Основные аспекты издательской системы в Республике Беларусь на современном этапе.

В соотв с Декретом РБ № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Программой развития отрасли печати и СМИ на 2006-2010 годы рассмотрена деят-ость изд-в совр Беларуси. Издат сис-ма конституционных гарантий РБ играет ключевую роль в обеспечении информац бесопасности гос-ва, обеспеч право граждан на получ-е инфы и образов-е, приобщение к общечеловеч научным и культурным ценностям. На протяжении года выдано 89 новых лицензий, продлено действие 34 лицензий, внесены изменения и дополнения в 43 лицензии, аннулировано 56. Всего по сост на 1 января 2011 г. лицензии на осущ ИД имеют 837 субъектов хозяйствования. 33 организ выпустили от 50 до 100 наименований и только 15 от 101 до 200 наимен. . Свыше 200 выпущено «Харвестом», «Аверсэвом», «Белым ветром», «Современной школой», «Попурри». Более половины юридич лиц, имеющ лицензии на ИД, в 2010 г. не осущ выпуск книг. По данным гос стат учета выпуска печат продукц всего в 2010 г. издат-ми и издающ организ-ми различ форм собственности выпущено 11040 наименов книг и брошюр общим тиражом 43, 14 млн. экз. По сравн с предыдущ годом показ-ли уменьш: кол-во наимен на 14,3%, тираж на 18,3%. Значит число выпуск книг по своему целев назнач имеет огранич круг пользователей и практически не сост объекта рыночного обращения. Средний тираж одной книги сост 3,9 тыс. экз. На одного жителя республики издано 4,5 книги и брошюры. На бел яз выпущено 951 наименов книг и брошюр, тиражом 4,0 млн. экз., что меньше по сравн с прошл годом. Лит-ра на бел яз занимает 8,6% в общем кол-ве выпущ в РБ издан и 9,3% в ее общем тираже. Книги на БЯ вып в осн гос изд-ва: Мастацкая лит-ра, Народная асвета, Литаратура и мастацтва… На рус яз в респ издано 9461 наименование тиражом 37,3 млн. экз., что сост 85,7% и 86,5% соотв. Нв иностр яз издано 628 названий тиражом 1,82 млн. экз., или 5,7% и 4,2%от общ объема выпуска. По целев назнач самыми востребов по кол-ву выпущ наимен по-прежнему ост учебные, учебно-методич и литер-худ изд-я, изд-я для детей и юношества, а также научная, научно-поп и справочная лит-ра, по тиражу — учебн и литер-худож изд-я, кн для детей и юношества. Подводя итоги пятилетки, след отметить, что осн цели программы развития отрасли печати и СМИ на 2006-2010 гг. выполнены. Сохранены гос приоритеты в КИ Бел — пять подчинен Мин-ву инф-ции гос изд-в явл-ся проводниками гос политики и идеологии в сфере КИ. Осн их задачей было и ост повыш-е культурн и образовательн ур-ня общ-ва посредствам выпуска качествен по содерж и оформлен книж продукц, осн целью деятельности — созд-е интеллектуального товара. Продукция госиздательств в общ объеме выпущ в РБ в 2010 г. продукции заним 6,2% от числа названий и 9,8% от общ тиража. С 2009 года возобновлен выпуск лит-худ изданий в серии «Школьная б-ка» для безвозмездной целевой поставки в б-ки учрежд образов-я. В течении 5 лет осущ также выпуск книг данной серии для детей-инвалидов по зрению шрифтом Брайля. В 2010 году продолжена реализац ряда значим по содерж и качественных по исполнен издат проектов. На протяж пяти последних лет увелич выпуск самоокупаем лит-ры, ведется постоянн поиск заказных, в т. ч. учеб изд-й. в то же врем такое направл-е деят, как развитие электрон КИ практически не освоено.




1. Редактирование как сфера деятельности.

2. Аспекты редактирования. Творческий аспект.

3. Аспекты редактирования. Методический аспект.

4. Аспекты редактирования. Организационно-управленческий аспект.

5. Аспекты редактирования. Издательский аспект.

6. Аспекты редактирования. Научно-информационный аспект.

7. Участие редактора в издательском процессе в целом.

8. Основные этапы книгоиздания.

9. Тематическое планирование.

10. Анализ и оценка представл. автором проспекта (программы, плана) будущей книги.

11. Прием рукописи от автора и ее оценка.

12. Роль редактора при проведении рецензирования рукописи.

13. Подбор титульного (научного) редактора и участие его в издательском процессе.

14. Подготовка рукописи к сдаче в производство.

15. Работа редактора в процессе производства книги.

16. Работа редактора с книгой, выпущенной в свет.

17. Методика редактирования рукописи.

18. Название. Композиция.

19. Применение видов правки.

20. Работа над фактическим материалом.

21. Использование законов логики при редактировании.

22. Методика редактирования таблиц и иллюстраций.

23. Литературное редактирование.

24. Справочный аппарат и его редактирование.

25. Труд редактора – профессия или призвание?

26. Основные виды изданий.

27. Виды изданий по материальной конструкции.

28. Виды изданий по знаковой природе информации.

29. Виды изданий по периодичности и структуре.

30. Виды изданий по целевому назначению и характеру информации.

31. Единицы измерения издательской продукции.

32. Книгоиздание в Беларуси в ХVI–ХIХ вв.

33. Франциск Скорина – первый белорусский издатель, редактор, печатник.

34. Сымон Будный.

35. Василий Тяпинский.

36. Супрасльская, слуцкая, гродненская, могилевская, несвижская, полоцкая и слонимская типографии.

37. Групповой способ редактирования.

38. Профессионально-литературный способ редактирования.

39. Научно-литературный способ редактирования.

40. Авторское редактирование.

41. Кастусь Калиновский – издатель белорусской нелегальной газеты «Мужыцкая праўда».

42. Белорусские издательские организации в начале ХХ в.

43. Развитие книгоиздания за годы советской власти в БССР и в суверенной Республике Беларусь.

44. Основные аспекты издательской системы в Республике Беларусь на современном этапе.


Наши рекомендации