Настройка интерфейса пользователя. Настройка главного меню. Рабочего стола.
Объекты(папки, файлы , ярлыки) лежащие на рабочем столе используются часто, поэтому их размещают так что бы было удобно работать. Windows обеспечивает упорядочивание объектов как на рабочем столе, так и в папках. Упорядочить объекты можно путем сортировки(по имени, по типу, по размеру), переразмещения и выравнивания. Эти действия можно осуществить с помощью команд контекстного меню. Объекты на рабочем столе переразмещают с помощью мышки. После их расположения следует применить команду выстроить значки контекстного меню. Назначение и структура панели задач: На панели задач отображается большинство доступных в программе опций и настроек. Добавляемые в программу компоненты могут создавать свои закладки на панели задач, поэтому набор элементов может меняться. Самыми крупными элементами панели задач являются вертикальные закладки. В стандартной версии таких закладок четыре: "Свойства", "Инструменты", "Индикаторы" и "Компоненты". Как видно из названий, первая закладка предназначена для отображения свойств выделенного объекта, вторая закладка содержит список всех доступных в программе инструментов, третья закладка позволяет работать с индикаторами, четвертая содержит список всех зарегистрированных компонентов, которые пользователь может добавлять на рабочий стол. Каждая вертикальная закладка может содержать внутри одну или несколько страниц. Эти страницы доступны с помощью горизонтальных закладок наверху страницы. Их набор и названия зависят от выбранной закладки.
Настройка Главного меню в Windows.
Windows позволяет добавлять в Главное меню новые пункты, причем только в вершину главного меню, или подменю программы. Один из способов добавления – выделить файл и перетащить его правой кнопкой мыши на кнопку Пуск. Система автоматически создает для нее ярлык, который будет расположен в вершине Главного меню. Любой пункт меню может быть перемещен в пределах подменю или в другое подменю, для чего следует перетащить пункт мышью, задерживая указатель мыши на подменю для его раскрытия. Пункт меню можно удалить, переименовать – следует подвести указатель мыши к требуемому пункту, вызвать контекстное меню и выбрать в нм соответствующую
В Главном меню сосредоточены команды запуска практически всех используемых программ и установленных приложений, команды открытия документов, с которыми работали в последнее время, команды поиска локальных и сетевых ресурсов, команды настройки системы и завершения работы на компьютере. Главное меню вызывается нажатием курсора мыши по кнопке «Пуск». Главное меню можно изменять и реорганизовывать: добавлять и удалять команды, изменять расположение команды.
Многие объекты – папки, файлы, фрагменты документов, элементы управления – имеют контекстное меню. В контекстном меню находятся команды выполнения допустимых действий с этими объектами – состав контекстного меню зависит от объекта. Открытие контекстного меню – щелчок правой кнопки мыши на определенном объекте.
Окно Windows: структура и работа с ними.
Каждый открываемый объект размещается в своем окне. Окна – приложений, документов, папок. Элементы окна: 1. Заголовок окна с тремя управляющими кнопками в правой части. 2. Меню команд(состав меню зависит от объекта). 3. Панель инструментов(настраивается пользователем). 4. Рабочее поле(показано содержимое открытого объекта). 5. Строка состояния(состав меню зависит от объекта). Над окном можно выполнять: перемещение, изменение размера(плавно или скачкообразно), сворачивать, закрывать. Свертывание – Свернутое окно помещается на панель задач. Для развертывания надо щелкнуть обозначению окна на панели зада. Изменение размера – Плавно: захватив нижнюю границу или правый нижний угол, потянуть мышью при нажатой левой кнопке. Размер окна от нормального к полноэкранному можно изменить нажатием средней управляющей кнопки. Перемещение – осуществляется захватом заголовка окна и перетаскиванием при нажатой левой кнопке мыши. Закрытие окна осуществляется самой правой управляющей кнопкой(крестиком).
Обслуживание дисков и файлов средствами Windows: использование Проводника.
