Метод аэровизуального обследования (АэВО)
С помощью летательных средств получил распространение для обследований территорий месторождений и трасс трубопроводов, для опознавания и раскрытия содержания механизмов взаимодействия МГ с окружающей средой, визуальной оценки состояния отдельных объектов и элементов трубопроводных НГТС.
К основным задачам АэВО трасс в системе диагностики трубопроводных ГТС относятся:
- оперативный визуальный контроль состояния МГ;
- предупреждение нарушений правил охраны и эксплуатации МГ;
- проверка и уточнение информации, полученной в результате выполнения работ предполевого этапа, уточнение программы целевых исследований;
- получение дополнительной информации о состоянии элементов НГТС, которая недостаточно отражена в материалах дистанционного зондирования, а также о состоянии изменяющихся во времени процессов на трассе МГ.
АэВО дает возможность:
- визуального контроля состояния элементов трубопроводных ГТС, проложенных в сложных географических условиях;
-обзорного исследования в короткий срок значительных по протяженности участков трассы трубопровода в их естественном виде при различных масштабах наблюдений, которые при необходимости могут быть оперативно скорректированы в процессе обследования;
- изучения трассы не только в плановом изображении, но и в привычном - перспективном, т.е. восприятия форм и размеров элементов НГТС в обычных для глаза ракурсах, облегчается также и обратный переход от перспективного восприятия местности к фото- или топооснове; при АФС получить такое двойное изображение не просто, т.к. требуется одновременная плановая и перспективная съемка, но и при этом будет зафиксирован только какой-нибудь определенный угол, под которым она производится;
- изучения местности, по которой проходит трасса.
АэВО имеют большие преимущества перед наземными визуальными обследованиями:
- облегчается обследование труднодоступных участков трассы ТМ;
- расширяется полоса маршрутного обследования, а это позволяет оценить не только состояние трубопровода и пограничной полосы, но и прилегающих к трассе участков местности, что исключительно важно для оценки развития геодинамических процессов в районе прохождения трассы и раскрытия механизма взаимодействия МТ с геологической средой;
- увеличиваются возможности полевого обследования, т.к. сверху видно то, что не различается или трудно определяется при наземном обследовании: например, опознаются зоны перехода между контрастными типами местности, контур болота, границы потенциально-опасных или эталонных участков и т.д.;
- перспективное восприятие местности заменяется планово-перспективным, напоминающим фотоплан (отдельный аэроснимок) или карту, что позволяет более обоснованно проводить генерализацию;
- значительно сокращаются сроки и стоимость полевых работ.
Эталонный метод
Аэрометоды не обеспечивают получения всего объема необходимой информации о состоянии элементов НГТС и динамике их изменения, поэтому они должны дополняться наземными работами. При этом используется эталонный метод.
В этом случае изучение трассы трубопровода производится выборочным путем, на отдельных ограниченных площадках - эталонных участках, являющихся репрезентативными по отношению к выделенным природно-антропогенным комплексам, а полученные данные экстраполируются на всю территорию трассы.
На эталонных участках наземными исследованиями решают методические вопросы, связанные с оперативной и объективной интерпретацией аэрокосмических данных; проверяют точность и надежность информации, полученной с помощью аэрометодов, корректируют ее; получают дополнительную информацию о параметрах элементов НГТС, которые недостаточно отражены в материалах аэросъемки или которые вообще невозможно определять с их помощью.
Основой для выбора эталонных участков является районирование территории трассы по природно-техническим условиям. Они намечаются в пределах типичных природно-антропогенных комплексов. При этом следует выбирать не только те участки, где МТ находится в деформированном состоянии, но и благополучные участки.
Состав наземных работ на эталонных участках зависит от конкретных задач исследований, а также от наличия точной и достоверной информации на исследуемый район.
В процессе выполнения наземных работ осуществляется полевое дешифрирование материалов дистанционных съемок. Используются методы спектрометрирования. Проводятся детальные ландшафтно-индикационные, инженерно-геологические, гидрогеологические и геокриологические исследования; режимные наблюдения за развитием геодинамических процессов.
Проводятся измерения пространственного положения трубопровода и опорных конструкций геодезическими методами; оценивается общее состояние обвалования и балластировки, проводятся обмеры грунтового валика; измеряются параметры электрозащиты трубопроводов; определяется состояние изоляции и теплоизоляции трубопроводов и другие работы.
Вопросы
1.Виды контролируемых параметров?
2. Преимущества космических и воздушных методов контроля?
3.Методы контроля, способы представления информации?
4.Для чего нужны эталонные участки?
ВНУТРИТРУБНАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