Глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3-7

Глава I. Историко-теоретические основы создания шамаиля…………………………………………………………………....8-27

1. 1. Традиционный шамаиль в Мировой мусульманской культуре………8-15

1. 2. Особенности образного решения шамаилей………………………….15-18

1.3. Стилизация изображений в современном мусульманском искусстве.19-21

1.4. Технологические особенности изображения шамаилей…………….21-27

Выводы по первой главе……………………………………………………28-29

Глава II. Написание шамаиля как один из способов самосовершенствования человека…………………………..30-74

2.1. Способы и виды самосовершенствования по канонам ислама..…….30-51

2.2. Формирование духовно-нравственного потенциала путем написания шамаиля……………………………………………………………………….51-72

Выводы по второй главе……………………………………………………..72-74

Заключение………………………………………………………………75-76

Литература………………………………………………………………..77-81

Приложения………………………………………………………………82-99

Введение

Во имя Аллаhа, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих в Судный День! Хвала Всевышнему, Господу миров, Ему Единому для всех, Творцу и Создателю всего сущего мы поклоняемся и надеемся на Его помощь! Хвала Аллаhу, Который почтил, Своих верующих рабов возможностью донести до людей Его Писание и повелел им размышлять над ним и выполнять Его предписания!

Мир и благословение Посланнику Аллаhа лучшему представителю рода человеческого, Пророку нашему Мухаммаду, (да благословит его Аллаh и приветствует), который получил от своего Господа великий Коран и донес его до людей таким, каким он был ниспослан! И да будет доволен Аллаh сподвижниками нашего Пророка, (да благословит его Аллаh и приветствует), и их верными последователями, которые изучили Писание Всевышнего Аллаhа, запомнили Его, осознали Его смысл, были верны ему в делах и сохранили его для последующих поколений! Благослови, Всевышний Создатель, и помоги нам, грешным, завершить начинаемое нами дело, так как трудились мы на благо наших единоверцев, искренне ради Аллаhа и нашего народа.

Актуальность темы нашей дипломной работы на сегодняшний день просто огромна. Аргументируя ее можно привести массу случаев в жизни людей, виной которым служит обыкновенное невежество в религии. Сколько людей не справляясь со своим гневом, проблемами, трудностями в жизни, ошибаясь в выборе цели в жизни, не могут почувствовать себя просто счастливыми. Иногда человеку кажется, что он целеустремленный и сильный, и знает, что он хочет, но когда его цель достигнута, он не ощущает ничего, кроме разочарования. Все перестает его радовать и он, не видя другого пути, опять же из-за невежества начинает совершать грехи. Это очень грустные факты и статистика совершения преступлений в отношении себя и других людей просто шокирует.

Именно поэтому в Исламе, с раннего детства и при достижении человеком возраста мукалляф (совершеннолетия по Исламу), родители обязаны позаботиться о том, чтобы человек получил минимальные необходимые знания по религии. Это очень важно, это помощь в жизни человека, полной трудностей и испытания. Также нам даровано руководство по жизни, не для того, чтобы отяготить нам жизнь, а для того, чтобы облегчить ее. Уже доказано: все, что Повелел нам Всевышний приносит пользу душе и телу, а все, что запрещено – приносит вред и болезни. Даже, если на первый взгляд этого не видно. Совершенный грех имеет последствия и может стать причиной сильных мучений человека уже в этой жизни. Ведь об этом Бог нам сказал в Коране, чтобы мы соблюдали обязательное и остерегались запрещенного, тогда только обретем успех и счастье, которого так хотим. Отношение к знаниям должно быть серьезным, обладающий знанием должен быть почетным. Такое отношение к знаниям, которому учил наш Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллаh и приветствует).