Рабочее поле Проводника разбито на 2 части: в левой – дерево папок(главная- рабочий стол) , в правой содержимое открытой папки. В древе папок папки, содержащие другие папки обозначаются значком +. Чтобы открыть ветвь надо щелкнуть по +. Также можно открыть щелкнув левой кнопкой мыши. Режим отображения содержимого папки настраивается с помощью команды Вид меню Проводника. Режимы отображения: Крупные значки, Мелкие значки, Список, Таблица. В режиме таблица отображаются -имена папок, размер, тип, Дата создания/изменения. Вид- Упорядочить: по имени, по типу, по размеру, по дате.
Обслуживание дисков и файлов средствами Windows: использование Окон папок.
Чтобы открыть окно требуемой папки надо пройти путь от папки Мой компьютер к данной папке, последовательно открывая папки более низкого уровня. Папка открывается двойным щелчком мыши после ее выделения. При последовательном открытии папок надо учесть, что в зависимости от режима обзора либо для каждой папки будет открываться свое окно, либо папки будут сменять друг друга в своем окне. Режим обзора папок устанавливается: Вид- Свойства папки- Вкладка общие- На основе выбранной настройки- настроить- Способ обзора папок- открывать папки в одном и том же окне или открывать каждое окно в отдельной папке.
Вопрос 21 . Текстовые редакторы как средство подготовки правовых документов: основные и дополнительные возможности и функции(MS WORD).
Работа юристов в различных сферах связана с подготовкой большого количества текстовых документов(законопроектов, иных нормативных актов и т.д.). При выборе текстового редактора решающее значение имеет набор функциональных возможностей, предоставляемых программой. К набору возможностей, ставших стандартными: 1. редакционная обработка текста на экране( перемещение по знакам, строкам, абзацам, страницам, в конец и начало текста, поиск фрагмента текста по метке и модели, работа с несколькими документами), 2. оформление текстового документа(задание формата документа, установка автоматического переноса, формирование абзацев, Разбивка на страницы, выделение текста, нумерация страниц и использование колонтитулов), 3. введение в текстовый документ нетекстовые фрагменты(рисунков, графиков, математических выражений), 4. взаимодействие с файловой системой( сохранение, считывание текстовых файлов, выдача папок и выбор из нее файла для работы, слияние текстов из разных документов) 5. вывод текстовых документов на принтеры разных типов с установкой параметров печати. Для удобства текстовым редактором учитываются следующие параметры: 1. количество необходимых нажатий клавиш(кнопок мыши) для использования той или иной операции, 2. скорость отображения текста на экране при начальном считывании, при разных перемещениях по тексту, при перемещении фрагментов, 3. удобство вызова подсказок, их полнота, структурированность, скорость вывода на экран, 4. возможность получения “чистого” юридического текста, не содержащего никаких разметочных символов, 5.объем внутренней памяти, занимаемой текстовым редактором, 6. объем внутренней памяти, выделенной под текстовый документ, 7. проверка и исправление орфографических ошибок путем сопоставления каждого слова текста со словарем, 8. автоматическая индексация, т.е. выделение из текста слов по определенному критерию и занесение их в упорядоченные списки, 9. оценка стиля изложения с указанием стилистических погрешностей.
Редактор Word – это многофункциональная программа обработки текстов, которая используется для ввода, редактирования, рецензирования и форматирования текста и при этом позволяет: 1. использовать множество различных шрифтов символов и различных способов выделения, 2. указывать параметры абзацев текста и страниц документа, 3. располагать текст на странице в нескольких колонках, 4. печатать верхние и нижние колонтитулы произвольного вида, 5. использовать стили оформления документов, 6. создавать и оформлять таблицы и абзацы, 7. включать в текст рисунки, 8. размещать абзацы в любом месте страницы, 9. разрабатывать электронные документы и сохранять их в электронных форматах HTML, рассчитанных на публикацию в Интернете.
Вопрос 22 .Структура документа. Понятие абзаца, параметры и средства его оформления.
Абзац MS Word – отдельный набор данных, отличающийся своими параметрам форматирования, такими, как выравнивание, интервалы и стили.
