Чтобы не ходить озабоченным спешкой
Однажды авва Аммон пошёл, чтобы переправиться через реку. Он нашёл готовое к отплытию судно и сел около него. В это время дальше отплывал другой корабль, идущий в то же место, и бывшие на нём люди стали звать его.
Он же ответил:
- Я взойду только на общественное судно. С собой авва имел связку пальмовых веток; он сел, плетя верёвку, а затем вновь распуская, и плёл до тех пор, пока общественное судно не отчалило и он не переправился на другой берег. Братья, поклонившись ему, спросили:
- Для чего ты делал это?
Старец ответил:
- Чтобы не ходить озабоченным спешкой.
Неизменность внутреннего мира
Два инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить им, лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой радости. Они не успели ещё открыть рта, чтобы изложить ему своё затруднение, как он предупредил их вопрос и вошёл в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошёлся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова.
Затем он снял свое рубище, надел хорошую одежду, которую употреблял в праздничные дни и снова прошёлся между ними. Наконец, он оделся как одевался постоянно и сел с ними.
Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая. Мудрец сказал: «Хорошо ли заметили вы, что я сделал? Заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли я лучше, надев лучшую одежду?
- Конечно, нет!
- Помните же, что всё созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и с невинностью, с христианской любовью
Пропасть
Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.
Спор
Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства. И один из них бестолково осуждал государя, а другой невпопад защищал его правление. Охрипнув от крика и подравшись, не смогли они доказать друг другу ничего. В сердцах решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор.
Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре, на счастье, встретили они шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи свой спор и попросили рассудить их. И ответил им священник: «Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето!»
Оторопели от такого ответа пастухи, но тут вспомнили об оставленной работе и поспешили обратно к стадам.
Магазин
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
— Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
— И это всё?! — воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
— Да, это всё, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Соблюдай меру
Всё держи на дистанции, а душу приближай к Богу, – говорил свт. Николай Сербский.
Если прольёшь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды.
Если пожелаешь чужого, возненавидишь своё, потеряешь и то и другое.
Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.
Если часто пьёшь за чужое здоровье, потеряешь своё.
Если постоянно считаешь чужие деньги, всё меньше будет своих.
Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.
Если, преследуя лисицу, настигнешь её – вернёшь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его – петуха не вернёшь и себя погубишь.
Бог повсюду
Нанак, основатель сикхизма, был простым и красивым человеком. У него был всего один ученик, которого он ничему никогда не учил. Он просто вдохновенно пел, а ученик подпевал ему и играл на простом музыкальном инструменте.
Рассказывают такую историю. Однажды Нанак отправился путешествовать. Он обошёл Аравию и добрался до Мекки, где хранится святыня мусульман — чёрный камень Кааба. Было уже поздно. Нанак помолился и прилёг отдохнуть. Но к нему подошли хранители святыни и сказали, что такое поведение кажется им невероятным:
— Вы пришли из Индии, где люди знают, как быть уважительными. Вы легли ногами в сторону нашего священного камня. Это задевает наши религиозные чувства. Для нас этот камень представляет Бога, в нём заключено божественное.
Нанак сказал:
— Вы сказали, что ваш Бог заключён в этом камне, но мой Бог не заключён ни в чём. Поэтому куда бы я ни повернул свои ноги, Он будет там.
Срединный путь
Принц Шраван жил в роскошном дворце. Он обожал роскошь. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил её в один из самых красивых городов. Но однажды он понял, что ему всё наскучило. Прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему, и был так очарован, что попросил разрешения остаться. Всё королевство было озадачено разворотом событий. Люди не могли поверить в это, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Обычными его занятиями были вино и женщины.
Ученики Будды тоже были в недоумении, и они спросили:
— Что случилось? Это чудо! Шраван совсем не тот тип человека, к тому же он жил так роскошно. Как странно, что он захотел стать саньясином! Как это случилось? Ты сделал что-нибудь?
— Я ничего не делал, — ответил им Будда. — Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, утопая в богатстве, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — и в этом весь ум.
Итак, Шраван стал монахом, и вскоре ученики стали наблюдать, что он движется из одной крайности в другую. Будда никогда не просил учеников ходить голыми, а Шраван перестал одеваться. Кроме того, он начал заниматься самоистязанием: все они принимали пищу один раз в день, но Шраван стал есть через день. Вскоре он стал совершенно истощенным. В то время как другие медитировали под деревьями в тени, он сидел под палящим солнцем.
Забирайте свое себе
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.
О талантах
Как-то человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё.
