II.2.1. Сравнение традиционного и современного технологизмов
Для выявления отличий современного технологизма от традиционного, Розин отсылает нас в середину XX века, когда достигла эффективности проектная деятельность, сформированная в конце XIX – начале XX вв.
Проектная деятельность, в отличие от исследовательской, имеет нацеленность на практический результат. Исследовательская же деятельность обладает элементом созерцательности и предшествует проектной. В проектировании используются научные и опытные знания, а также нормы, в которых зафиксированы удачные отношения процессов проектируемого объекта с их конструктивными элементами.
Как указывает Розин, на данном историческом этапе технологии развиваются «локально», в узком понимании, как описание, анализ и синтез технологических операций и условий.
Розин и Жукова выделяют начало становления современного технологизма – это середина XX века, когда в центр научно-технической мысли становится технология в широком понимании. Сопоставляя определения технологии в широком понимании, представленные авторами, можно указать следующее: технология – это совокупность принципов, образующих техносферу, состояние которой определяется уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами.
Розин подчеркивает ведущие черты современного технологизма. Главным становится не установление связи между природными процессами и техническими элементами, не разработка и расчет основных процессов и конструкций изделий, а комбинации уже сложившихся объектов техники, видов научно-технической деятельности, технологических и изобретательских процессов – необратимая технологическая конвергеция.
Розин определяет, что технологические задачи в настоящий период сразу ставятся в плоскости технической реальности («второй природы») и заключаются в создании сверхсложных технических систем, представляющих собой проектируемые и управляемые организации многих видов деятельности, существенно зависящих от социокультурных факторов.
Ведущей становится идея человека (проект), а момент управления распространяется лишь на те стороны процесса, которые необходимы для решения поставленных задач. Это имеет обратную сторону, так как человек вычленяет из сложной системы только то, что может вычленить, а остальные параметры остаются скрыты и неподвластны ему.
Жукова отмечает, что со сменой технологизма произошли структурные сдвиги в науке. Ранее являвшиеся лишь прикладными отраслями механики, физики, химии, технические и технологические науки стали занимать лидирующее положение и выполнять функции познания, конструирования и объяснения функционирования техносферы.
Возрастание роли техники ведет к изменениям в организации науки, влияет на способы и методы получения научного знания. В конце прошлого столетия возникает термин «технонаука», суть которого – противопоставление классической науке. Новая наука основана на технике, открытия совершаются с помощью инструментов. Появление знаний опосредовано экспериментально-технической базой.
Юдин показывает вектор научной деятельности – становление технонауки, нацеленной не на открытия, а на генерирование и продвижение новых технологий. Интерес представляет не интерпретация эффекта, производимого установкой, но эффект сам по себе и запись преобразований, необходимых для его получения, т. е. наука и технологии в последние десятилетия неуклонно приближаются к человеку и его потребностям. В результате человек все больше из природы переходит в проектируемый наукой и обустраиваемый технологиями мир. Технонаука начинает проектировать и человека, делать его своим произведением в некоторых генетических, эмбриологических и т. п. биомедицинских исследованиях.
Юдин справедливо заявляет, что меняется мировосприятие – любая серьезная проблема начинает осознаваться и мыслиться как проблема существенно технологическая: ее расчленяют по канонам технологии, а затем ищут технологические возможности решения. Даже гуманитарное знание выступает в технологических формах, будучи направленным не столько на объяснение, сколько на изменение реальности.
Жукова дает наглядное описание того, что сомасштабная человеку техника может замещать его в функции не только управления технологическим процессом, но даже в сфере постановки задач и в контроле над работой самой себя. Как пишет автор, символы технического прогресса соразмерны человеку – персональный компьютер, биомедицинские технологии. И в итоге, человек выходит из непосредственного технологического цикла, становясь излишеством, мешающим технической системе двигаться в нужном темпе. Люди становятся лишь потребителями технологий и продуктов.
В работе «Hi-Tech: феномен, функции, формы» Жукова обозначает, что основным видом активности человека межличностное взаимодействие, говоря, что современная хозяйственная система – это «экономика взаимоотношений». Информация в такой системе выступает как социальная память и как средство принятия решений. Основным ресурсом современного производства и средством управления являются конвергентные интеллектуальные, а не машинные технологии, материальные условия, труд и капитал индустриальной эпохи.
Юдин обращает внимание на переориентацию финансовых потоков, направляемых на поддержку науки и технологий – инвестирования в физические и химические науки, в космические программы уменьшаются, и все больше средств выделяется на исследования в области повседневных человеческих нужд – на охрану окружающей среды и биомедицинские исследования.
Итак, основными чертами современного технологизма являются:
1) становление технологии в широком понимании как техносферы, состояние которой определено достигнутой технологией;
2) технологическая конвергенция;
3) лидирующее положение технических и технологических наук;
4) использование достижений технонауки для удовлетворения нужд человека;
5) технологизация гуманитарного знания;
6) частичная передача функций проектирования и управления компьютерной технике, вследствие чего человек становится лишь потребителем;
7) главный капиталом является информация.