Типы абзацев:
• Заголовки (подзаголовки)
• Основной текст документа
• Подписи (с указанием реквизитов сторон)
Форматирование абзаца выполняется посредством команды Формат -> Абзац, в окне которой устанавливают все параметры оформления абзаца: межстрочный интервал, абзацный отступ (красная строка), выравнивание текста, интервалы перед и после абзаца, отступы слева и справа, положение на странице.
Word поддерживает 4 типа выравнивания: по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине. Тип выравнивания выбирается в списке «Выравнивание».
Вопрос 23. Основные этапы подготовки текстового документа.Основные этапы подготовки текстового документа.
Оформление документа начинается с установки его формата, после чего устанавливают шрифт для всего текста, а затем оформляют отдельные фрагменты текста (шрифтовое выделение) и его структурные элементы, как правило, абзацы.
Установка формата документы выполняется посредством команды Файл -> Параметры страницы: устанавливают размер листа бумаги и его ориентацию, величину полей, расположение текста на листе (с одной или двух сторон).Форматирование текста включает в себя форматирование символов, форматирование абзацев, расположение текста на странице (одноколонное или многоколонное), создание маркированных и нумерованных списков.
Для выполнения форматирования текстовых фрагментов их необходимо предварительно выделить (маркировать). Для форматирования текста используется команда Формат или кнопки панели «Форматирование».
Вопрос 24 . Основные приемы и средства ввода текста и редактирования текста(MS WORD).
Ввод текста начинается с позиции, на которой установлен курсор. Для ввода текста используется клавиатура. При вводе текста осуществляется автоматический переход к следующей строке при заполнении предыдущей, при этом осуществляется перенос: по словам или по слогам, если установлен соответствующий режим с помощью команды Сервис -> Язык -> Расстановка переносов. При нажатии Enter текстовый курсор перемещается в начало следующей строки независимо от положения на строке.
Как правило, текст вводится в режиме вставки и очень редко в режиме замены. Текущий режим работы отображается индикатором ЗАМ в строке состояния (если буквы черные - включен режим замены символов). В процессе набора текста Word может автоматически исправлять опечатки или ошибки в правописании. Некоторые типичные опечатки исправляются сразу после того, как ставится пробел в конце слова, если включен режим "Автоматически исправлять орфографические ошибки» (Сервис -> Автозамена)
Слова, в которых допущена орфографическая ошибка, программа подчеркнет красной волнистой линией. Это происходит благодаря функции автоматической проверки орфографии, которая по умолчанию всегда включена.
Завершив ввод текста, можно щелчком правой кнопки мыши на слове с ошибкой вызвать контекстное меню объекта, которое позволит:
• выбрать из предлагаемых слов в нижней части меню правильный вариант;
• выбрать команду Пропустить или Заменить;
• выбрать команду Правописание.
Если контекстное меню не предлагает никаких вариантов, необходимо щелкнуть на неправильно написанном слове и исправить ошибку самому.
Редактирование. Под редактированием понимают внесение изменений в документ, а также его рецензирование. Редактирование включает в себя вставку, удаление, замену или перестановку фрагментов текста. Для выполнения этих действий фрагмент текста должен быть предварительно выделен (маркирован). При редактировании существенную роль играют средства позиционирования, т.е.перемещение курсора в нужное место документа.
Использование дополнительных средств при вводе и редактировании текста(MS WORD).
В программе реализован принцип соответствия экранного изображения печатному, а также следующие полезные функции: 1. автотекст- для хранения и вставки часто употребляемых слов, фраз, рисунков, 2. проверку грамматики, 3. слияние- для создания серийных писем, распечатки конвертов и этикеток, 4. макросы- для выполнения последовательности часто используемых команд, 5. «мастера»- для создания профессионально оформленных документов.
Так же ввод текста может быть реализован посредством сканирования фрагмента текста.
Вопрос 25. Принципы и средства редактирования текста(MSWord).
Автоматическая проверка правописания
Проверка орфографии в MS Word может осуществляться в процессе ввода текста. Для включения автоматической проверки орфографии следует воспользоваться вкладкой Правописание окна диалога Параметры, и, используя приведенные выше опции, настроить проверку правописания.
Проверка уже введенного текста
Проверить орфографию уже введенного текста или его фрагмента можно, выполнив одно из следующих действий:
1. Выбрать команду Сервис -> Правописание.
