Особенности этикета коммуникации в сети Интернет

В настоящий период сеть Интернет перестает быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и становится новой психологической средой и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате, у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.

Особое место, в этой связи, занимают психологические феномены, проявляющиеся в процессе взаимодействия пользователей с этой новой информационной средой и оказывающие воздействие на личность человека и всю систему его отношений с внешним миром.

В отличие от ставших уже традиционными средств массовой коммуникации: газет, радио, телевидения, специфика взаимодействия в Интернет-среде имеет свои ярко выраженные особенности, например:

· возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях мира;

· ограниченность возможностей использования большей части невербальных средств коммуникации; и как следствие – обеднение эмоционального компонента общения, высокая доля формализма в коммуникациях, связанная с необходимостью подчинения пользователей требованиям протоколов работы с компьютерами и системами связи;

· возможность общения без визуального контакта и как следствие производство разнообразных манипуляций образами в общении и другие.

Все это приводит к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета. В процессе удаленного общения в реальном времени при помощи системы Internet Relay Chat участники используют различные способы преодоления дефицита перцептивного компонента общения, и недостатка эмоциональной информации, которыми неизбежно сопровождается данный вид взаимодействия. Почти каждый из участников дополняет свое высказывание определенными символами. Если слегка наклонить голову влево, то можно заметить, что эти символы представляют собой стилизованное изображение человеческого лица. Они призваны передать эмоциональное состояние участников общения. При помощи этих знаков можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость, а также выразить другие эмоции. Иногда пользователи не ограничиваются подобной стилизацией и посылают рисунки, напоминающие примитивную живопись.

Подобная форма письма была характерна для большинства древних культур. Иными словами, письменность современных пользователей компьютерных сетей, в силу вышеизложенных причин, приобрела атавистические особенности, некогда характерные для всей письменной культуры. По-видимому, данное явление не случайно, и помимо внешних причин, обусловлено глубокими психологическими причинами бессознательного, даже архетипического характера.

На наш взгляд, представляется достаточно интересным тот факт, что подобные особенности письменной речи более ста лет назад наблюдал и изучал итальянский психиатр Цезарь Ломброзо. В своей работе “Гениальность и помешательство” Ломброзо убедительно доказал, что подобная форма письма обуславливается “потребностью дополнить значение слова или рисунка, в отдельности недостаточно сильных для выражения данной идеи с желаемой ясностью и полнотой” [Ц. Ломброзо, 1892]. Вместе с тем, он показал, что подобное письмо было характерно для большинства древних культур. Например, в древнеегипетской письменности роль подобных символов была столь велика, что им дали специальное название – определительные.

Более того, существуют и другие, не менее удивительные факты, сближающие IRC-письменность с примитивной письменностью древних цивилизаций. Достаточно широкое распространение в сети получило использование акронимов – своеобразных символьных сокращений целых фраз и предложений: IMHO – In my humble opinion (По моему скромному мнению), pls – please (пожалуйста) и других.

Зачастую в данных сокращениях, наряду с буквами, используются и другие символы, согласно фонетическому соответствию: 2=to=too, 8=ate, 4=for или =ч в русском варианте (аналогично приему, применяемому при составлении ребусов).

При таком способе записи Wait (подожди) пишется как W8, thanks (спасибо) – 10X и т.д. Любопытно, что подобный прием также часто использовался в древности. Например, имя индейского вождя Itzlicoatl записывалось при помощи изображения змеи – Coatl и копья – Istzli.

Можно также заметить, что многие акронимы записываются без использования гласных букв: bb – bye bye, BRB – Be right back (сейчас вернусь), BTW – By the way (кстати), pls – please (спасибо), L8R – Later (позже) и т.д. По нашему мнению это также напоминает некоторые древние формы письменности, в частности древнееврейское письмо, в котором записывались только согласные буквы, а гласные – пропускались.

Феномены архетипической природы будут особенно заметно проявляться в процессе построения пользователями так называемых виртуальных миров и при создании ими собственных виртуальных персонажей.

Ещё одной особенностью общения пользователей в сети Интернет является изменение грамматических правил написания слов и предложений в русском и других языках. Они постоянно применяют разнообразные сокращения, используют цифры и символы, которые замещают части слов, пишут слова с ошибками, не расставляют знаки препинания и т.п. Для такого общения самое главное – установить коммуникацию. Поэтому, как ни парадоксально, постоянное общение в сети Интернет с помощью написания разнообразных сообщений, письменных текстов, не приводит к повышению уровня грамотности их участников.

Если обратить внимание на саму речь, а не на форму ее записи, то можно отметить следующие особенности: краткость, разорванность высказываний, по большей части, отсутствие четких, структурированных, законченных диалогов или смысловых единиц, а также стремление одновременно общаться с несколькими пользователями.

Большинство высказываний в подобных “диалогах” являются по существу репликами в никуда, и имеют целью выразить мнение или состояние автора высказывания, а не узнать мнение или состояние собеседника. Подобная речь может быть охарактеризована как эгоцентрическая в терминологии Ж.Пиаже. Причем известно, что высокий уровень эгоцентризма характерен для раннего детского возраста. Возможно, это связано с большой долей молодёжи среди пользователей сети Интернет.

Таким образом, письменные сообщения в сети Интернет моделируют реальное общение в группе индивидов. Разница в том, что при реальном общении у каждого есть возможность наблюдать реальный облик партнёра по диалогу, а в Интернет-общении появляется возможность скрываться за виртуальными образами. Некоторым индивидам с высоким уровнем тревожности и неустойчивой психикой такое общение помогает в социализации, поскольку снижает психологический риск общения.

Наши рекомендации