Основные характеристики дистанционного бучения
В настоящее время выделяют два основных направления влияния ИКТ на образовательные процессы:
- внедрение дистанционного обучения, которое базируется на новых методах организации процесса обучения,
- применение ИКТ для повышения качества анализа, проектирования при построении традиционных форм обучения.
Очевидно, что если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идёт об образовании на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой учащийся (студент) и учитель (преподаватель) - по крайней мере, как правило - находятся не в одной аудитории, а на значительном расстоянии друг от друга.
Базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного образования:
- доступность обучения;
- радикально новые формы представления и организации информации;
- достоверность сертификации знаний.
Учебные заведения, предлагающие программы дистанционного образования можно разделить на три категории:
- «натуральные» дистанционные университеты;
- провайдеры корпоративных тренингов и/или курсов повышения квалификации;
- традиционные университеты, предлагающие онлайновое обучение.
Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для взрослых студентов:
- структура курса;
- средства и способы коммуникации;
- поддержка и контакт со студентами.
Основные характеристики дистанционного обучения:
1. Детальное планирование деятельности обучаемого (постановка задач, целей, разработка учебных материалов).
2. Интерактивность (между обучаемым и преподавателем, между обучаемым и учебным материалом, групповое обучение).
3. Мотивация (организация самостоятельной познавательной деятельности)
4. Модульная структура дистанционного обучения (обучаемый должен иметь возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю).
Модели дистанционного обучения:
1. Обучение по типу экстерната.
2. Университетское обучение.
3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях
5. Автономные обучающие системы.
6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ.
Основные цели моделей дистанционного образования:
1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.
2. Получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).
3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.
Составляющие дистанционного образования
1. Учебный центр (учебное заведение;
2. Информационные;
3. Средства обеспечения технологии дистанционного обучения;
4. Преподаватели-консультанты;
5. Обучающиеся.
Для организации и правильного функционирования системы дистанционного образования необходимо выполнять следующие основные функции:
- поддержка учебных курсов;
- доставка учебного материала студентам;
- поддержка справочных материалов (библиотека);
- консультации;
- контроль знаний;
- организация общения студентов (коллективные формы обучения).
Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии.
При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах.
TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций.
К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. В интернет-технологии «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи «многих-со-многими» является принципиальным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.
Самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-технологии. Однако интернет-технологии целесообразно рассматривать в сочетании с CD-ROM-технологиями.Содержательная часть курса (content) может и должна поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает дешевизну и независимость от каналов связи. А Интернет целесообразно использовать в ДО для обновления информации, тестирования и общения с обучаемыми. Описанный подход составляет основу Web-CD-технологии.
Сам процесс разработки дистанционного курса можно разделить на две составляющих: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса.
На первом этапе проводится структурирование текстов, логическое построение их частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной части курса – контроля, обсуждений и тому подобное. Очень важно при этом планирование гипертекстовой структуры курса.
Комплект учебно-методических материалов ДК должен разрабатываться соответственно принципам:
1. Программа дистанционного курса должна содержать цели как компоненты учебного процесса по данной дисциплине, формировать мотивации успешного изучения курса с помощью разъяснения его места и значения в системе обучения.
2. Учебные материалы в цифровой форме с использованием гипертекста должны удовлетворять требованию простоты ориентации студентов при перемещении по ссылкам.
3. ДК должен предусматривать общение студентов с преподавателем и между собой.
4. ДК не является электронной копией печатных учебников или простым компьютерным учебником.
Процесс создания ДК курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается ДК, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика (автор курса), и методиста-консультанта, (инженер по знаниям).
Составляющими дистанционного учебного курса являются:
- информационные ресурсы;
- средства общения;
- система тестирования;
- система администрирования.
Структура дистанционного учебного курса:
1. Домашняя страница курса включает: описание курса; расписание.
2. Материалы курса: гипертекстовое оглавление курса; программа курса; терминологический словарь (Glossary); поиск по материалам учебника (Search); сводные материалы; печать материалов.
3. Средства взаимодействия: объявления – доступные всем студентам курса; персональный почтовый ящик; чат (Chat) – online-аудитория; доска для рисования (Whiteboard) – графический редактор типа Paint.
4. Персональные данные студента: указания для студента; статистика учебных занятий; персональные страницы.