Концепция постмодернизма, явления постмодерна в современном обществе и их связь с современными информационными технологиями
Постмодернизм – это понятие, используемое современной философией, но это также и интеллектуальное движение и наиболее популярная концепция, объясняющая особенности современной социальности. В своём буквальном значении постмодерн означает то, что наступает или наступило после (приставка «пост») современности (корень «модерн»).
Сторонники концепции постмодернизма, тем не менее, не всегда пытаются уточнить, что они имеют в виду под «современностью» и под «постсовременностью». Обычно начало современной эпохи у перечисленных философов связывалось с началом эпохи Возрождения, т.е. с распадом феодального общества в Европе, а постмодернизм – с окончанием этой эпохи и началом новой. При этом постмодернисты чаще всего интересуются не обществом в целом, а сферой искусства и литературы: изобразительного искусства, эстетикой, музыкой, архитектурой, кино и т.п. Но более глубокий анализ понятия постомодернизма показывает, что его последователи не согласны ограничиваться только сферой искусства и литературы.
Современное состояние общества может быть описано понятием «постмодерн», а состояние осознающего его сознания – понятием «постмодернизм». Наиболее ярко состояние постмодерна представлено в современной культуре, оно существует и в политике, экономике, общественной жизни. Суть постмодерна в состоянии радикальной плюральности, в высокой степени индивидуализма в мотивах и целях деятельности, а также в её проявлениях.
Идеи постмодернизма появились из попыток осмысления социальных трансформаций 60-х годов XX века, в первую очередь, в развитых странах мира. В отличие от постиндустриальной теории, сторонники которой опирались, прежде всего, на взгляды социологов и экономистов конца XIX и начала XX веков, а также на идеи философов-позитивистов, постмодернизм использовал более широкую, но гораздо менее структурированную методологию.
И сама идея постмодернизма, и большинство терминов, используемых в этой теории, берут свое начало в культурологии. Ее сторонники обращают внимание, прежде всего, на то, что складывающиеся в настоящий период социальные отношения радикально отличны от традиционного массового общества, и в этом они близки теоретикам постиндустриализма. Понятие постмодернизма возникло в связи со стремлением подчеркнуть отличие нового социального порядка от того, который был современным ещё сравнительно недавно.
В современном искусстве проявления постмодерна можно отметить в происходящей замене произведений искусства проектами и инсталляциями, как проявлениями этих проектов. Проекты реализуются чаще всего усилиями не только авторов, но и менеджеров, агентов, продюсеров, роль которых в привлечении внимания общества и в повышении ценности произведений искусства в общественном сознании постоянно возрастает. Само по себе произведение искусства не является проектом, для его «продвижения» необходим продюсер, роль которого в постмодернистском искусстве становится более важной, чем роль автора произведения. Более того, нередко автор должен подчиняться требованиям продюсера, чтобы его произведение можно было включить в соответствующий проект. А без включения в проект произведение искусства, даже имеющее высокую художественную ценность, вряд ли будет замечено публикой и критиками, не принесёт автору коммерческого успеха.
Для проекта самое главное не результат, как это было в традиционном искусстве, а постоянная деятельность, вовлекающая в себя всё более широкие группы участников и почитателей. Целью проекта в постмодерне становится сама деятельность, а не достижение окончательного результата. Признание участников и почитателей проекта, их собственная активность, направляемая скорее их индивидуальной мотивацией, чем требованиями руководителей проекта, поддерживает и развивает проект.
Для формирования проекта используются разнообразные формы рекламы, манипулирования сознанием потенциальных потребителей, направленные, в частности, на формировании представления о высокой ценности приобщения потребителей к тому или иному проекту. Для такого приобщения нередко используются инсталляции, т.е. постановки, в которых постоянные изменения или постоянное движение легче привлекает внимание участников проекта. Нередко такие инсталляции производятся только один раз, на следующей выставке или следующем вернисаже производится аналогичная, но иная инсталляция. Той же цели служат нередко используемые авторами и продюсерами возможности участия их почитателей в инсталляциях, например, демонстрация их лиц или других частей тел в этих инсталляциях.
