Математическое и программное обеспечение
Математическое и программное обеспечение – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и компьютерных программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Программное обеспечение реализует алгоритмы работы с информацией, выполнение всех информационных процессов в информационной системе. А эти алгоритмы, в свою очередь, разрабатываются на основе методов и моделей, которые часто требуют применения средств и достижений современной математики. Поэтому такие методы и модели часто называют математическим обеспечением информационной системы, хотя они не всегда представляют собой именно чисто математические методы и модели.
К средствам математического обеспечения относятся:
· средства моделирования процессов управления;
· типовые задачи управления и реализации информационных процессов в информационной системе;
· методы математического программирования, математической статистики, теории алгоритмов, теории массового обслуживания и другие.
Уровень разработанности и качество реализации математического обеспечения информационной системы определяет качество её работы, эффективность выполнения информационных процессов в ней, а также качество выходной информации, например, её новизну, научную обоснованность получаемых пользователем сведений и т.п. Неудачная реализация математического обеспечения информационной системы, как правило, не может быть компенсирована функционированием других её подсистем.
Программное обеспечение информационной системы реализует методы и модели её математического обеспечения. Только с помощью современных компьютерных программ можно реально автоматизировать выполнение тех или иных информационных процессов, поскольку только с помощью компьютерных программ можно управлять работой современных компьютеров.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров и средств связи, для контроля и управления всеми информационными процессами в целом. Наибольшее значение общесистемное программное обеспечение имеет для управления процессами ввода, обработки данных и вывода данных.
К общесистемному программному обеспечению относятся, в частности, операционные системы, программные оболочки, браузеры и другие программные средства работы в глобальных компьютерных сетях, драйверы для управления работой внешних устройств современных компьютеров, шрифты и другие. Все эти программы предназначены для решений общих задач пользователей в компьютерных информационных системах, т.е. задач, которые необходимо решать каждому пользователю или запущенной им программе, независимо от их специализации. Нередко общесистемное программное обеспечение может быть одинаково для разных информационных систем. Например, многие компьютерные информационные системы строятся на основе операционных систем Microsoft. На основе этих операционных систем могут быть разработаны и эксплуатироваться информационные системы для самых разных применений: в науке, образовании, экономике, государственном и муниципальном управлении, в сфере культуры и других.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы для решения задач, соответствующих именно её предназначению и функциям. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Для разработки специального программного обеспечения сначала проводится обследование организации или сферы деятельности. На основе анализа собранных в ходе обследования данных строится так называемая информационно-логическая (или короче – инфологическая) модель этой организации или сферы деятельности, включающая описание основных информационных процессов с их взаимосвязями, которые и необходимо будет автоматизировать. Разработка инфологической модели позволяет разрабатывать специальное программное обеспечение в виде системы взаимосвязанных программных модулей, которые способны реализовать функции и связи элементов инфологической модели. Инфологическая модель становится схемой функционирования информационной системы, а специальное программное обеспечение реализует на практике эту схему функционирования.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры. Техническая документация должна достаточно полно и подробно, понятно для персонала и пользователей информационной системы описывать способы её функционирования, а также методы её использования для решения задач пользователей, методы её проверки, тестирования и т.п. Подробная и понятная техническая документация повышает эффективность применения информационной системы и надёжность её эксплуатации.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие пользователей и персонала с информационной системой.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
· Анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации. Этот анализ проводится на этапе формирования технического задания на разработку или приобретение готовой информационной системы, а также на этапе разработки информационной системы. Этот анализ имеет целью разработку инфологической модели, которая затем будет определять какие информационные процессы и как будут автоматизироваться.
· Подготовку задач к решению в компьютерной информационной системе, включая соответствующие фрагменты технического задания на разработку информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности в сфере будущего применения.
· Разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач в информационной системе, направленных на повышение эффективности системы управления организацией.
· Разработку инструкций для пользователей и персонала по работе с информационной системой. Эта деятельность проводится на этапе эксплуатации информационной системы. Инструкции должны дополнять техническую документацию информационной системы, обеспечивать эффективность работы персонала и пользователей с ней, а также безопасность информации в ней.
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является обеспечение и укрепление законности осуществления деятельности по созданию, внедрению и эксплуатации информационных систем.
В состав правового обеспечения входят федеральные, региональные и местные законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Применение современных информационных технологий и систем во многом является экстерриториальным, т.е. чаще всего проводится по всему миру, невзирая на границы национальных государств. Так работает сеть Интернет, так используются программные продукты многих крупных современных производителей, в частности, компаний Microsoft, Adobe Systems Incorporated, Hewlett-Packard, Corel Corporation и другие. Следовательно, при использовании программного обеспечения этих компаний нужно учитывать нормы законодательства США и других стран, поскольку нарушение их норм может приводить к санкциям со стороны этих компаний. Чаще эти компании наблюдают за соблюдением своих авторских и смежных прав, контролируя их по всему миру. Аналогичные действия нередко осуществляют производители аппаратуры, мобильных телефонов, персональных компьютеров, ноутбуков, нетбуков и других технических средств. Поэтому при постоянной активной работе в сфере современной информатики и использовании информационных систем необходимо знать нормы не только российского, но и зарубежного законодательства.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. При нарушениях норм договоров их сторонами возможно получить определённую компенсацию потерь, если сторона договора обратится с гражданским иском в суд и представит документальные свидетельства нарушений норм договора другой его стороной. Но при этом все подтверждения таких нарушений должна собрать сторона истца, органы государственной власти имеют право в процессы сбора таких доказательств не включаться.
Правоохранительные и другие органы государственной власти будут самостоятельно собирать доказательства нарушений норм законов, если это было связано с совершением уголовно наказуемого деяния, например, при нарушениях государственной тайны. В таких случаях пользователи информационных систем могут получить существенную поддержку со стороны государства в обеспечении защиты информации, находящейся в секретной информационной системе. Но для использования этой информационной системы режим секретности накладывает всегда много существенных ограничений, которые естественно препятствуют свободе использования информации из неё. Поэтому к засекречиванию информационных систем прибегают нечасто, обычно в интересах государственной безопасности.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает нормы, определяющие:
· статус информационной системы;
· права, обязанности и ответственность персонала;
· правовые положения отдельных видов процесса управления;
· порядок создания и использования информации и другие.
В любом случае правовое обеспечение законности осуществления информационной деятельности реализуется потому, что все законопослушные разработчики, владельцы и пользователи информационных систем постоянно соблюдают нормы законов и других нормативно-правовых документов. К нарушителям этих норм могут и должны применять различных санкции, вплоть до уголовного преследования при нарушении норм Уголовного кодекса РФ. Но эти санкции, как правило, лишь в той или иной мере компенсируют потери от нарушений правовых норм и демонстрируют неотвратимость наказания за такие нарушения. Только в редких случаях правовое обеспечение оказывается способным предотвратить осуществление действий, нарушающих правовые нормы деятельности, связанной с созданием, внедрением и эксплуатацией информационных систем.