Понятие информационного общества. Его характерные черты, опасные тенденции в развитии.

Понятие информационного общества. Его характерные черты, опасные тенденции в развитии.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществеизменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

· все большее влияние на общество средств массовой информации;

· информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

· существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Понятие информационной культуры. Значение информационной культуры в деятельности современного юриста.

Сущность понятия «информационная культура» (ИК)

Информационная культура является культурой нового типа. Понятие ИК сформировалось в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки, информации.

В отечественной профессиональной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах ХХ в. Первыми исследователями ИК были библиотековеды, книговеды, библиографоведы. Постепенно с развитием информационных технологий толкование этого понятия все более расширялось.

ИК – культура взаимодействия субъекта с информацией.

Это умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи информации, применять компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Важнейшая и основная составляющая информационной культуры – информационная грамотность. Понятие «информационная грамотность» введено в 1977 г. в США.

Информационная грамотность (ИГ) – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

ИГ включает:

- умение формулировать информационную потребность;

- производить поиск информации, в том числе автоматизированный;

- осуществлять ее отбор и анализ;

- оценивать и интерпретировать информацию;

- эффективно использовать в учебной и профессиональной деятельности.

Понятие «информационная культура» более широкое, чем понятие «информационная грамотность».

Информационная культура личности представляет сплав информационного мировоззрения, т. е. системы взглядов человека на мир информации, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Компоненты ИК:

- коммуникативная культура;

- языковая культура;

- книжная, читательская культура;

- интеллектуальная культура (культура умственного труда);

- информационно-технологическая культура;

- информационно-правовая культура;

- мировоззренческая культура (знание законов распространения информации, информационных потребностей личности и способов их удовлетворения, психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации, понимание роли информации в обществе);

- нравственная культура;

- библиографическая культура.

ИК подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Повышение уровня информационной культуры личности возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, т.е. при организации информационного образования. Только специальная подготовка и информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях.

При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного общества.

