Рейтинговая система оценивания (РСО)
Рейтинг*, дословно с английского – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
В вузовской практике рейтинг– это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.
Преимущества РСО:
- стимулирование интереса учащихся к обучению;
- процесс обучения контролируется преподавателем и учащимися;
- дух соревнования и соперничества;
- развитие творческих способностей и элементов самоанализа;
- продуктивная и активная поисковая деятельность;
- возможность улучшить полученную оценку.
Принципы, на которых базируется рейтинговая система оценивания:
- комплексность;
- систематичность;
- диагностичностъ;
- адекватность;
- дуальность;
- многосторонность;
- открытость
Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Максимальное количество их равно 100. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 60 баллов
Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту за активность на занятиях до 5 баллов в каждом дисциплинарном модуле.
Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за нарушение сроков выполнения текущей работы по видам, за отказ отвечать на практических (семинарских, лабораторных) занятиях и т.д.
Для получения экзаменационной оценки (или дифференцированного зачета) сумма баллов за дисциплинарные модули должна составлять:
- от 60 до72 баллов для оценки «удовлетворительно»,
- 73-86 баллов для оценки «хорошо»,
- 87-100 баллов для оценки «отлично».
-
Примеры технологий с использованием РСО
Рейтинговая система оценивания может эффективно применяться в различных технологиях обучения (Таб. 4).
Таблица 4
Применение рейтинговой системы оценивания
В различных педагогических технологиях
Название технологии | Возможности применения РСО |
1. Модульная технология профессионального обучения | Технология модульного обучения настолько тесно связана с РСО, что принято говорить о модулъно-рейтинговой технологии обучения (МРТО) |
2. Технология развития критического мышления (в частности, стратегия «электронный портфолио») | Технология развития критического мышления ориентирована прежде всего на формирование у студентов умений анализировать, систематизировать, оценивать информацию, на развитие метапознания (т. е. отслеживание хода своей мыслительной деятельности). Одной из наиболее перспективных стратегий при работе со студентами является стратегия «электронный портфолио».Она предполагает, что на определенном этапе обучения (семестр, учебный год) студенты собирают и оформляют на компьютере различные работы. Каждый вид работы может быть оценен определенным числом баллов по определенным критериям, что создает необходимые предпосылки для рейтингового оценивания |
3. Проектная технология | При использовании данной технологии студенты в процессе обучения выполняют самостоятельные разработки – проекты. В рамках проекта решается определенная исследовательская проблема. Обязательным этапом проектной деятельности является защита выполненного проекта. Преподаватель в самом начале выполнения проекта представляет систему критериев, по которым будет оцениваться результативность выполнения проектного задания. В рейтинговой системе учета учебных достижений по учебной дисциплине обязательно учитывается выполнение проектного задания |
Лекция 2.5.Технология мониторинга качества образования
План
1. Качество образования как объект мониторингового исследования
2. Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе.
3. Технологические этапы мониторинга в системе образования.
Основные понятия:качество, качество образования, мониторинг, педагогический мониторинг.
1. Качество образования как объект мониторингового исследования
Качество образования – синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования.
Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата.
Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.
Термин «мониторинг» происходит от латинского слова monitor (напоминающий, предостерегающий, надзирающий).
Включает в себя:
- объект и субъект,
- диагностику,
- систематические наблюдения и периодический контроль,
- анализ и оценку состояния исследуемого объекта,
- прогноз его изменений и возможную коррекцию,
- разработку комплекса действий по развитию.
Под педагогическим мониторингом понимается систематическое отслеживание, наблюдение состояния объекта образовательной деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью принятия управленческих решений.
Педагогическая диагностика рассматривается как часть педагогического мониторинга.
Проведя сравнительный анализ сущностных характеристик двух понятий «мониторинг» и «диагностика», мы можем утверждать, что мониторинг не является аналогией диагностики, но включает в себя диагностический этап. Мониторинг отличается от диагностики большей системностью, технологичностью, систематичностью, создает условия для оптимизации действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.
2. Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе
В основание классификации видов мониторинга могут быть положены его цели, область применения, иерархия систем управления и т.д. (Таб. 5)
Таблица 5
Виды мониторинга
Основание классификации | Виды мониторинга |
Цели мониторинга | информационный мониторинг базовый проблемный управленческий. |
Область применения | педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический. |
Иерархия систем управления | школьный, районный, областной (региональный), федеральный |
Основаниям экспертизы | динамический сравнительный комплексный |
Функции мониторинга:
1) аналитическая функция;
2) информационная;
3) диагностическая функция;
4) прогностическая функция;
5) организационно-управленческая функция;
6) коррекционная.
3. Технологические этапы мониторинга в системе образования
Рассмотрение мониторинга как технологии может осуществляться на основе четкого определения этапов его организации (Таб. 6).
Таблица 6