Современное отечественное искусство, на данном историческом этапе, все чаще обращается к идеям использования высоких моральных, гуманистических, духовных тематик в создании произведений живописного, графического, прикладного искусства. Наряду с этим, в отечественном образовании идут процессы возрождения классических традиций союза духовного и светского образования, зародившихся в исторических центрах духовного образования регионов Урала, Поволжья, Татарстана, таких как: медресе «Галия» г. Уфа, медресе «Марьям Султановой» г. Уфа, медресе «Хусания» г. Оренбург, медресе «Мухаммадия» г. Казань и другие.

В этой связи актуальным становится использование духовного наследия мусульманской культуры в организации процессов художественного образования, а именно приобщения учащихся к основам декоративно-прикладного искусства с использованием традиционных художественных технологий мусульманского искусства. Данный вопрос являлся предметом тщательного изучения на протяжении многих веков до настоящего времени, ученые по Исламу разрабатывали новые методы эффективной передачи знаний.

Целью исследования является разработка методических рекомендаций по организации занятий в системе дополнительного образования с использованием традиций техники шамаиль. Целью нашей работы является также изучение интересов мусульман и их заинтересованности в использовании написания шамаиля. Для более точного анализа мы воспользовались социологическим опросом мусульманского населения нашей республики.

Задачи исследования: 1. Раскрыть историко-теоретические основы создания шамаиля. 2. Показать влияние написания шамаиля как один из способов для самосовершенствования человека. 3. Методические и практические способы формирования духовно-нравственного потенциала путем написания шамаилей.

Объектом исследования является процесс формирования духовно-нравственной культуры человека в условиях дополнительного образования. Книги известных светских и мусульманских теологов, а также Исламские средства массовой информации, доступные мусульманам нашей республики.

Предметом исследования является формирование духовно-нравственного потенциала путем написания шамаиля. Организация работы по приобщению человека к основным традициям техники шамаиль как способ самосовершенствования.

Теоретико-методологическая основа исследования:главным образом, ее составили книги и пособия светских и исламских ученых, а также опыт преподавателей, занимающихся в сфере изучения написания шамаиля.

Методы исследования заключаются в анализе специальной литературы, наблюдении, изучении современных технологий использования материалов при создании шамаилей мастерами, изучение учебной документации, опроса, беседы, синтеза, сравнения для выявления особенностей влияния написания шамаилей на самосовершенствование человека.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что на основе тщательного анализа трудов ученых и опыте преподавателей современного периода нами была сделана попытка определить роль и значение правильного взаимодействия написания шамаилей и самосовершенствования человека.

Теоретическая значимость работы в том, что результаты и выводы, сделанные на основе литературных источников, могут дать представление о системе взаимодействия духовно-нравственного аспекта с написанием шамаилей, а также наши исследования могут быть использованы в работах по изучению мусульманской читательской аудитории и улучшению методов преподавания Исламских наук.

Практическая значимость работы, в том, что полученные результаты могут применяться в практической деятельности преподавателей по Исламу, а также при написании современными теологами книг по изучению и совершенствованию методов передачи знаний.

Хронологические рамки исследования. Для рассмотрения мы определили исторический период, в котором были написаны наиболее значимые и известные труды светских и исламских теологов, не оставив в стороне и современный период. Книги и труды, написанные в прошлые года, представляют значимость из-за их приближенности к первоисточнику передачи знаний. Речь идет о времени, когда знания приобретали из уст Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллаh и приветствует). А современный период важен для тех, кто стремится к получению знаний сегодня.

Территориальные рамки исследования. Для исследования мы использовали книги ученых разных стран и разных народностей, живших на территории современной России, а также за ее пределами. Исламская пресса, издающаяся в городах Уфа, Москва, страны Южных государств, также стала источником для написания дипломной работы.