функционирование информационной культуры юриста в значительной мере предопределяется законностью, этичностью, своевременностью. Законность зависит от видов информации и режима доступа к ней. Этичность обеспечивается высокими моральными качествами субъектов информационных отношений, требованиями общечеловеческих ценностей, моральных кодексов. Это своеобразная защита от моральных убытков, которые благодаря дезинформации могут испытать как юристы, так и граждане. Своевременность информации выполняет обобщающую функцию в процессе ее получения, использования, хранения.
Информационная культура юриста оказывается в соответствующих формах, а именно: повседневном общении, ознакомлении с материалами средств массовой информации, получении официальных сводок, информационных запросах и т.д.
Повседневное общение - это традиционный обмен информацией между людьми. Человеческое общество не возможно в полной сути без общения. Накопленная таким образом информация передается от поколения к поколению. В целом это соответствует требованиям полноты правовой информации, что существенно определяет эффективность профессиональной деятельности юриста.
На развитие информационной культуры общества в значительной мере влияют средства массовой информации. Однако есть основание говорить об уровне объективности удовлетворения информационных запросов населения. Средства массовой информации не всегда используют достоверные источники. В некоторых случаях они сориентированы на односторонний безадресное связь. Такая информация, а точнее, дезинформация, снижает уровень информационной культуры общества.
В информационных отношениях часто используются официальные сводки, статистические документы. Своевременность и точность информации, которая содержится в них, имеет организующее значение. Эти факты нужно уметь анализировать, сопоставлять, толковать. При этом важную роль играют компетентность, интеллектуальная культура субъектов информации.
Одним из видов информационных взаимоотношений является информационный запрос. Его форма (поставленный вопрос, стиль и тон изложения, культура оформления документов) свидетельствует о определенный уровень профессиональной информационной культуры. Согласно принципу этичности информационный запрос должен быть обоснованным, а ответ - полной и достоверной.
Факторы морально-правовой ответственности касаются информации с ограниченным доступом, которая предусмотрена законом. Низкий уровень профессиональной культуры у юриста, допущенного к такой информации, наносит значительный ущерб как правоохранительной деятельности, так и государству в целом.
Между информационной культурой и социальными явлениями существует взаимосвязь. В обществе проявляются определенные функции понимание сущности информационной культуры, прежде всего теоретико-познавательные и практически-бытовые. Первые - направлены на познание, теоретическое изучение закономерностей развития информационной культуры и обоснование выводов. Вторые - способствуют развитию информационного законодательства, совершенствованию деятельности должностных лиц, рационализации информационных процессов, повышению общей культуры граждан и др.
В формировании профессиональной культуры юриста важную роль играют и теоретико-познавательные и прикладные функции. Однако только последние дают возможность в полной мере оценить уровень профессиональной культуры, охарактеризовать ее внешний аспект.
К прикладных функций информационной культуры принадлежат гуманистическая, управленческая, коммуникативная, ориентационная, режимная, а также функция моральной и юридической ответственности.
Гуманистическая функция ориентирована на защиту прав человека. Прежде всего это касается защиты Украинского государства, неприкосновенности ее границ, недопущения посягательств на волю народа. Здесь достоверность и полнота информации предопределяет действия лиц, обеспечивает защиту основных прав граждан Украины как на территории собственного государства, так и в международном аспекте. Различными путями поступает многочисленная информация о нашей стране, что требует специального культурологического анализа. Гуманистическая функция предусматривает охрану и защиту государственно-конституционного строя Украины.
Информационная культура органически связана с созданием условий для формирования и деятельности органов государственной власти, решения глобальных хозяйственных и научных проблем. Однако информации государственной важности, как правило, обладают лица, занимающие руководящие должности. Поэтому можно утверждать, что становление руководителя начинается с умения использовать информацию в административной деятельности. Профессиональная культура руководителя - это прежде всего его информационная культура. Следовательно, эффективность управления на различных уровнях, в том числе правовой сферой общества, зависит от профессиональной культуры руководителя, умение эффективно использовать информацию при исполнении служебных обязанностей.
Коммуникативная функция информации обеспечивает общение субъектов права, которое должно осуществляться на культурно-нравственных началах.
В юридической практике довольно часто приходится получать и распространять информацию только для личного ориентирования. Это актуализирует моральную и правовую ответственность лиц, которые пользуются этой информацией, поскольку она воплощается в жизнь по необходимости.
В никаких других общественных явлений режимная функция не имеет такого значения, как в информационной культуре. Считается, что каждая информация требует определенного режима хранения. Речь идет не только об информации с ограниченным доступом, но и любую другую. То есть владение профессиональной, деловой, производственной информацией предполагает специфическую систему ее защиты, рациональное использование и распространение. Упорядоченность обращения информации, своевременность ее обнародования является проявлением характерного для юридической практики информационного барьера (режимности), который предусматривает правовую и моральную ответственность юристов.
Моральная ответственность понимается как воплощенный в общечеловеческих ценностях и обеспечиваемый общественным осуждением моральный долг юриста определить правомерность лишение определенных ценностей, принадлежавших ему, в случае нарушения им установленных правил информационных отношений. А правовая ответственность - это закреплено в действующем законодательстве и обеспечено государством принудительное лишение правонарушителя-юриста определенных прав. Поэтому одним из обязанностей субъектов информационных отношений, прежде всего юристов, является использование информации в соответствии с законом или договором.
Следовательно, информационная и профессиональная культура юриста взаимообусловлены. Ведь умение владеть информацией способствует профессиональной деятельности, дает возможность принимать соответствующие юридические определения, предусматривать различные ситуации, прогнозировать правоохранительную деятельность. Кроме этого, информационная культура нужна для сохранения психического равновесия юриста. Многочисленные информационные потоки могут утомлять его, приводить к потере трудоспособности.
Информационная культура юриста является залогом соблюдения законности и правопорядка, развития правосознания общества.

Мультимедиа-технологии.


Мультимедиа-технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Важной особенностью мультимедиа-технологии является возможность создания интерактивных документов. Графический интерфейс мультимедийных проектов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки перехода, текстовые окна, полосы прокрутки, списки выбора и др.).

Одним из типов мультимедийных приложений являются компьютерные презентации. Презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Публикации во Всемирной паутине реализуются в форме мультимедийных Web-сайтов, которые, кроме текста, могут включать в себя иллюстрации, анимацию, звуковую и видеоинформацию.
^

Автоматизация офиса

Характеристика и назначение. К офисным относятся следующие задачи: делопроизводство, управление, контроль управления, создание отчетов, поиск, ввод и обновление информации, составление расписаний, обмен информацией между отделами офиса, между офисами предприятия и между предприятиями. Типовые процедуры, выполняемые в перечисленных выше задачах:

 обработка входящей и исходящей информации (чтение и ответы на письма, написание отчетов, циркуляров и прочей документации, которая может включать также рисунки и диаграммы);

 сбор и последующий анализ данных (отчетность за определенные периоды времени по различным подразделениям в соответствии с различными критериями выбора);

 хранение поступившей информации (быстрый доступ к информации и поиск необходимых данных).