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, - каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов.
Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два.
Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует от них отчета.
И подошёл получивший пять талантов, принёс другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне: вот другие пять талантов я приобрёл на них!» Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего».
Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне: вот другие два таланта я приобрёл на них».
Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими и тебя поставлю: войди в радость господина твоего».
Подошёл и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».
Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему даётся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов».
Поверь!
Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
«Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?» Поэтому он позвал: «Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!» Ответа не было.
Он позвал снова: «Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасёшь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя».
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: «О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!»
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. «Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!» - «О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!»
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: «Ну хорошо. Я спасу тебя... Отпусти ветку». «Отпустить ветку?!, - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?»
Лекарство
Один учёный, но очень скупой еврей однажды пришёл к рабби Аврааму из Стратина и сказал:
- Говорят, что ты, уважаемый рабби, даёшь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же и мне лекарство, которое научит меня бояться Бога!
- Для страха перед Богом, - ответил рабби Авраам, - у меня нет лекарства. Но если хочешь, могу дать тебе лекарство, которое поможет тебе любить Бога.
- Этого я желаю ещё более! - воскликнул учёный. - Пожалуйста, дай мне его!
- Это лекарство, - ответил рабби, - любовь к ближнему.
Вера
Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов в своем приходе. Им слово – они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов:
– Полна ли банка?
– Да, полна, – услышал он уверенный ответ.
Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов:
– Полна ли банка?
– Полна, – хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать.
Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя:
– А теперь?
– Полна... – раздался уже один-единственный неуверенный голос.
А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая:
– Камни – это то, что вы прочли о вере, горошек – ваши дела, песок – опыт, вода – благодать Божия. Чем раньше вы решите, что «все познано», тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться.
Притча о старике
В православной земле безвременно умер царь, не оставив взрослых наследников, и самодержавную власть получил женившийся на царской вдове суровый воин, прославленный многими победами в жестоких войнах с агарянами. И, вступив на престол, все силы свои и все состояние страны призвал новый царь во славу оружия своей державы. И все дни свои проводил он в походах, а мытари его собирали многие подати на нужды войска, и дорог стал хлеб, и учинились нужда и разорение в народе. И к вразумлению царя послал Господь к нему седого старика, который просил царя зачислить его на воинскую службу. И удивился царь, но поведал ему старик, что в старости стал он сильнее, чем в свои юные лета. И счел царь нелепыми эти слова, но сказал старик: «В былые годы хлеб, купленный на одну номисму, навьючивал я на двух ослов, в твое же царствие я легко стал взваливать себе на плечи хлеба на две номисмы».
Евангелие от Луки
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь—злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Спор.
Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства. И один из них бестолково осуждал государя, а другой невпопад защищал его правление. Охрипнув от крика и подравшись, не смогли они доказать друг другу ничего. В сердцах решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор.
Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре, на счастье, встретили они шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи свой спор и попросили рассудить их. И ответил им священник: «Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето!» Оторопели от такого ответа пастухи, но тут вспомнили об оставленной работе и поспешили обратно к стадам.
Книга и Библия.
Некий мудрец века сего пришёл к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришёл к старцу и спросил:
- Отче, помогла ли тебе моя книга лучше понимать Библию?
- Напротив, - отвечал старец, - мне пришлось обращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу.
Ты прав.
Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере. Один христианин, житель этого рода подошёл к нему и сказал:
- Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать своё время на них.
Старец посмотрел на него и сказал:
- Ты прав.
Несколько минут спустя, подошёл к старцу другой христианин и сказал:
- Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.
Старец посмотрел на него и сказал:
- Ты прав.
Ученик не выдержал и спросил старца:
- Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя говорили они тебе совершенно противоположные вещи.
Старец сказал ученику:
- Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Первый во всём видит только плохое, второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю.
- Я уже умер? – спросил человек.
- Угу, - кивнул Ангел, продолжая изучать внушительную книгу. – Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
- И что теперь?
Ангел бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
- Теперь тебе туда, - он указал пальцем на неприметную дверь. – Или туда, - его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
- А что там? – поинтересовался человек.
- АД. – ответил Ангел. – Или РАЙ. По обстоятельствам.
- А-а … мне в какую?
- А ты сам не знаешь? – Ангел слегка приподнял бровь.
- Ну-у, - замялся человек, - Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям.
…
- Хм! – Ангел заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека. – По деяниям, значит?
- Ну да, а как ещё?
- Ну ладно, ладно, - Ангел раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух. – Тут написано, что в возрасте 12 лет ты перевел старушку через дорогу. Было такое?
