Семинар № 4. Технология педагогического взаимодействия

План

1. Сущность педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия.

2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.

3. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия Стадии коммуникации.

4. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия. Виды межличностных отношений педагогов с учащимися.

5. Педагогические техники в педагогическом взаимодействии.

Вопросы для обсуждения

1. Какие приоритеты, по Вашему мнению, должен выбрать педагог для организации педагогического взаимодействия с учащимися?

2. При каких условиях общение «педагог-воспитанник» оказывается воспитательно-эффективным?

3. Как Вы считаете, следует ли учитывать педагогическую ситуацию при организации общения?

Список литературы

Основной

· Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Гл.21.

Дополнительной

1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.-М., 2001.- Гл.5.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович.- М., 1998.

3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск, 2002. – Гл.6.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев.-М., 2001.- Лек. 12.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике /Р.В. Овчарова.- М., 2001. – Гл.1.3.

Семинар № 5. Технология контроля, анализа и учета результатов функционирования педагогического процесса

План

1. Необходимость контроля, анализа и оценки результатов образования.

2. Формы и методы контроля.

3. Требования к осуществлению контроля.

4. Учет интересов личности при организации контроля.

5. Педагогический мониторинг.

6. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя педагогической системы.

Вопросы для обсуждения

1. Какова иерархия понятий «контроль», «анализ», «диагностика», «мониторинг», «контрольно-аналитическая деятельность»?

2. Как связаны между собой процессы анализа, диагностики и мониторинга?

3. Нужен ли в школе специальный орган педагогического мониторинга?

4. Что, на Ваш взгляд, надо сделать для повышения объективности педагогического контроля?

5. Как может быть обеспечено эффективное использование результатов контрольно-аналитической деятельности?

Список литературы

Основной

1. Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев.- Казань, 2000.- Разд.2. Гл.2,3.

2. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд. 5.

3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998.- Гл.9.

Дополнительной

1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой.- М., 1991.

2. Воспитание детей в школе / под ред. Н.Е. Щурковой.- М., 1998. – С.158-163.

3. Дашкевич И. Внутришкольный контроль/ И. Дашкевич// Народное образование. - 1992.- № 5,6.

4. Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет / В.М. Коротов // Введение в педагогику.- М., 1999.-С. 175-179.

5. Педагогика/ под ред. Л.П. Крившенко. –М., 2004. – Гл.18.

6. Моисеев А. Какие бывают результаты образования/А. Моисеев, М. Поташник // Народное образование.- 1999.- № 7-8.

7. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М., 2004

8. Подласый И.П. Педагогика/ И.П. Подласый.- М., 1996.- Ч.2, Т.7; Ч.3.Т.1.

9. Харисов Т. Внутришкольный контроль / Т. Харисов // Народное образование.- 1999.- № 9.

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство.- М., 1999.- Гл.8.

Лабораторно-практические занятия

Лабораторно-практическое занятие №1

Решение педагогических задач

Цель занятия:формирование у студентов умения анализировать, проектировать решение и решать педагогические задачи.

Содержание эанятия:

1. Повторение теоретических основ:

- сущность и специфика педагогической задачи;

- типы педагогических задач и их характеристика;
- этапы решения педагогической задачи;
- профессионализм и мастерство педагога в решении педагогических задач.
2. Решение педагогических задач.

Результат лабораторно-практического занятия:письменная работа по рефлексии собственной деятельности на занятии:

· моя готовность к занятию …;

· свою работу на занятии оцениваю…;

· на занятии понравилось / имеет, на мой взгляд, практическую ценность…;

· кульминационным был момент…;

· предлагаю внести изменения в ход и содержание занятия…).

Список литературы

Основной

1. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд.4.

2.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин; под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1997.- С. 19-81 (стр. 74-79 законспектировать).

Дополнительной

1. Афонина Г.М. Педагогика / Г.М. Афонина.- Ростов/н/Д, 2002.- Лекция 18.

2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.- М., 1990.- С.28-33.

3. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Задание. Используя периодическую печать и художественную литературу, подобрать 2 педагогических ситуации для предъявления на занятии с целью анализа и решения как задачи.

Наши рекомендации