегать урезанного круга. Вы должны находиться в комфортной позиции неподалеку, и высота для его выполнения должна быть достаточной.
Если Вам, все-таки, не хватает высоты для правильного круга, сократите заход. Помните, что главная цель – начать глиссаду не ниже 60м.
Подъем
Начав подниматься, Вы должны предпринять дополнительные усилия для сохранения внимания. Существует вполне естественная тенденция к тому, чтобы, достигнув 300 м, вздохнуть с облегчением, потерять концентрацию и вместе с ней поток.
Потеря потока на 300 м не всегда связана с невнимательностью. Нечасто, но случается, что поток действительно прекращается на этой высоте. Иногда термик захватывает слишком большое количество холодного воздуха и теряет свою выталкивающую силу. Иногда поток гаснет из-за набежавшей тени. В таком случае, надо иметь в виду, что выглянувшее солнце может снова пробудить его в том же самом месте. Следовательно, после потери, лучше всего снова поискать термик там, где нашли его в первый раз. Есть шанс, что новый прогретый объем воздуха получит достаточно энергии, чтобы пробиться вверх до инверсии.
Происшествия
Большинство происшествий случившихся во время попыток выпаривания с малой высоты были связаны с:
· Отвлекающим действием радио.
· Рабочей перегруженностью.
· Отвлечением от управления планером.
· Слабой подготовленностью к штопору.
· Незнанием пределов попыток выпаривания.
|
Основы низкого выпаривания
· Убедитесь, что радио выключено.
· На низкой высоте используйте повышенную скорость и достаточно крутые виражи.
· Аудиовариометр – это необходимость.
· Не выходите за рамки Ваших возможностей.
· Не делайте ничего, что некомфортно для Вас.
· Никогда не выпаривайте с малой высоты, пока Вы недостаточно опытны.
· Обязательно хорошее владение планером.
· Управление планером должно быть интуитивным.
· Надо обладать большим опытом и мастерством вывода из штопора.
· Повышайте требования к безопасности в ветреный и турбулентный день.
· Никогда не пытайтесь выпаривать, если у Вас нет в запасе до захода на посадку хотя бы 50 м.
· Ваше положение по отношению к выбранной площадке так же важно, как и высота.
· Не забывайте контролировать планер.
· Не теряйте концентрацию, выпарив на 100-200 м.