Кафедра технологии судостроения
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЙКИ ПЛ.
Методические указания по курсовому проектированию
Санкт- Петербург
Настоящие методические указания предназначены для студентов специальности 1800.01 «Кораблестроение и океанотехника», изучающих специальный курс по постройке подводных лодок (ПЛ).
В методических указаниях приведены общие сведения по конструктивной схеме ПЛ, принципах определения необходимого при их постройке листового материала и оценке коэффициента его использования для различных типовых конструкций и для корпуса ПЛ в целом. Изложена методика расчета значения этого коэффициента и приведен пример расчета.
Даны примерные значения оценки трудоемкости выполнения технологических операций по изготовлению листовых деталей корпуса, их сборки в обечайки, секции и корпус ПЛ в целом, а также сварки монтажных соединений.
РОГАНОВ
АЛЬБЕРТ СЕРГЕЕВИЧ
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЙКИ ПЛ
Методические указания
По курсовому проектированию.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Изучить методику разделения основных корпусных конструкций прочного корпуса подводных лодок на сборочные единицы, получить практические навыки по определению формы плоских заготовок цилиндрических, конических и сферических частей прочного корпуса.
Ознакомиться с принципами раскроя листового материала для изготовления деталей корпусных конструкций с оценкой коэффициентов использования листового проката.
Получить навыки в самостоятельной разработке технологических процессов по изготовлению, сборке и сварке корпусных конструкций ПЛ с оценкой трудоемкости выполнения работ и составлении графиков последовательности формирования корпуса ПЛ.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
В качестве исходных данных дается конструктивная схема прочного корпуса подводной лодки со всеми размерами, определяющими основные характеристики цилиндрических, конических и сферических частей, толщины, шпация , расположение поперечных переборок, характеристики профиля шпангоутов и габаритные размеры заказного листового проката (см. приложение 1, 2).
По конструктивной схеме выполняется разделение корпуса на обечайки, для которых определяются размеры входящих в их состав деталей путем их развертки на плоскость точными геометрическими методами. Выполняется размещение полученных заготовок на листах заказных размеров и определяется коэффициент использования материалов для каждого типа конструкций и значение обобщенного коэффициента для заданной конструкции в целом.
Разрабатывается технология изготовления цилиндрических, конических и сферических (торосферических) обечаек с проверкой точности их изготовления и выбором оснастки и определением трудоемкости сборки и сварки типовых обечаек.
Выполняется разделение корпуса на блоки и определяется последовательность их сборки и сварки. Разрабатывается технология сборки и сварки кольцевых стыков обечаек с оценкой трудоемкости выполняемых работ и подборка необходимого технологического оборудования.
Устанавливается технологическая последовательность сборки кольцевых стыков блоков и применяемые при этом сборочные приспособления. Рассчитывается число сварщиков, трудоемкости сборки и сварки и продолжительность отдельных видов работ по формированию корпуса ПЛ на построечном месте. Строится график продолжительности.
ВВЕДЕНИЕ
Конструктивно подводные лодки (ПЛ) различаются на одно- и двухкорпусные. Однокорпусные состоят из прочного корпуса (ПК), прочной рубки (ПР) и надстройки., а двухкорпусные кроме этого имеют проницаемый наружный корпус (см. рис. 1.1)
ПК состоит из наружной обшивки, подкрепленной внутренними (однокорпусная ПЛ) или наружными шпангоутами (двухкорпусная ПЛ). Форма ПК включает цилиндрические, конические, сферические или торосферические конструкции (см. рис. 1.2).
Для изготовления этих конструкций используется листовой и профильный прокат, имеющий масс-габаритные характеристики, определяемые действующими в отечественном судостроении стандартами на применяемые в подводном кораблестроении корпусные материалы. Согласно масс-габаритным характеристикам листового проката, заказываемого предприятием-строителем исходя из своих производственных условий ПК по длине разделяется на сборочные единицы: обечайки, секции, блоки. Обечайка представляет собой листовую конструкцию, длина которой равна или меньше ширины заказного листа. Состоит обечайка из нескольких листовых деталей, располагаемых своей длиной по окружности ПК и предварительно изгибаемых по радиусы цилиндрической или конической части ПК.
Применяемые при постройке ПЛ материалы по своей стоимости примерно на порядок дороже корпусных материалов для надводных судов. Поэтому большое внимание предприятия уделяют их рациональному использованию, которое оценивается коэффициентом использования материалов, равному отношению площадей изготовленных деталей к площади использованного при этом проката.
Целью работы является определение коэффициента использования материала для заданных заданием конструктивных схем ПК ПЛ и габаритных размеров заказного проката. Отдельно определяется значение этого коэффициента для цилиндрических, конических и сферических конструкций ПК.