2. Нажать кнопку Состояние проверки правописания на стандартной панели инструментов.
3. Нажать F7 на клавиатуре.
Проверка орфографии сводится к сравнению слов, присутствующих в документе, со словами из словаря MS Word. Встречая слово, в котором допущена ошибка или которое отсутствует в словаре, MS Word, подчеркивает его красной волнистой линией. Если ошибка грамматическая - слово или оборот подчеркивается зеленой волнистой линией.
Перенос слов
Перенос слов целесообразно выполнять на завершающей стадии редактирования.
Благодаря переносу слов, можно получить более компактный текст.
Разделение слов для переноса в документе может осуществляться автоматически или вручную.
Автоматический перенос слов
Действие установки режима автоматического переноса слов различается для нового и уже существующего документа. В режиме автоматического переноса для нового документа MS Word разделяет слова в тексте для переноса по мере ввода без участия пользователя. Если автоматический перенос выполняется для существующего документа, MS Word осуществит перенос слов, не позволяя его контролировать.
Для осуществления автоматического переноса необходимо выполнить следующие действия:
1. Выбрать команду Сервис -> Язык -> Расстановка переносов. На экране появится окно диалога Расстановка переносов (рис. 4.11).
2. Установить флажок Автоматическая расстановка переносов.
3. В поле Ширина зоны переноса слов отображается величина промежутка, оставляемого между окончанием последнего слова в строке и границей правого поля.
4. В поле Максимальное число последовательных переносов указывается максимальное число последовательных строк, в которых можно разделить слова для переноса.
5. Нажать ОК.
А) [Оформление текстового документа]. Б) [Понятие формата документа и его установка].
А) Оформление документа начинается с установки его формата, после чего устанавливают шрифт для всего текста, а затем оформляют отдельные фрагменты текста (шрифтовое выделение) и его структурные элементы, как правило, абзацы.
Б) Установка формата документы выполняется посредством команды Файл -> Параметры страницы: устанавливают размер листа бумаги и его ориентацию, величину полей, расположение текста на листе (с одной или двух сторон).
Форматирование текста включает в себя форматирование символов, форматирование абзацев, расположение текста на странице (одноколонное или многоколонное), создание маркированных и нумерованных списков.
Для выполнения форматирования текстовых фрагментов их необходимо предварительно выделить (маркировать). Для форматирования текста используется команда Формат или кнопки панели «Форматирование».
Шрифтовое выделение фрагментов текста (MS WORD).
Шрифтовое выделение имеет следующие параметры: гарнитура шрифта, его размер (кегль), начертание, яркость, вид подчеркивания. Осуществляется ШВ посредством команды Формат -> Шрифт, в окне которой устанавливаются значения параметров шрифтового оформления. В завершение следует выполнить щелчок на копке Ок. Основные виды шрифтового выделения:
• Усиление яркости;
• Курсивное начертание;
• Различные виды подчеркивания;
• Разрядка (увеличения интервала между буквами)
Особенностью шрифтового оформления является необходимость предварительного выделения (маркировки) того фрагмента текста, к которому применяется оформление.
Вопрос 26 . А) [Орфографический и стилистический контроль], б) [исправление ошибок].
А) Составив документ, можно убедиться в отсутствии ошибок. Кроме того, имеется возможность подобрать синонимы к выделенным словам, находить грамматические и стилистические ошибки.
Программный продукт проверки правописания включает средства проверки орфографии и грамматики. Текстовый процессор позволяет реализовать два режима проверки правописания – автоматический и командный.
Для работы в автоматическом режиме надо установить флажки «Автоматически проверять орфографию» и «Автоматически проверять грамматику» на вкладке «Правописание» окна команды Сервис -> Параметры. В автоматическом режиме слова, содержащие орфографические ошибки, подчеркиваются красным цветом, а выражения, содержащие грамматические ошибки, - зеленым.
Встроенное автоматическое средство проверки правописания является, по существу, экспертной системой и допускает настройку. Так, например, если рекомендации экспертной системы неточны или неприемлемы, от них можно отказаться, нажав кнопку «Пропустить». Если слово отмечено как орфографическая ошибка только потому, что оно отсутствует в словаре системы автоматической проверки, то его можно добавить в пользовательский словарь.