Это требует выполнения следующих условий: работа между исполнителями должна быть скоординирована; движение документов по возможности оптимизировано; предоставлена возможность взаимодействия подразделений в рамках предприятия и предприятий в рамках объединения.

Автоматизированный офис привлекателен для менеджеров всех уровней управления в фирме не только потому, что поддерживает внутрифирменную связь персонала, но также потому, что предоставляет им новые средства коммуникации с внешним окружением.

Информационная технология автоматизированного офиса – это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.

Основные компонентыавтоматизированного офиса представлены на рис. 6.3. В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д.

Автоматизация офисной деятельности осуществляется на основе программно-аппаратного комплекса, называемого электронным офисом.

Электронный офис – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления.

В состав электронного офиса входят следующие аппаратные средства: одна или несколько ЭВМ, возможно, объединенные в сеть; печатающие устройства; средства копирования документов; модем (если компьютер подключен к глобальной сети или территориально удаленной ЭВМ). Дополнительно в состав аппаратных средств могут входить сканеры, используемые для автоматического ввода текстовой и графической информации непосредственно с первичных документов; стримеры, предназначенные для создания архивов на мини-кассетах на магнитной ленте; проекционное оборудование для проведения презентаций.

Основными программными продуктами, входящими в офис, являются:

 текстовый редактор;

 электронная таблица;

 система управления базами данных.

В состав программного обеспечения офиса могут также входить:

 программа анализа и составления расписаний;

 программа презентации;

 графический редактор;

 программа обслуживания факс-модема;

 программы перевода.

Офисные программные продукты используются как самостоятельно, так и в составе интегрированных пакетов.

В интегрированный пакет (ИП) для офиса входят взаимодействующие между собой программные продукты. Основу пакета составляют текстовый редактор, электронная таблица и СУБД. Кроме них в ИП могут входить другие офисные продукты, перечисленные выше. Главной отличительной чертой программ, составляющих ИП, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять одни и те же (или похожие) приемы работы с различными приложениями пакета. Взаимодействие программ осуществляется на уровне документов. Это означает, что документ, созданный в одном приложении, можно вставить в другое приложение и при необходимости изменить его. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователей. Кроме того, цена комплекта из трех и более приложений, поддерживаемых одним и тем же производителем, значительно ниже, чем суммарная цена (если приобретать их по отдельности).

В настоящее время на рынке офисных продуктов доминируют три комплекта: Borland Office for Windows фирмы Novell, SmartSuite фирмы Lotus Development и Microsoft Office фирмы Microsoft.

Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Обязательным компонентом любой технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на оперативном уровне управления. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.

Например, в базе данных собираются сведения о ежедневных продажах, передаваемые торговыми агентами фирмы на главный компьютер, или сведения о еженедельных поставках сырья. Могут ежедневно по электронной почте поступать с биржи сведения о курсе валют или котировках ценных бумаг, в том числе и акций этой фирмы, которые ежедневно корректируются в соответствующем массиве базы данных.

Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и пр. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и с другими фирмами.

Полученная из баз данных информация может быть использована и в некомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования, хранения.

Кроме того, для организации офисной деятельности используют электронную почту, телеконференции и компьютерные конференции, технологию видеотекста, технологии хранения изображений, аудио и видеоконференции, факсимильную связь.

Электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Здесь имеет место только однонаправленная связь. Для обеспечения двухсторонней связи придется многократно посылать и принимать сообщения по электронной почте или воспользоваться другим способом коммуникации.

Электронная почта может предоставлять пользователю различные возможности в за­висимости от используемого программного обеспечения. Чтобы посылаемое сообщение стало доступно всем пользователям электронной почты, его следует поместить на компьютерную доску объявлений, при желании можно указать, что это частная корреспонденция. Вы также можете послать отправление с уведомлением о его получении адресатом.

