Концепция правовой информатизации.

Указ Президента РФ

О Концепции правовой информатизации России

28 июня 1993 года

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:

-информатизация правотворческой деятельности;

-информатизация правореализационной деятельности;

-правовое обеспечение процессов информатизации.

II. Цели и задачи правовой информатизации

Главными целями правовой информатизации являются:

-информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;

-информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

-сохранение и структурирование информационного правового поля.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

-разработка основ государственной политики в области формирования и использования информационно- правовых ресурсов;

-развитие индустрии правовой информатизации;

-координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Российской Федерации;

-обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;

-организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы;

-обеспечение информационной безопасности, права на информацию;

-обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информационных услуг в правовой сфере;

-обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве;

-создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий;

-организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и использования правовых информационных ресурсов;

-подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации.

V. Принципы правовой информатизации

Правовая информатизация России должна базироваться на следующих принципах:

-вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;

-создание единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, республиканские и коммерческие сети связи и передачи данных, в том числе оптоволоконные, спутниковые и т.п.;

-строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи;

-открытость систем, обеспечивающая объединение имеющихся вычислительных ресурсов различных архитектур и возможность дальнейшего их наращивания;

-единство программно-технических, архитектурных, технологических, организационных принципов построения систем правовой информации;

-ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов;

-обеспечение интерактивного доступа пользователей к интегрированной территориально-распределенной базе данных правовой информации;

-организация многоуровневой защиты информации;

-использование модульного подхода при проектировании вычислительных центров обработки информации, сети телеобработки, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;

-максимальное использование готовых программно-технических решений и функционирующих систем;

-интеграция лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных информационных системах;

-исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в информационных технологиях;

-обеспечение чистоты информационных каналов;

-улучшенные эргономические характеристики;

-распространение прогрессивных информационных технологий и перспективных программных продуктов среди абонентов систем правовой информации;

-передача копий эталонных документов через каналы связи в центральную рабочую базу данных правовой информации;

-тиражирование рабочих копий (по установленному регламенту) в базы регионов и других абонентов системы;

-использование технологии объединенного сервера для прозрачного распределения данных;

-широкий набор интерфейсов мультимедиа;

-ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы;

-выполнение общесистемных функций сбора статистики, обеспечения безопасности, подготовка отчетов о производительности.

Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением этических и юридических норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предотвращение любой возможности их использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно закрепить следующие принципы:

-Владелец сертифицированного информационного ресурса несет ответственность за полноту и достоверность сопровождаемой информации.

-Использование информации сопровождается строгим соблюдением требований ее защиты.

-Нарушение требований защиты информации расценивается как несанкционированный доступ к информации.

-Несанкционированный доступ к информации влечет за собой гражданскую и/или уголовную ответственность.

-Должны быть предусмотрены судебные запреты, позволяющие предотвратить нарушение условий сохранности данных.

-Граждане имеют право возбудить дело (по индивидуальному или коллективному иску), чтобы получить компенсацию за фактически причиненный ущерб, если имел место несанкционированный доступ к информации.

Наши рекомендации