Проектами являются и современные кинофильмы, так называемые блокбастеры, которые российские телеканалы, в первую очередь, Первый телевизионный канал, представляет в кинотеатрах страны. Содержание этих кинофильмов существенно уступает в качестве используемым в них видеоэффектам и предварительной рекламе. Реклама заставляет кинозрителей приобщиться к проекту, а не просто посмотреть кинофильм, что можно сделать и дома на видео.
Для опыта постмодерна характерны три основных положения. Во-первых, постмодерн сомневается в возможности четкого разделения субъекта и объекта любой деятельности, их связывают формы и стили, представляющие собой неосознаваемую структуру социальных связей, выраженную в свою очередь в знаках и символах. Во-вторых, поскольку постмодерн ставит в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, копирование, а не производство, он практически не видит различий между оригиналами и копиями, как это бывает при копировании информации на компьютерных её носителях. В-третьих, постмодерн не доверяет так называемым глобальным объяснительным концепциям – «великим сказаниям» в терминологии Франсуа Лиотара. Поэтому постмодерн не верит ни в какую объективность, точнее предполагает, что таких объективностей может быть много – у каждого субъекта – своя. Поэтому бессмысленно выяснять то, каким является мир в действительности: действительность такова, какой её представляет тот или иной субъект в своём восприятии, в своём воспроизводстве тех или иных существенных для него особенностей.
В ситуации постмодерна исчезает противоположность настоящего, естественного и искусственного. Благодаря таким жанрам, как перформанс или инсталляция, переход от искусства к жизни оказывается либо незаметным, либо вовсе несуществующим. В политике, благодаря репродуцированию идеологий, более не связанных с «социальным бытием», снимается различие между правыми и левыми политиками и политическими партиями. Различие истинного и ложного в общественном мнении – в среде средств массовой информации, прежде всего, – перестает быть значимым; значимой является лишь сенсация. Но и сенсации в средствах массовой информации создаются специально и демонстрируются в своеобразных информационных шоу на телевидении, радио, в сети Интернет, в газетах. Полезность и бесполезность объектов, красивое и безобразное в моде – эти и многие другие противоположности, определявшие ранее жизнь человека, теперь сглаживаются и исчезают. И главное, что исчезает, – это различие между реальным и воображаемым, они представляются равноценными и равнозначимыми в сознании человека. Копия становится равной оригиналу, правое и левое в политике, истину и ложь в средствах массовой информации практически невозможно отличить.
Постмодернизм не представляет какой-то единой концепции. Постмодернизм как философский феномен в принципе не может быть рассмотрен в качестве единого течения, а развивается в нескольких проектах, среди которых наиболее значительными можно считать текстологический, номадологический, шизоаналитический, нарратологический, генеалогический, симуляционный, коммуникационный и другие. Более того, постмодернизм и не стремится ни конституировать себя в качестве актуально единой философской стратегии, унифицированной по своим основаниям, методам и целям и претендовавшей бы на оригинальность, ни утвердиться в качестве философской традиции, программно постулируя невозможность в современных условиях реализации подобного философско-метафизического проекта. Даже само объединение постмодернизма в несколько наиболее значимых проектов его последователи сами бы отвергли, потому что для них наиболее существенны отличия друг от друга, а не общие качества.
Постмодернизм, тем не менее, един в том, что во всех его течениях полностью отказывается от возможности конструирования каких-то концепций или парадигм действительности, их попытки по Франсуа Лиотару часто называют «великими сказаниями». К ним постмодернисты относят, например, любые научные концепции истории, политики. К ним можно отнести современные идеологии коммунизма, либерализма и другие.
Теоретики постмодернизма пришли к выводу о снижении возможностей прогнозирования развития, как отдельных личностей, так и социума в целом, о неопределенности направлений общественного прогресса, о разделённости социума и активного субъекта. Вместе с тем постмодернисты считают, что в эпоху постмодерна преодолевается феномен отчуждения, трансформируются мотивы и стимулы деятельности человека, возникают новые ценности, мотивы и нормы поведения. Поэтому преодоление сложившихся ранее форм общественного устройства воспринимается ими как само содержание современного этапа социального прогресса.