Когда фирма решает внедрить у себя электронную почту, у нее имеются две возможности. Первая – купить собственное техническое и программное обеспечение и создать собственную локальную сеть компьютеров, реализующую функцию электронной почты. Вторая возможность связана с покупкой услуги использования электронной почты, которая предоставляется специализированными организациями связи за периодически вносимую плату.

Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре компьютера вы передаете его через телефон. Также по телефону вы получаете присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта также реализуется в сети.

Почта для передачи аудиосообщений может успешно использоваться для группового решения проблем. Для этого посылающий сообщение должен дополнительно указать список лиц, которым данное сообщение предназначено. Система будет периодически обзванивать всех указанных сотрудников для передачи им сообщения.

Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной является то, что она проще: при ее использовании не нужно вводить данные с клавиатуры.

Электронный календарь. Он предоставляет еще одну возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцев и других работников организации. Менеджер (или его секретарь) устанавливает дату и время встречи или другого мероприятия, просматривает получившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры. Техническое и программное обеспечение электронного календаря полностью соответствует аналогичным компонентам электронной почты. Более того, программное обеспечение календаря часто является составной частью программного обеспечения электронной почты.

Система дополнительно дает возможность получить доступ также и к календарям других менеджеров. Она может автоматически согласовать время встречи с их собственными расписаниями.

Использование электронного календаря оказывается особенно эффективным для менеджеров высших уровней управления, рабочие дни которых расписаны надолго вперед.

Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную проблему. Естественно, круг лиц, имеющих доступ к этой технологии, ограничен. Количество участников компьютерной конференции может быть во много раз больше, чем аудио- и видеоконференций.

В литературе часто можно встретить термин телеконференция. Телеконференция включает в себя три типа конференций: аудио, видео и компьютерную.

Видеотекст. Он основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора. Для лиц, принимающих решение, имеется три возможности получить информацию в форме видеотекста:

1) создать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах;

2) заключить договор со специализированной компанией на получение доступа к разработанным ею файлам видеотекста. Такие файлы, специально предназначенные для продажи, могут храниться на серверах компании, осуществляющей подобные услуги, или поставляться клиенту на магнитных или оптических дисках;

3) заключить договоры с другими компаниями на получение доступа к их файлам видеотекста.

Обмен каталогами и ценниками (прайс-листами) своей продукции между компаниями в форме видеотекста приобретает сейчас все большую популярность. Что же касается компаний, специализирующихся на продаже видеотекста, то их услуги начинают конкурировать с такой печатной продукцией, как газеты и журналы. Так, во многих странах сейчас можно заказать газету или журнал в форме видеотекста, не говоря уже о текущих сводках биржевой информации.

Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большое количество документов. Их число может быть так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его образ (изображение), причем хранить в цифровой форме.

Хранение изображений (imaging) является перспективной офисной технологией и основывается на использовании специального устройства – оптического распознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохраненное в цифровом формате изображение может быть в любой момент выведено в его реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используются оптические диски, обладающие огромными емкостями. Так, на пятидюймовый оптический диск можно записать около 200 тыс. страниц.

Аудиоконференции используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам. Создание аудиоконференций не требует наличия компьютера, а лишь предполагает использование двухсторонней аудиосвязи между ее участниками.

Использование аудиоконференций облегчает принятие решений, оно дешево и удобно.

Видеоконференции предназначены для тех же целей, что и аудиоконференции, но с применением видеоаппаратуры. Для их проведения также не требуется компьютер. В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение.

Хотя видеоконференции позволяют сократить транспортные и командировочные расходы, большинство фирм применяет их не только по этой причине. Эти фирмы видят в них возможность привлечь к решению проблем максимальное количество менеджеров и других работников, территориально удаленных от главного офиса.

Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом.

Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения.

Либо, кратко, для шпоры:

В настоящее время существует множество программных про­дуктов, обеспечивающих информационные технологии автомати­зации офиса. К ним относятся текстовые процессоры, табличные процессоры, системы управления базами данных, электронная почта, электронный календарь, компьютерные конференции, ви­деотекст, а также специализированный программы управленчес­кой деятельности: ведение документов, контроль исполнения при­казов и т. д.

Текстовые процессоры предназначены для создания и обра­ботки текстовых документов. Подготовленные текстовые доку­менты могут быть распечатаны, а также переданы по компьютер­ной сети. Таким образом, в распоряжении менеджера оказывается эффективный вид письменной коммуникации.

