Организация обкатки агрегатов а/м при КР
Обкатка и испытание являются завершающей операцией в технологическом процессе ремонта агрегатов. К основным задачам, решаемым в процессе приработки и испытаний, следует отнести: подготовку агрегата к восприятию эксплуатационных нагрузок, выявление возможных дефектов, связанных с качеством восстановления деталей и сборки агрегатов, а также проверку характеристик агрегатов в соответствии с требованиями технических условий или другой нормативной документации. Под приработкой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение состояния сопряженных поверхностей трения с целью повышения их износостойкости. В процессе приработки изменяется микрогеометрия и микротвердость поверхностей трения, сглаживаются отклонения от правильной геометрической формы. Установлено, что в первый период приработки происходит интенсивное выравнивание шероховатостей, объясняющее интенсивное изнашивание и резкое падение потерь на трение.
Процесс снятия микронеровностей обычно продолжается десятки минут, а макрогеометрическая приработка заканчивается через 30—40 ч.
При этом двигатель автомобиля должен быть собран по техническим условиям.
Обкатка и испытание двигателей обычно включает следующие стадии: холодная обкатка, когда коленчатый вал двигателя принудительно приводится во вращение от постороннего источника энергии; горячая обкатка без нагрузки, горячая обкатка под нагрузкой.
Завершают обкатку снятием контрольной точки характеристики двигателя по эффективной мощности на тормозном стенде. При этом в процессе испытания на стенде выявляются дефекты двигателя, подлежащие устранению. Приработка на стен является завершающим этапом капитального ремонта двигателя.
Полная приработка двигателя так же, как и остальных агрегатов, состоит из двух этапов: микро- и макрогеометрической приработок. Окончание приработки характеризуется стабилизацией интенсивности изнашивания деталей. Режимы обкатки и испытания двигателей обусловливают следующие требования к оборудованию испытательных станций:
испытательные стенды должны иметь приводные и нагрузочные устройства;
испытательные стенды должны быть оснащены измерительными устройствами и приборами для определения величины тормозного момента и частоты вращения коленчатого вала, а также аппаратурой для соблюдения режимов смазки и охлаждения прирабатываемых двигателей.
Обкатка и испытание коробок передач. Целью этих испытаний является проверка работы шестерен на всех передачах, легкости включения и отсутствия самопроизвольного выключения шестерен. Допускается равномерный шум без стуков и ударов. Испытание проводят на всех передачах без нагрузки, а потом при постоянной нагрузке при частоте вращения ведущего вала в пределах 1000—1400 об/мин.
Для испытания коробок передач под нагрузкой применяют стенды различной конструкции: электромагнитные, стенды с асинхронным двигателем, стенды с нагрузкой внутренними силами (по замкнутому контуру) и с гидравлическим тормозом.
Продолжительность испытания техническими условиями не регламентируется, на большинстве ремонтных заводов она составляет 20—25 мин, в том числе под нагрузкой 12—15 мин. Обкатку и испытания рекомендуется производить на маслах пониженной вязкости для лучшего удаления из картера механических примесей при выпуске масла по окончании испытаний.
Задние мосты после сборки подвергают испытаниям на стенде и приработке как без нагрузки, так и под нагрузкой. При испытании и приработке задних мостов необходимо выявить дефекты и обнаружить шумы высокого тона. Допускается лишь равномерный шум шестерен. При испытании регулируют тормозные механизмы и проверяют работу главной передачи и дифференциала. Для этого применяют различные стенды, имеющие тормозные устройства, например универсальные стенды с асинхронным электродвигателем
Приработку и испытание задних мостов можно выполнять и на стендах с нагрузкой внутренними силами — по замкнутому контуру.
После капитального ремонта амортизаторы испытывают на преждевременный нагрев, а также снимают диаграммы (характеристики) для контроля и регулировки.
Определить условия на конце рычага амортизатора в любой точке его движения можно по эталонной диаграмме при сравнении с ней диаграммы, записанной при испытании. Годность испытуемого амортизатора определяют наложением эталонной диаграммы на полученную при испытании.