Основы сценического движения

Этот предмет является основой для обучения студентов сценичес­кому фехтованию. Как известно, подготовка к движению на сцене тре­бует настроя психофизических качеств. Они являются необходимой базой для освоения трудной фехтовальной техники. Упражнения на за­нятиях по основам сценического движения на координацию, скорость реакции, упражнения на внимание, общение с партнером — незамени­мая база для обучения фехтованию. Воспитание мышечной свободы, тренировка ловкости, гибкости и подвижности, упражнения на смену темпоритма являются средствами воспитания актера-фехтовальщика.

Внимание и скорость реакции для будущего фехтующего актера чрезвычайно важны, поэтому те разделы в предмете «Основы сцени­ческого движения», которые посвящены именно их развитию, весьма полезны. Для сценического фехтования чрезвычайно важны акроба­тические упражнения — различного рода кувырки, поскольку они являются основой техники сценических падений.

Как только ученики изучили технику — кульбиты вперед и на­зад, каскад, кувырки через одну руку, — можно перейти к освоению падений. Хорошо, если преподаватель «Основ сценического движе­ния» подготовил студентов к выполнению этих приемов, а фехтмей-стер может использовать уже изученные навыки.

Раздел «Приемы борьбы без оружия» увязывает навыки обоих предметов, потому что данный раздел, так же как и «Сценическое фехтование», напрямую связан с драматургией. Чрезвычайно важ­но развивать у студентов смелость, решительность и настойчивость. Актер, который не овладел техникой падений в сценическом движе­нии, играть батальный эпизод не сможет.

Упражнения на высоте, требующие смелости и решительности, с последующими соскоками или падениями, исполнение акробатичес­ких элементов на непокрытом полу способствуют воспитанию му­жественности. Очень существенно, чтобы фехтовальной подготов­кой занимался педагог сценического движения. Такое совмещение вполне оправдано.

Драматическое искусство

Предметы пластического воспитания, и в частности сценическое фехтование, стоят в ряду специальных дисциплин. Какое место они займут в общей структуре профессионального обучения, зависит от скоординированности всей системы подготовки актера и от точки зрения руководителя курса, от выбранного им направления, так как единой точки зрения как на сам предмет, так и на методику его пре­подавания не существует ввиду многообразия его форм.

Казалось бы, предметы пластического цикла должны заниматься филировкой формы, то есть тела актера, которое является его выра­зительным средством. В то же время одной из важнейших педагоги­ческих задач является тренировка психофизических качеств артис­та, то есть тренаж тела через содержание.

С одной стороны, в основе преподавания предметов пластическо­го воспитания лежит технический тренинг, близкий к спортивному (акробатика, гимнастика, современные единоборства, упражнения, тренирующие силу, выносливость, растяжку, рельеф мышц).

С другой — курсов пластического воспитания — это составная часть предметов «Актерское мастерство» и «Режиссура», как вспо­могательных дисциплин в освоении психофизических и психотех­нических навыков профессии.

Этот вариант может быть наиболее интересным, комплексным и продуктивным только при условии взаимопроникновения пред­метов: «Актерское мастерство», «Предметы пластического цикла», «Сценическая речь», из которых главенствующая роль отводится «Актерскому мастерству». Автономность в обучении ведет к неско-ординированности всего процесса.

И акробатика, и гимнастика, и приемы сценической борьбы без оружия, и, безусловно, сценическое фехтование необходимы как технический тренинг. Полученные навыки и умения составляют ре­месло, то есть техническую оснащенность любой профессии. Важно лишь верно определить приоритеты и расставить акценты.

Фехтовальная сцена должна быть проявлением точной техники. Техника же должна достигать такого уровня, чтобы актер мог дей­ствовать полуавтоматически, переходя от одной движенческой фра­зы к другой. Это возможно только при наличии многоплоскостного внимания и памяти.

Ведущим видом памяти здесь является так называемая моторная память, которая помогает освободить внимание актера для конкрет­ных творческих задач. Техника как результат эмоциональности, воз­будимости, «внутренней подвижности — это и есть психотехника. Основой психотехнического тренинга является игра.

В театре (если это не театр балета или пантомимы) актеры и поют, и танцуют, и совершают акробатические трюки, ведя при этом диалог. Вряд ли уместно сейчас, при стремительном развитии теат­рально-зрелищных форм, тренировать только тело.

Методика такого учебного процесса, безусловно, совпадает с за­дачами профилирующих предметов, и в этом случае предметы плас­тического воспитания выполняют функцию вспомогательных пред­метов в системе подготовки актеров.

Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ

Теория

На первом занятии по сценическому фехтованию студенты долж­ны узнать о назначении и содержании предмета. Им должны быть известны также требования к дисциплине на уроке, поскольку об­ращение с оружием требует знаний и применения правил, обеспечи­вающих технику безопасности. Студентам сообщаются, кроме того, требования к костюму и обуви. В начале второго семестра студентам читается лекция об эволюции холодного оружия.

Желательно, чтобы лекция сопровождалась показом образцов средневекового оружия, а за неимением его показом иллюстратив­ного материала. Знакомство с этой темой необходимо не только для того чтобы создать у обучающихся представление о конструкции средневекового оружия и его разновидностях, но и для того, чтобы познакомить студентов с бытом определенной эпохи, знать который необходимо при постановке батальных сцен.

Желательно, чтобы перед началом практического обучения исто­рическому фехтованию студенты могли познакомиться с различны­ми системами холодного оружия (показ подлинных образцов видео-и кинофильмов).

Наши рекомендации