Табличные процессоры позволяют выполнять многочислен­ные операции над данными, представленными в табличной фор­ме. Пользователь имеет возможность вводить табличные данные, обрабатывать их, проводить необходимые вычисления, автомати­чески формировать итоги, выводить информацию в печатном виде и в виде импортируемых в другие системы файлов, качественно оформлять табличные данные, в том числе в виде графиков и диаграмм, проводить инженерные, финансовые, статистические расчеты, проводить математическое моделирование и т. д.

Системы управления базами данных предназначены для со­здания и поддержания в актуальном состоянии баз данных, со­держащих различные сведения о системе управления и производ­ственной деятельности фирмы.

Электронная почта позволяет пользователю получать, хра­нить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Возмож­ности, предоставляемые пользователю электронной почтой, раз­личны, и зависят от применяемого программного обеспечения.

Электронный календарь предоставляет средства для хране­ния и управления рабочим расписанием менеджеров и других работников предприятия. Система позволяет установить дату, время и место (аудиторию) встречи или другого мероприятия, согласовав их с расписанием всех участвующих в нем менедже­ров.

Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную задачу.

Видеотекст основан на использовании компьютера для полу­чения отображений текстовых и графических данных на экране монитора. В настоящее время все более широкое распространение получает обмен между компаниями каталогами и прайс -листами а также заказ газет, журналов и другой печатной продукции в форме видеотекста.

Видеоконференц-связь

С учетом огромной территории Российской Федерации существенное значение приобретает внедрение технологий, позволяющих осуществлять процессуальные действия на расстоянии. С этой целью активно используется система видео-конференц-связи, которая служит для решения следующих задач:

· Проведение судебных процессов с использованием видеотехнологии для взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными или подследственными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени,

· Проведение консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами из одного или нескольких судов,

· Общение адвокатов и родственников с осужденными для уточнения позиции в предстоящем судебном процессе,

· Опрос потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытия глаз) по уголовному или иному судебному делопроизводству в соответствии с российскими и международными правовыми актами

Сеть видеоконференцсвязи в судах общей юрисдикции самая большая в России и одна из самых используемых в мире по количеству проведения сеансов связи (более 400 в сутки).

Первое судебное заседание прошло 18 ноября 1999 года. Во всем мире видеоконференция в судопроизводстве применялась только в судебно­пенитенциарной системе в основном для заслушивания свидетельских показании и общения осужденных с адвокатами и родственниками. Именно в России видеоконференция была впервые применена непосредственно для проведения судебных заседаний. В настоящее время видеоконференция внедрена во всех судах общей юрисдикции областного уровня на всей территории Российской Федерации.

Перспективы развития

Очевидно, что новой задачей на пути внедрения информационных технологий в судебной системе Российской Федерации является комплексная интеграция судов начальной инстанции (мировых судов) в систему «ПРАВОСУДИЕ», что позволит сформировать единое информационное пространство судов общей юрисдикции. С этой целью разработана пилотная зона единого информационного пространства судов общей юрисдикции, в которой будут объединены Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, суды на территории двух субъектов Российской Федерации (включая областные суды, районные суды, мировых судей и территориальные управления Судебного департамента).

На основе полученного в пилотной зоне опыта будет проведена модернизация, доработка подсистем и технических решений системы «ПРАВОСУДИЕ» и Автоматизированной информационной системы Верховного Суда Российской Федерации, а также автоматизация мировых судей для обеспечения интеграции единого информационного пространства судов общей юрисдикции.

Ведется работа по созданию информационно-аналитического центра обработки и хранения информации и технической поддержки системы «ПРАВОСУДИЕ». Основное назначение центра - техническая поддержка создаваемой инфраструктуры единого информационного пространства с использованием системы «ПРАВОСУДИЕ»., хранение и автоматизированная обработка судебной информации, включая электронные архивы судебных дел, организация работ по совершенствованию, развитию ГАС «Правосудие», обучение судей и работников судов общей юрисдикции,

включая мировых судей, работе с подсистемами ГАС «Правосудие», обеспечение доступа к информации о деятельности судов гражданами, организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В заключении необходимо отметить, что внедрение современных электронных технологий в судебную систему Российской Федерации позволило значительно повысить уровень доступа населения к правосудию, улучшив его качество одновременно снизив сроки рассмотрения дел в суде, создать всем членам правового сообщества и средствам массовый информ

Наши рекомендации