Теория постмодернизма обосновывает вывод о существенном повышении значимости индивидуального сознания и поведения. Что в свою очередь приводит к выводу о расширении границ общественного производства и неизбежном в будущем устранении границ между производством и потреблением. Производство начинает трактоваться очень широко, в него фактически включаются все стороны жизни человека, в том числе и потребление. При этом анализируются не столько сами факты потребления материальных благ и услуг, сколько статусные аспекты и культурные формы этого процесса.
С позиций постмодернизма переосмысливаются роль и значение потребительной стоимости и полезности, времени и пространства как культурных форм и в то же время факторов производства. Деятельность, объединяющая в себе черты, как производства, так и потребления и создающая вещные и нематериальные блага лишь в той мере, в какой они обеспечивают самосовершенствование личности, не создает, с точки зрения постмодернизма, продукты как такие потребительные стоимости (use-values), другой стороной которых неизбежно выступает меновая стоимость (exchange-value). С переходом к эпохе постмодерна подлинное содержание полезности заключается не столько в универсальной потребительной стоимости продукта, сколько в его высокоиндивидуализированной знаковой ценности (sign-value). Изменяется и сам характер потребления, которое Ж.Бодрийяр называет consumation (потребление) в отличие от традиционного consummation (выполнение, доведение до конца).
Исследуя хозяйственные процессы с точки зрения их субъекта, постмодернисты обнаружили феномен симулированных потребностей, разграничили понятия потребностей (needs) и предпочтений (wants). Первые означают потребности, уже прошедшие социализацию; они заставляют рассматривать потребительское поведение как общественное явление; вторые основаны на субъективных устремлениях личности к самовыражению в потреблении. Называя инициированные подобным образом сущности символическими ценностями, постмодернисты отмечают их относительную несравнимость друг с другом, невозможность исчисления стоимости подобных объектов в квантифицируемых единицах цены или общей полезности.
Будучи изначально ориентированной не только и не столько на исследование объективных характеристик современного общества, сколько на изучение места и роли человека в нём, а в последний период – также на изменения отношения личности к институтам и формам этого общества, теория постмодернизма глубже, чем иные направления социологии, проникла в суть явлений, происходящих на социопсихологическом уровне. Постмодернисты ближе всех подошли к проблеме обусловленности современного производства и современной социальной структуры не столько объективными факторами и конкретными действиями человека, сколько субъективными обстоятельствами и системой мотивов и стимулов, определяющих его действия. Тем самым им удалось убедительно заявить глобальный масштаб и подлинную глубину современных социальных преобразований.
Термин «постмодернизм» впервые был употреблен в книге Р.Ранвица «Кризис европейской культуры» в 1917 году. В 1934 году он был использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX века, радикально отторгающих литературную традицию. Постмодернизм заявил о себе в 30-е годы XX века в первую очередь в сфере искусства работами Л.Фидлера, И.Хассана и Ч.Дженкса. С 1939 по 1947 в работах Тойнби было конституировано содержание понятия «постмодернизм» как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна. В 60-е годы XX века концепция постмодернизма активно развивалась в области философии и культурологи, в частности, в работах французских интеллектуалов, чье мировоззрение формировалось под воздействием событий 1968 года. В конце 1960-1970-х годов данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, его вербальных форм), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начиная с 1979 года после работы Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании» понятие «постмодернизм» утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (К.Батлер, В.Вельш, Т.Д’ан, Д.Дэвис, Ч.Дженкс, А.Ле Во, Д.Лодж, Дж.Мад-заро, А.Б.Олива, У.Спейнос, У.Стейнер, А.Уайлд, Д.Фоккема, Д.Форворд, И.Хассан и другие). В 70-е и 80-е годы XX века концепция постмодернизма активно развивалась и в социологии, в частности, в трудах Т.Адорно и представителей так называемой франкфуртской школы, а также Ж.-Ф.Лиотара и Ж.Бодрийяра.
Ведущими представителями постмодернизма в философии в настоящий период считаются: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и другие.
В ходе развития концепции постмодернизма и её переноса на различные сферы гуманитарного знания было её сторонниками было выработано представление, что новое общество неизбежно будет противопоставляться прошлому как общество новых возможностей обществу ограниченной свободы. В рамках данной теории, как отмечает А.Турен, постмодерн воспринимается как эпоха, «отрицающая саму идею общества, разрушающая ее и замещающая ее идеей постоянного социального изменения», а «история постмодерна представляет собой историю медленного, но непрерывного нарастания разрыва между личностью, обществом и природой». Эпоха постмодерна характеризуется ростом культурного и социального многообразия и отходом как от ранее господствовавшей унифицированности, так в ряде случаев и от принципов чистой экономической целесообразности.