- Было, - кивнул человек.
- Это добрый поступок или дурной?
- Добрый, конечно!
- Сейчас посмотрим … - Ангел перевернул страницу, - через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы ещё десять лет. Ну, как?
Человек ошарашено заморгал.
- Или вот, - Ангел снова открыл книгу в другом месте. – В возрасте 23 лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
- Они первые полезли! – вскинул голову человек.
- У меня здесь записано иначе, - возразил Ангел. – И кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что, ни про что сломал 17-летниму подростку нос и два пальца. Это хорошо ил плохо?
Человек промолчал.
- После этого парень не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты загубил ему карьеру.
- Я нечаянно, - пробубнил человек.
- Само собой, - кивнул Ангел. – К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?
Ангел перевернул несколько страниц.
- Изнасилование – хорошо или плохо?
- Но я же …
- Этот ребенок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
- Ну, наверное …
- Среди этих жизней была и жизнь, принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
- Ну, ведь …
- А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого ученого! Хорошо или плохо?
- Но…
- Этот великий ученый, если бы ему дали родиться, должен был бы изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Хорошо?
- Но я же не мог всего этого знать! – выкрикнул человек.
- Само собой, - Согласился Ангел. – Или вот, например, на странице 246 – ты наступил на бабочку.
- А из этого-то что вышло?!
Ангел молча развернул книгу и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
- Какой кошмар, - прошептал он.
- Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот что, - Ангел показал пальцем на другой абзац. Человек взглянул и судорожно сглотнул.
- Выходит … я спас мир?
- Да, четыре раза, подтвердил Ангел. – Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв кошелек у старушки. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
- А-а …, - человек на секунду замялся. – А вот на грань этой самой катастрофы … его тоже я? …
- Ты, ты не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котенка и спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
- Ничего не понимаю, - вскричал он. – Всё, что я совершил в этой жизни … чем я гордился и чего стыдился …. Всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
- Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим, - наставительно произнес Ангел. – Разве что по намерениям … но тут ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
- В общем, когда решишь, куда тебе. Отправляйся в выбранную дверь. А у меня ещё дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
- Но я же не знаю, за какой из них РАЙ, а за какой АД.
- А это зависит от того, что ТЫ выберешь, - ответил Ангел.
Соблюдай меру.
Всё держи на дистанции, а душу приближай к Богу, – говорил свят. Николай Сербский.
Если прольёшь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды.
Если пожелаешь чужого, возненавидишь своё, потеряешь и то и другое.
Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.
Если часто пьёшь за чужое здоровье, потеряешь своё.
Если постоянно считаешь чужие деньги, всё меньше будет своих.
Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.
Если, преследуя лисицу, настигнешь её – вернёшь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его – петуха не вернёшь и себя погубишь.
Масло
Один старец был болен. Так как он в продолжении многих дней не мог принимать пищи, то ученик его просил позволения ему немного сладкой похлебки. Он ушел, приготовил и принес ему вкусить. Там стояло два сосуда: в одном из них было немного меда, а в другом масло из льняного семени: оно имело дурной запах и употреблялось только на светильники. Брат ошибся,- из сего сосуда налил в пищу старцу. Старец вкусил и не сказал ничего, но ел молча. Брат упрашивал его вкусить еще немного,- и он вкусил с принуждением. Брат предлагал ему в третий раз, но он не мог вкусить и говорил: поистине не могу, чадо! Ученик, желая убедить его, говорил: добрая пища, авва! Вот и я вкушу с тобою. Как скоро вкусил, то узнал, что сделал; пал на лицо свое и сказал: горе мне, авва! Я погубил тебя, и ты возложил на меня грех мой, потому что не сказал мне. Не скорби, чадо! говорил старец. Если бы Бог хотел, чтобы мы ели, то влил бы меда.
Движущей силой Черной Магии является Жажда Власти.
Георгий Гурджиев.
«Берегись, о, сын мой, самообольщения», - говорит он. – «Оно чрезвычайно опасно в следствии своего приятного опьянения. Пользуйся собственной мудростью, но научись уважать мудрость своих отцов тоже. И помни, мой возлюбленный, что свет истины Аллаха часто гораздо легче проникает в пустую голову, нежели в голову, набитую ученостью настолько, что много серебристых лучей не могут туда попасть за недостатком места, как это произошло с нашим чересчур мудрым кадием».
Беседа аравийского мудреца Барачиаса Хасан-Оглу. «Сказка о нечистом калифе»