В командном режиме проверка правописания выполняется независимо от установки элементов управления на вкладке «Правописание» команды Сервис -> Параметры. Запуск проверки выполняется командой Сервис —> Правописание или кнопкой абв на панели инструментов.
Б) В процессе набора текста Word может автоматически исправлять опечатки или ошибки в правописании. Некоторые типичные опечатки исправляются сразу после того, как ставится пробел в конце слова, если включен режим «Автоматически исправлять орфографические ошибки» (Сервис -> Автозамена).
Слова, в которых допущена орфографическая ошибка, программа подчеркнет красной волнистой линией. Это происходит благодаря функции автоматической проверки орфографии, которая по умолчанию всегда включена.
Завершив ввод текста, можно щелчком правой кнопки мыши на слове с ошибкой вызвать контекстное меню объекта, которое позволит:
• выбрать из предлагаемых слов в нижней части меню правильный вариант;
• выбрать команду Пропустить или Заменить;
• выбрать команду Правописание.
Если контекстное меню не предлагает никаких вариантов, необходимо щелкнуть на неправильно написанном слове и исправить ошибку самому.
Вопрос 27. Параметры страницы и способы их задания (MSWord).
Параметры полей страницы
В Microsoft Word существует несколько способов задать параметры страницы.
- Использование размеров полей, заданных по умолчанию, и определение собственных размеров полей.
- Выделение дополнительного пространства страницы под переплет. Для этого используется поле переплета, которое можно установить у бокового или верхнего края страницы. Поле переплета гарантирует сохранность текста при брошюровке документа.
Установка полей для четных и нечетных страниц. Для задания параметров четных и нечетных страниц в документах с двусторонней печатью, например, в книгах или журналах, используются зеркальные поля. В данном случае поля левой страницы являются зеркальным отражением полей правой страницы (т. е. для страниц устанавливаются одинаковые внутренние и внешние поля).
Примечание. Поля переплета можно задать и для документа с зеркальными полями, если в этом документе требуется выделить дополнительное пространство для переплета.
Добавление брошюры В диалоговом окне Параметры страницы выберите пункт Брошюра. Этот тип параметров страницы позволяет печатать меню, приглашения, программы мероприятий и другие типы документов, оформляемые в виде брошюры.
Определив документ, как брошюру, с ним можно работать, как с любым другим документом, вставляя текст, рисунки и иные элементы.
Примечания . Для большинства принтеров необходимо задать определенные поля, поскольку они не могут печатать текст вплоть до края листа. При попытке установить слишком маленькие поля будет выведено сообщение Одно или несколько полей лежат вне области печати.
Во избежание обрезки краев текста нажмите кнопку Исправить для автоматического увеличения ширины полей. Если проигнорировать это сообщение и повторить попытку печати документа, приложение Word выведет второе сообщение с вопросом, следует ли продолжить печать.
Следует помнить, что минимальные размеры полей зависят от используемого принтера, драйвера принтера и размера бумаги. Сведения о минимальных размерах полей см. в руководстве по принтеру.
Изменение и установка полей страницы
1. На вкладке Макет страницы в группе Параметры страницы выберите команду Поля.
2. Выберите нужный тип полей. Для установки наиболее часто используемого размера полей выберите в списке значение Обычное.
Выбранный тип полей автоматически применяется ко всему документу.
3. Параметры полей можно задать самостоятельно. Перейдите на вкладку Поля, нажмите кнопку Настраиваемые поля, а затем введите новые значения в полях Верхнее, Нижнее, Левое и Правое.
Примечания
- Для изменения полей, используемых по умолчанию, после установки новых параметров поля нажмите кнопку Поля, а затем — кнопку Настраиваемые поля. В диалоговом окне Параметры страницы нажмите кнопку По умолчанию, а затем нажмите Да. Новые настройки будут сохранены в шаблоне, на котором основан документ. С этого момента в каждом новом документе, основанном на данном шаблоне, по умолчанию будут использоваться новые параметры полей.