Эмпирическая база исследования. Базой для нашего исследования выбраны светские и исламские книги и периодические издания, как носители информации по написанию шамаилей и становления духовно-нравственного аспекта.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Традиционно тематика изделий созданных в технике написания шамаилей основаны на народных мудростях, духовно-нравственной и высоко моральных устоях мировой мусульманской культуры. В этой связи, приобщение людей всех возрастов к данному виду самосовершенствования решает задачи всесторонне развитой личности. 2. Перспективные пути развития могли бы быть выражены в преподавании художественной каллиграфии в профессиональных художественных заведениях, в системе современного религиозного образования. В разработке более широкой и содержательной системы методических рекомендаций и пособий для использования в системе дополнительного образования, в средних профессиональных учебных заведениях. 3. Технологию написания шамаилей необходимо внедрять в учебное и внеучебное время как факультативы или на уроках письма «Хуснуль-хат» для всестороннего развития учеников, а также, для привлечения большего количества людей в возрасте от 5-70 лет в изучении Основ Ислама.

Структура и объем дипломной работы. Наша работа состоит из введения; первой главы, которая называется «Историко-теоретические основы создания шамаиля» и второй главы, которая называется «Написание шамаиля как один из способов самосовершенствования человека», включающих в себя по два параграфа; заключения, списка литературы и приложения.

Объем работы составляет 81 страниц.

Приложение на 17 страницах.

Выводы по первой главе

Шамаиль являясь одним из произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, раскрывает свое главное предназначение – несет в себе духовно-нравственные и религиозные ценности ислама, откровения Корана. Профессиональные мастера, как правило, отличались глубокими религиозными знаниями, позволявшими им органично сочетать символические изображения с текстовым содержанием. Параллельно процессу формирования профессионального искусства шамаилей в городе, на селе продолжали сохраняться этнические и фольклорные традиции, где многие из шамаилей создавались народными умельцами. Здесь искусство шамаилей, в своей основной массе, отражало индивидуальное мастерство в большинстве своем безызвестных авторов.

В домашней обстановке цитата из Корана, выложенная фольгой под стеклом, порой обрамляла такой обязательный для городского интерьера предмет, каким было зеркало. Декоративный строй шамаиля вполне соответствовал лепным с позолотой украшениям в интерьере старинной казанской мечети.

Шамаили служили одновременно источником информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные представления о красоте и духовности, содержали наряду с религиозными наставлениями народную мудрость.

Шамаиль – картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из Корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаили рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.

Очень высоко ценились автографы пророка, да благословит его Аллаh и приветствует. Порою они столетиями хранились в семьях, ведших свою родословную от современников пророка, с которым они находились в каких-либо контактах и получили от него документ на владение теми или иными землями.

Искусство арабской каллиграфии сакрального содержания, составляющее основу татарского шамаиля, представляло собой естественное продолжение «развития ремесла изготовления талисманов, предметов-оберегов, снабженных защитным, священным знаком».

Основным средством в написании каллиграфии является перо, которое в основном изготовлялось из тростника. Конец тростника при помощи специального ножа заострялся до нужных размеров в зависимости от толщины шрифта. А для текстов «джели» подготавливалось специальное деревянное перо.

Для написания очень тонких шрифтов также использовались металлические наконечники. Чернила, используемые в каллиграфии, тоже имели особый способ приготовления. Масляная копоть перемешивается с некоторыми добавками и таким образом получаются довольно скользкие чернила, которыми нетрудно писать на бумаге и легко стирать при исправлении ошибок. Бумага, на которой производилась каллиграфия, также была особенной: для того чтобы чернила не расплывались и текст плавно ложился на лист, применялась особая шлифованная бумага.

Путем написания шамаилей

Прежде всего, для работы над созданием шамаилей необходимо находиться в телесной чистоте – перед каждой работой брать омовение «тахарат», посредством которого человек очищается духовно, находит успокоение и чистоту мыслей. И только так можно начинать не только рисование шамаилей, но и любую работу – научную, физическую, домашнюю и другие. Омовение берется со слов «Бисмилляh» – «с именем Аллаhа». Так же и любая работа, любое научное или практическое открытие, литературное или духовное произведение необходимо начинать с вышеуказанных слов. Ведь только так любой труд будет совершен ради довольства Единого Бога. У детей, приученных к таким правилам, намного возрастает духовно-нравственное воспитание.