Постмодерн как историческое время, сменяющее модерн, определяется через апелляцию к модифицирующейся человеческой природе и изменяющемуся месту человека в социальной структуре. Как и теоретики постиндустриализма, постмодернисты обращаются, прежде всего, не к глубинным характеристикам этой эпохи, а к тем её чертам, которые поддаются наиболее явному противопоставлению важнейшим признакам предыдущих периодов. С подобных позиций анализируются и относительно поверхностные явления демассификации и дестандартизации, и преодоление принципов фордизма (конвейерного производства), отход от прежних форм индустриального производства, и достижение качественно нового уровня субъективизации социальных процессов, и возрастающая плюралистичность общества, и уход от массового социального действия. Однако при этом, по мнению большинства постмодернистов, нарождающееся новое общество отчасти сохраняет черты прежнего, оставаясь «дезорганизованным» (disorganized) или «умирающим» (late) капитализмом.
Теория постмодернизма находится в настоящий период в явном кризисе, обусловленном крайне неудачным решением в ней вопроса о терминологическом обозначении современной реальности. Как показала практика, термин постмодерн может быть эффективно использован применительно только к тем историческим периодам, которые характеризуются преодолением ранее сложившейся социальной модели, так как он не фиксирует ничего, кроме факта такого преодоления. Однако после того как новая общественная система приобретает черты стабильного социального состояния, данное понятие утрачивает черты определенности.
Начиная с первой половины 80-х годов XX века термин постмодерн стал замещаться еще более аморфным понятием «модернизация». Постмодерн трактовался уже не как установившееся состояние, а как гипотетический строй, формирование которого будет связано с завершением неопределенного процесса модернизации. Позднее возникли попытки ограничить период модерна отрезком истории с середины XVII-гo по конец XIX века и обозначить завершающую треть прошлого и первую половину XX столетия в качестве эпохи модернизма и таким образом противопоставить постмодерн не всему индустриальному обществу, а лишь тем его формам, которые сложились в последние десятилетия.
В 90-е годы развитие концепции свелось к бессодержательному жонглированию понятиями. Энтони Гидденс, например, предложил заменить термин постмодерн понятием «радикализованный модерн». Б.Смарт считал необходимым рассматривать постмодерн не как состояние, замещающее модерн, а как реконституирование последнего. З.Бауман предпочитал определять современное общество не как постмодерн, а как самоценный модерн, как модернити-для-себя (modernity for itself). В результате сторонники данного направления не могут сказать о современном периоде ничего более конкретного, чем то, что «модернизм характеризуется незавершенностью модернизации, а постмодернизм в этом отношении более современен, чем модернизм как таковой».
Развитие постмодернистской теории, таким образом, стало полной противоположностью эволюции концепции информационного общества. Если последняя пошла по пути выделения одного из признаков будущего общества и поэтому оказалась недостаточно гибкой для того, чтобы адекватно реагировать на изменяющиеся социальные условия, то доктрина постмодернизма очень аморфна, а потому не может претендовать на статус достаточно научно обоснованной социологической теории. Несмотря на это, выдвинутые в её рамках оригинальные тезисы вполне могут быть использованы в анализе современного общества, экономики и государственного управления.
К середине 90-х годов XX века в зарубежной социологии сложилась весьма сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, постиндустриальная доктрина, подчеркивающая прежде всего центральную роль знания и ускоряющегося сдвига от производства материальных благ к производству информации, получила широкое признание, но при этом осталась скорее методологической основой для развития новых концепций, нежели теорией, пригодной для непосредственного применения к описанию новых реалий. С другой стороны, по меньшей мере, две доктрины – теория информационного общества, с её вниманием к технологическим аспектам, и концепция постмодернизма, акцентирующая внимание на становлении новой личности и ее месте в современном обществе, – подверглись достаточно резкой критике за присущую им односторонность и утратили ту привлекательность, которой обладали в 70-е и 80-е годы XX века.