- Для изменения поля для части документа выделите соответствующий фрагмент текста, а затем введите новые значения для полей в диалоговом окне Параметры страницы. В поле Применить выберите параметр Выделенный текст. Разрывы раздела будут автоматически вставлены до и после выделенного фрагмента текста в Microsoft Word. Если документ уже разбит на разделы, щелкните в нужном разделе или выделите несколько разделов, а затем измените значения полей.
Вопрос 28. Нумерация страниц. Параметры колонцифры (MS Word).
Страницы многостраничного документа, как правило, нумеруются. Обычно номер располагается в верхнем или нижнем поле у правой границы или посередине. Номер всегда является частью колонтитула, может изменяться только способ его вставки. Пронумеровать страницы можно двумя способами: 1) с помощью команды Вставка -> Номера страниц; 2) с помощью команды Вид -> Колонтитулы; 3) с помощью команды Вставить по самое… -> Нумеруй страницы, сволочь!
В первом случае номер вставляется в колонтитул как объект. При вставке номера указывают положение номера на странице, способ выравнивания (по горизонтали), формат номера и его состав (можно включить номер главы), начальный номер.
Во втором случае номер вставляется как текстовый элемент колонтитула (автотекст) посредством кнопки «#» на панели инструментов «Колонтитулы».
Вопрос 25. Табуляция. Использование настраиваемой табуляции для оформления структурированных абзацев.
Средства табуляции. Табуляцию, как правило, используют для оформления структурированных абзацев, каждая строка которого состоит из нескольких структурных элементов, т.е. для размещения текста в нескольких колонках. Word позволяет использовать два вида табуляций: по умолчанию (действует для всего текста) и установленную (действует для отдельных абзацев). Mapкеры (позиции) табуляции устанавливаются посредством команды Формат -> Табуляция (или Формат -> Абзац -> Табуляция).
В поле «По умолчанию» указывается величина интервала, на который перемещается курсор при нажатии клавиши <Таb>. Поле «Позиции табуляции» предназначено для установки маркера табуляции, т.е. позиции, на которую будет установлен курсор при нажатии клавиши <Таb>. Существуют пять типов табуляции (выравнивания текста относительно позиции табуляции):
по левому краю (маркер указывает левую границу текста); по правому краю (маркер указывает правую границу текста);
по центру (маркер указывает центр текста);
по разделителю (маркер указывает положение десятичной точки чисел);
с чертой (в позиции табуляции располагается черта).
Для установления маркеров следует выполнить следующую последовательность действий (при открытом окне Табуляция):
1) ввести положение позиции табуляции от левого края поля набора в поле «Позиция табуляции»;
2) выбрать тип табуляции в группе «Выравнивание»;
3) щелкнуть по кнопке «Установить» (позиция табуляции отображается в списке);
4) повторить п. 1-3 для каждого маркера;
5) щелкнуть по кнопке «Ok» (маркеры табуляции отобразятся на верхней линейке).
Для удаления маркера табуляции следует выделить его в списке и щелкнуть по кнопке «Удалить».
Для размещения структурных элементов в нужном месте строки следует устанавливать курсор в начало структурного элемента и нажимать клавишу Tab. Поскольку за клавишей Tab может быть закреплена функция установки отступа слева, следует снять флажок «установка отступов клавишами» (Сервис—Параметры—вкладка Правка).
Вопрос 29
Использование настраиваемой табуляции для оформления структурированных абзацев (MSWord).
Средства табуляции. Табуляцию, как правило, используют для оформления структурированных абзацев, каждая строка которого состоит из нескольких структурных элементов, т.е. для размещения текста в нескольких колонках. Word позволяет использовать два вида табуляций: по умолчанию (действует для всего текста) и установленную (действует для отдельных абзацев). Mapкеры (позиции) табуляции устанавливаются посредством команды Формат -> Табуляция (или Формат -> Абзац -> Табуляция).