Выводы по второй главе

Первый шаг в самопознании - узнать, что ты состоишь из внешней формы, именуемой телом, и внутренней сущности, именуемой сердцем, или духом. Под «сердцем» мы не имеем в виду кусок плоти, расположенный в левой части тела, но подразумеваю то, что пользуется всеми способностями как своими инструментами и слугами. Поистине, оно принадлежит не к видимому миру, но к невидимому, и пришло в этот мир, как путешественник приезжает в чужую страну ради торговли и вскоре возвращается на родину.

Так же и человек: высшая способность в нем - это разум, который служит ему для созерцания Аллаhа. Если он преобладает в нем, то, когда он умирает, он оставляет позади все склонности к страсти и гневу и становится способным присоединиться к ангелам.

Чем больше человек очищается от плотских желаний и сосредотачивает свой разум на Аллаhе, тем более восприимчив он будет к таким интуициям. Те, кто невосприимчив к ним, не имеют права отрицать их существование.

Другими словами, если мы хотим достичь чистой духовной истины, нужно оставить на время знание, приобретенное во внешних процессах и слишком часто застывающее в догматическом предрассудке. Ошибка противоположного характера совершается ограниченными людьми, которые воспроизводят некоторые фразы, подхваченные ими у суфийских учителей, ходят туда и сюда, дискредитируя все знание.

Поистине, человек в этом мире крайне слаб и ничтожен; только в следующем мире он будет иметь ценность, если посредством «эликсира счастья» он возвысится от уровня животного до уровня ангелов. Иначе его положение будет хуже, чем у животных, которые гибнут и превращаются в прах.

Необходимо, чтобы он одновременно осознавал свое превосходство как высшая из сотворенных вещей и научился познавать свою беспомощность, т.к. это тоже один на ключей к познанию Аллаhа.

Врожденная религиозность присуща всем без исключения. Кто-то развивает в душе это чувство, а кто-то душит на корню. Поэтому часть людей становятся верующими, а часть – неверующими. Врожденная религиозность не зависит от места, времени, условий. И во все времена эти чувства хранились в сердцах. В зависимости от обстоятельств врожденная религиозность может уменьшиться, но вовсе иссякнуть – никогда.

Все творения Аллаhа, все события, которые происходят по воле Аллаhа, все это – знамения на то, что Он – Единый, на то, что Он – Великий, Щедрый Господь, Великодушный Царь.

Для полного познания Аллаhа необходимо осознать для чего мы рождены, для чего даются испытания, при завершении которых наступает облегчение – именно осознание при помощи постоянного поминания и понимания сердцем можно достигнуть полного духовно-нравственного крепкого стояния на ногах.

В исламе нравственность есть социальная добродетель человека, вытекающая из последовательного соблюдения заповедей Корана.

«У человека есть право выбора – как он хочет жить. Если он хочет любви Бога, счастья и довольства, благоденствия в этом и вечном мирах, он должен начать с себя: устанавливать мир и спокойствие у себя дома, в своем сердце и любить людей».

Путь к вере протекает через образование. Образование – это человеческая мудрость, а мудрость – это поведение, ведущее к счастью, утверждают последователи Мухаммада, (да благословит его Аллаh и приветствует), и Корана. Цель образования – это формирование добродетельного человека. В основе приобретения нравственности человеком, по исламу, лежит подражание и слушание, необходимые для веры и дисциплины. Внутренним компонентом добродетели определяется человеколюбие, которое опирается на веру, мудрость и добродетельное поведение.

Конечная цель образования в исламе заключается в формировании нравственной личности – благонравного человека, ответственного за свои деяния. Приобретенное знание должно передаваться другим людям. Об этом свидетельствуют хадисы: «Поистине, Всевышний Аллаh и Его ангелы благословляют – и все живое на небесах, и даже рыбы в море, и даже муравьи на земле молятся за тех, кто обучает других благому» (Аль-Бухари).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хвала Аллаhу, благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллаh и приветствует), и Его семье и сподвижникам!

