Семинар № 4. Технология педагогического взаимодействия
План
1. Сущность педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия.
2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.
3. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия Стадии коммуникации.
4. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия. Виды межличностных отношений педагогов с учащимися.
5. Педагогические техники в педагогическом взаимодействии.
Вопросы для обсуждения
1. Какие приоритеты, по Вашему мнению, должен выбрать педагог для организации педагогического взаимодействия с учащимися?
2. При каких условиях общение «педагог-воспитанник» оказывается воспитательно-эффективным?
3. Как Вы считаете, следует ли учитывать педагогическую ситуацию при организации общения?
Список литературы
Основной
· Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Гл.21.
Дополнительной
1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.-М., 2001.- Гл.5.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович.- М., 1998.
3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск, 2002. – Гл.6.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев.-М., 2001.- Лек. 12.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике /Р.В. Овчарова.- М., 2001. – Гл.1.3.
Семинар № 5. Технология контроля, анализа и учета результатов функционирования педагогического процесса
План
1. Необходимость контроля, анализа и оценки результатов образования.
2. Формы и методы контроля.
3. Требования к осуществлению контроля.
4. Учет интересов личности при организации контроля.
5. Педагогический мониторинг.
6. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя педагогической системы.
Вопросы для обсуждения
1. Какова иерархия понятий «контроль», «анализ», «диагностика», «мониторинг», «контрольно-аналитическая деятельность»?
2. Как связаны между собой процессы анализа, диагностики и мониторинга?
3. Нужен ли в школе специальный орган педагогического мониторинга?
4. Что, на Ваш взгляд, надо сделать для повышения объективности педагогического контроля?
5. Как может быть обеспечено эффективное использование результатов контрольно-аналитической деятельности?
Список литературы
Основной
1. Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев.- Казань, 2000.- Разд.2. Гл.2,3.
2. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд. 5.
3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998.- Гл.9.
Дополнительной
1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой.- М., 1991.
2. Воспитание детей в школе / под ред. Н.Е. Щурковой.- М., 1998. – С.158-163.
3. Дашкевич И. Внутришкольный контроль/ И. Дашкевич// Народное образование. - 1992.- № 5,6.
4. Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет / В.М. Коротов // Введение в педагогику.- М., 1999.-С. 175-179.
5. Педагогика/ под ред. Л.П. Крившенко. –М., 2004. – Гл.18.
6. Моисеев А. Какие бывают результаты образования/А. Моисеев, М. Поташник // Народное образование.- 1999.- № 7-8.
7. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М., 2004
8. Подласый И.П. Педагогика/ И.П. Подласый.- М., 1996.- Ч.2, Т.7; Ч.3.Т.1.
9. Харисов Т. Внутришкольный контроль / Т. Харисов // Народное образование.- 1999.- № 9.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство.- М., 1999.- Гл.8.
Лабораторно-практические занятия
Лабораторно-практическое занятие №1
Решение педагогических задач
Цель занятия:формирование у студентов умения анализировать, проектировать решение и решать педагогические задачи.
Содержание эанятия:
1. Повторение теоретических основ:
- сущность и специфика педагогической задачи;
- типы педагогических задач и их характеристика;
- этапы решения педагогической задачи;
- профессионализм и мастерство педагога в решении педагогических задач.
2. Решение педагогических задач.
Результат лабораторно-практического занятия:письменная работа по рефлексии собственной деятельности на занятии:
· моя готовность к занятию …;
· свою работу на занятии оцениваю…;
· на занятии понравилось / имеет, на мой взгляд, практическую ценность…;
· кульминационным был момент…;
· предлагаю внести изменения в ход и содержание занятия…).
Список литературы
Основной
1. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд.4.
2.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин; под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1997.- С. 19-81 (стр. 74-79 законспектировать).
Дополнительной
1. Афонина Г.М. Педагогика / Г.М. Афонина.- Ростов/н/Д, 2002.- Лекция 18.
2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.- М., 1990.- С.28-33.
3. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
Задание. Используя периодическую печать и художественную литературу, подобрать 2 педагогических ситуации для предъявления на занятии с целью анализа и решения как задачи.