В поле «По умолчанию» указывается величина интервала, на который перемещается курсор при нажатии клавиши <Таb>. Поле «Позиции табуляции» предназначено для установки маркера табуляции, т.е. позиции, на которую будет установлен курсор при нажатии клавиши <Таb>. Существуют пять типов табуляции (выравнивания текста относительно позиции табуляции):
по левому краю (маркер указывает левую границу текста); по правому краю (маркер указывает правую границу текста);
по центру (маркер указывает центр текста);
по разделителю (маркер указывает положение десятичной точки чисел);
с чертой (в позиции табуляции располагается черта).
Для установления маркеров следует выполнить следующую последовательность действий (при открытом окне Табуляция):
1) ввести положение позиции табуляции от левого края поля набора в поле «Позиция табуляции»;
2) выбрать тип табуляции в группе «Выравнивание»;
3) щелкнуть по кнопке «Установить» (позиция табуляции отображается в списке);
4) повторить п. 1-3 для каждого маркера;
5) щелкнуть по кнопке «Ok» (маркеры табуляции отобразятся на верхней линейке).
Для удаления маркера табуляции следует выделить его в списке и щелкнуть по кнопке «Удалить».
Для размещения структурных элементов в нужном месте строки следует устанавливать курсор в начало структурного элемента и нажимать клавишу Tab.
Вопрос 30 . Подготовка документов на основе образцов. Бланочная часть документов и её заполнение.
Бланочная часть документа – подчеркнутые полностью пустые строки или части строк с подстрочниками или без. Подстрочники оформляются отдельным абзацем. На первом этапе формируется «пустой» абзац, в который в последствии будет вставлен текст. На следующем этапе отдельным абзацем набирается подстрочник. Если в документе используется несколько строк с подстрочниками, они набираются последовательно: «пустой» абзац, подстрочник, «пустой» абзац, подстрочник и т.д.
Заполняемая текстом строка («пусто» абзац), подчеркивается. Для этого целесообразно использовать команду Формат -> Границы и заливка, в окне которой при открытой вкладке «Граница» установить толщину линии в пт и расположение линии – под абзацем. Для оформления подстрочника используется надстрочное начертание символов, что осуществляется путем выделения текста подстрочника и применения к нему шрифтового оформления: значок верхнего индекса в режиме «Формат -> Шрифт».
Подчеркнутую «пустую» часть строки рекомендуется создавать и оформлять следующим образом:
• Ввести последовательность пробелов, причем первый и последний пробел – неразрывные (Ctrl+Shift+Space (пробел))
• Применить к последовательности пробелов шрифтовое выделение – подчеркивание (Формат -> Шрифт -> Подчеркивание).
Для создания «пустой» подчеркнутой строки можно использовать и средства настраиваемой табуляции.
Заполнение бланочной части документа следует производить в режиме замен для части строк (выделить «пустую» подстроку и набрать требуемый текст) и в режиме вставки для полностью пустых строк.
Вопрос 31 . Подготовка и оформление таблиц.
Word предоставляет в распоряжение пользователей разнообразные средства обработки таблиц. В последние годы таблицы стали эффективным средством оформления Web-страниц. Так, например, таблицы – это простейшее средство для имитации на Web-странице газетного или журнального текста, имеющего две и более колонок.
Создание таблицы. Для создания таблицы необходимо выполнить Таблица -> Добавить -> Таблица. На экране появится диалоговое окно «Вставка таблицы», в котором следует задать число столбцов и строк, а также способ подбора ширины столбцов. Для вставки таблицы в документ необходимо нажать Ок.
Если вместо конкретного размера задать параметр Авто, включится режим «автоподбор», благодаря которому столбцы таблицы могут эластично форматироваться в соответствии с соответствии с имеющимся содержанием. Режим автоподбора задают соответствующим переключателем:
• Постоянная ширина – общая ширина таблицы равна ширине поля набора документа, а ширина каждого столбца постоянна и зависит от количества столбцов;
• По содержимому – ширина каждого столбца пропорциональна объему данных, содержащихся в нем;
• По ширине окна – специальный режим для таблиц, размещаемых на Web-страницах.
По умолчанию линии в таблице рисуются пунктиром. Чтобы получить на экране и при печати сплошные линии, следует маркировать всю таблицу и выполнить команду Формат -> Границы и заливка пункта меню.