Мы должны постоянно помнить, что все принадлежит Аллаhу. И все что у нас есть, это нам дал Аллаh. И только Он достоин благодарности. В какой бы ситуации мы не оказались нужно быть благодарным. Благодарность языком означает выражение им постоянного довольства словами «АльхамдулиЛляh!». То есть, кем бы мы ни были, где бы мы не работали, что бы мы не ели - осознавать, что все нам дает только Аллаh. Нужно всегда помнить, что ни один волос с нашей головы не упадет, если на это не будет воли Аллаhа. Все происходит по Его воле. Благодарность телом означает совершение повелений Аллаhа. То есть использование своих органов в целях поклонения, например, язык, чтоб читать Коран, делать зикр, помогать советами людям. Наш язык не должен быть занят сплетнями, криками, бранью. Благодарность сердцем – это постоянное, ежесекундное поминание Аллаhа сердцем (кальб). А благодарность делами - это старание облагораживать себя, свою нравственность, постоянно помня об Аллаhе.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.А. Сухомлинский.

Заключение вбирает в себя итоговые положения глав и параграфов данного исследования.

Глубокая традиция технологии написания шамаилей заимствована из разных мировых культур: Европы, Византии, Средневековой Индии, Ливана, Иордании, Палестины, распространившаяся в XVIII в. на территории Турции, в последствие возникла, развивалась и совершенствуется по канонам мусульманской культуры техника шамаиля.

Роль шамаилей несет в себе многофункциональные стороны: формирование духовно-нравственного воспитания, видение красоты и воплощение в реалии, обучение чистоте духовной и телесной, правильность выбора композиции, цветового решения.

Традиционно тематика изделий созданных в технике шамаиля основаны на народных мудростях, духовно-нравственной и высоко моральных устоях мировой мусульманской культуры. В этой связи, приобщение молодого поколения к технологии шамаиля решает не только задачи художественного образования, но и задачи воспитания и формирования духовной, всесторонне развитой личности современного гражданина нашего государства.

Данная тема не исчерпывается разработкой исследования. Перспективные пути ее развития могли бы быть выражены в преподавании художественной каллиграфии в профессиональных художественных заведениях, в системе современного религиозного образования. В разработке более широкой и содержательной системы методических рекомендаций и пособий для использования в системе дополнительного образования, в средних профессиональных учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абу Джафар Ат-Тахауи. Законы Священного Корана. Инстанбул, 1995.

2. Абу Хамид Аль-Газали. 99 Прекрасных Имен Аллаhа. Перевод с арабского - Санкт-Петербург, 2009 г.

3. Абу Хамид Аль-Газали. Книга проповедей из священных хадисов. Казань, 2012 г.

4. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. «Эликсир счастья». Часть 1. – Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматуллина. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. – LII + 332 с. («Памятники культуры Востока»).

5. Абузяров Р. А., Туаева З. И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Уфа, 1996 г.

6. Абул-Фадл. Изречения Пророка Мухаммада. Новосибирск, 1989 г.

7. Аль-Аскаляний ибн Хаджар. Подготовка к вечной жизни. Перевод на русский язык Зайнуллин Р. Н. Уфа: Дагват, 2008 г.

8. Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи; Кутуби Ситта. Санкт-Петербург, 2002 г.

9. Аль-Бухари. Хадисы Пророка, мир Ему. Санкт-Петербург: Издательство «Национальная библиотека», 2002 г.

10. Аль-Мунтахаб фи Тафсир Куръан Карим. Перевод осуществлен в университете Аль-Азхар. Казань, 2001 г.

11. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. Казань, 2001 г.

12. Аль-Хуссаини Абдуль-Хаким. Народная картинка в искусстве Арабского Востока XIX-XX веков: Дис. …канд. искусствоведения. – Л. 1986.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

14. Ат-Тирмизи. Большое собрание Хадисов. Санкт-Петербург , 2002 г.

15. Ахмад Фарид Мустафа. Ислам всеобъемлющий образ жизни. Москва, 1998.

