Психологическая безопасность пользователей сети Интернет
Психологической опасностью можно назвать состояние повышенных рисков и угроз возникновения опасных для психики пользователей состояний, способных нанести ей тот или иной ущерб. Тогда психологическая безопасность – это состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, состояние способности к сдерживанию или отражению опасных воздействий, а также, если это произойдёт, к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Психологическая безопасность позволяет сохранять стабильность, устойчивость и возможности саморазвития психики индивида.
Воздействия сети Интернет на психику её пользователей способны нарушать психологическую безопасность, в том смысле, что способны создавать ситуации повышенных рисков и угроз возникновения опасных для психики пользователей состояний. В настоящий период достаточно эффективных решений проблемы безопасности работы в сети Интернет не найдено. Наибольшую опасность для психики пользователей сети Интернет представляют следующие риски и угрозы:
· Возможность развития стресса от необходимости постоянно в быстром темпе воспринимать и перерабатывать большие объёмы не всегда необходимой информации. Человек в процессе эволюции, скорее всего, не приобрёл достаточно эффективных способов адаптации к ситуации такого своеобразного информационного стресса.
· Возможность внешнего контроля личности и деятельности пользователей сети Интернет через сообщения, которые они посылают и принимают, а также информацию, которую они хранят на своих компьютерах. Причина в том, что внешние пользователи способны проникать через все современные средства аппаратной и программной защиты компьютеров, работающих в сети Интернет. Внешний контроль, например, позволяет использовать электронные адреса пользователей сети Интернет для рекламных сообщений, пересылаемых им после анализа их предпочтений.
· Возможность манипуляции сознанием пользователей сети Интернет через стимулирование их виртуальной активности. В некоторых случаях такое манипулирование способно маргинализировать пользователей: приводить их в маргинальные социальные группы, типа фашистов и бритоголовых, в маргинальные религиозные секты, способствовать усвоению пользователями маргинальных идеологий национализма и ксенофобии.
· Возможность формирования Интернет-зависимости, при которой сама по себе работа и коммуникация в сети Интернет становится сверхценной, приводя в большей или меньшей степени к прекращению активности индивидов в реальном мире.
· Возможность аутизации пользователей информационных технологий, опасность которой больше для детей и подростков, чем для взрослых. При этом у пользователей могут существенно сужаться интересы, он могут направляться на информационно богатую и интеллектуально привлекательную виртуальную реальность, на внутренние психические переживания в ущерб проявлению активности в реальной деятельности.
Наибольшей психологической опасности при работе в сети Интернет подвержены дети и подростки, поскольку их психика ещё не сформировалась полностью, а характеризуется неустойчивостью, кризисными проявлениями, сниженными возможностями адаптации в неблагоприятных ситуациях. Поэтому помимо огромного, безусловно, положительного эффекта от взаимодействия этой группы пользователей с Интернет, можно выделить и ряд негативных тенденций:
· Чрезмерное увлечение «виртуальной реальностью» ведет к уменьшению опыта реального взаимодействия. И, несмотря на то, что некоторые авторы указывают на поддерживающее и психотерапевтическое воздействие виртуальной коммуникации на Я-концепцию пользователя, мы считаем, что при высокой интенсивности, продолжительности и частоте виртуальных контактов происходит подмена реального живого общения его виртуальным суррогатом, лишенным многих необходимых компонентов, что приводит к негативному эффекту, который уже успели окрестить как виртуальная наркомания или Интернет зависимость.
· Через сеть Интернет молодые люди способны получить практически бесконтрольный доступ к огромному числу материалов, носящих антиобщественный, антигуманный и порнографический характер.
· В процессе общения через компьютерные сети дети могут стать, и зачастую, становятся, жертвами лиц, использующих эту среду в своих личных, корыстных или преступных целях, а также лиц, обладающих психопатическими или извращенными сексуальными наклонностями.
Эти и другие социально-психологические феномены, связанные с возникновением новой информационно-психологической среды, требуют углублённого изучения. Первым шагом в этом направлении может стать разработка комплексной межрегиональной программы социально-психологических исследований в сфере новейших информационных технологий.