Оформление таблиц.
А) Редактирование таблиц. Под редактированием таблиц подразумевается редактирование их структуры. Редактирование структуры таблиц сводится к следующим операциям:
• Добавление заданного количества столбцов (Таблица -> Добавить столбцы);
• Добавление заданного количества строк (курсор в начало абзаца, следующего за таблицей -> Строки выше);
• Удаление выделенных ячеек, строк и столбцов (Таблица -> Удалить);
• Слияние (объединение) выделенных ячеек;
• Разбиение выделенных ячеек
Б) Форматирование таблицы – управление размерами структурных элементов таблицы. ФТ можно выполнять в командном и интерактивном режиме. В Ком. режиме для этого используется окно команды Таблица -> Свойства таблицы. Элементы управления вкладок окна «Свойства таблицы» позволяют:
Вкладка «Таблица» -
• Задавать расположение таблицы относительно полей – переключатель «Выравнивание»;
• Задавать расположение таблицы относительно окружающего текста – переключатель «Обтекание»;
• Определить/переопределить вариант оформления внутренних и внешних рамок таблицы – кнопка «Границы и заливка»;
• Задавать размеры внутренних полей ячеек и интервалы между ячейками;
Вкладка «Столбец» - устанавливать ширину столбца;
Вкладка «Строка» - устанавливать высоту;
В Интерактивном режиме таблицу форматируют с помощью маркеров, появляющихся при наведении указателя мыши на таблицу или её элементы.
Вопрос 32 . Сноски: средства создания и оформления.
Пояснительный текст и/или библиографическая ссылка могут размещаться внизу страницы (текста) – обычная сноска, или в конце документа (раздела) – концевая сноска. Сноска связывается с основным текстом ссылочным знаком, вид которого может быть задан. Вставка сноски осуществляется посредством команды «Вставка -> Сноска», в окне которой устанавливаются необходимые параметры:
• Вид (обычная или концевая)
• Вид ссылочного знака (число или специальные символы);
• Положение (в конце документа/раздела или внизу страницы/текста);
• Формат номера;
• Начальный номер;
• Способ нумерации (в пределах всего документа, раздела или постраничный).
После выполнения команды курсор устанавливается в местоположение сноски, куда и следует ввести текст сноски. Для вставки следующих сносок можно использовать кнопку на панели инструментов. Текст сноски – это отдельный абзац, который оформляется теми же средствами, что и абзацы основного текста.
Вопрос 33 . Понятие шаблона документа и стиля оформления: их использование.
Стили и шаблоны – средства автоматизации создания и оформления документов.
Стили оформления – это именованная совокупность настроек параметров шрифта, абзаца, языка и некоторых элементов оформления абзацев (линий и рамок).
Текстовый редактор Word позволяет создавать два типа стилей: стили символов и стили абзацев.
Стили создаются для того, чтобы иметь возможность быстро форматировать фрагменты текста и абзацы, что позволяет экономить время при работе с объемными документами. Работа со стилями состоит в создании, настройке и использовании стилей.
Создание стилей символов и абзацев. Создание стилей осущ. посредством команды Формат -> Стиль: в окне «Стиль» щелкнуть по кнопке «Создать». В окно «Создание стиля» следует задать в поле «Имя» - имя стиля, в поле-списке – «символ» или «абзац» и нажать Ок. Далее следует щелкнуть по кнопке Применить, чтобы присвоить новый стиль выделенному фрагменту или абзацу и вернуться к документу.
Создание и использование шаблонов. Шаблоны – это совокупность стилевых настроек, хранящихся отдельно от документов. Это своеобразный макет документа, который «хранит» его формат, расположение основного текста на странице и положение сносок, вид и расположение колонтитулов, способ нумерации страниц, стили оформления всех структурных элементов документа. По команде Файл -> Создать открывается диалоговое окно «Создание документа», в котором можно выбрать шаблон.
Для изменения текущего шаблона документа необходимо войти в диалоговое окно Шаблоны и настройки (Сервис -> Шаблоны и настройки) и использовать кнопку «Присоединить». В открывшемся окне «Присоединение шаблона» нужно выбрать нужный ш