16. Безрогов В.Г. Педагогика и религиозная традиция // РАО, труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 1. История образования и педагогики. – М.: Изд. УРАО, 2001.

17. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. – 1996. – № 2.

18. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования). – Казань, 1930.

19. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен. – М. – Уфа: МПГУ, БГПУ. 2000.

20. Гудратов Н. О., Гудратов О. Г. Мировые религии. Ислам. Москва, 2008.

21. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. – 1996. - № 2.

22. Емельянова Н.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2008.

23. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990. – 286с.

24. Каримбердиев Т. С, Хайдаров Р. Р. Лекции по предмету: «Акаид». Часть первая. Уфа, 2007.

25. Каримбердиев Т. С, Хайдаров Р. Р. Лекции по предмету: «Акаид». Часть вторая. Уфа, 2007.

26. Керимов Г. М.: Шариат: закон жизни мусульман. М. - СПб.: Диля, 2007.

27. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов высших пед. уч. зав. – М.: Академия, 2001.

28. Конышева Н.М. Методика трудового обучения. Основы дизайнообразования: учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. – М.: Академия, 2007.

29. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. – Ростов – н/Д, Феникс, 2001.

30. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Провсещение, 1981.

31. Куръан Карим. Валиулла Якупов. Казань: Издательство «Иман», 2009 г.

32. Коран. Аль-Азхар. Академия Исламских исследований. Москва. 1998 г.

33. Коран. Перевод У. З. Шарипова, Р. М. Шариповой. Москва, 2009 г.

34. М. Хатыб. Ислам - призыв истины и добра. Москва, 1998 г.

35. Марван Мурод. Любите Аллаhа. Москва, 1993 г.

36. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета – 2000, ППЦ «Пересвет», 2004.

37. Михайлов М. А. Пора понимать Коран. Москва: Научно-изд. центр "Ладомир", 2007.

38. Мухаммад Али Аль-Хашими. Личность мусульманина. Москва, 2001 г.

39. Мухаммад Амин Аль-Курди Аль-Эрбели. Книга вечных даров. Уфа, 2001 г.

40. Мухаммад бин Исмаил Аль-Бухари «Сахих». Санкт-Петербург, 2001 г.

41. Мухаммад бин Салих Аль-Усеймин. Идеальные правила, относящиеся к прекрасным Именам и Качествам Аллаhа. Москва, 2007 г.

42. Мухаммад Сулейман Аль-Ашкари. Познакомиться с Исламом. Москва, 1995 г.

43. Наставление верующим. Издание второе. Москва, 1992 г.

44. Научные подтверждения истин Корана, Библии и Торы. Уфа: Китап, 1999.

45. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: БРЭ, 2002.

46. Рахимов А.З. Этика. Мораль. Нравственность. Уфа. 2008.

47. «Сахих Аль-Бухари» Мухтасар. Полный вариант. Москва, 2007 г. Сборник уроков «Основы Ислама». Центр заочного просвещения «Алиф». Москва, 2005 г.

48. Сборник материалов и научных статей VI международного конгресса 11-15 октября 2010 года «Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – мировое сообщество». Симпозиум VII «Культурологические традиции и инновации в полиэтническом и межконфессиональном мире», Симпозиум VIII «Государственно-конфессиональный и межконфессиональный диалог – путь к духовному обогащению народов». Пятигорск, 2010.

49. Сборник материалов и научных статей, представленных на международной научно-практической конференции «Развитие исламского теологического и религиозного образования в России и за рубежом». Москва, 13-14 ноября 2008.

50. Сборник научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Нравственные идеалы и ценности ислама в образовании». Уфа, 2010.

51. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Пер. с англ. под ред. Саида Х. Кямилева, Тауфика Ибрагима. – М., 2001.

52. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979. Сухомлинский В.А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.

53. Терминологический словарь. Традиционное искусство Востока (Виноградова Н., Каптерева Т., Стародуб Т.). М., 1997.

54. Фрэйджер Р. Мудрость Ислама. Знакомство с жизненным опытом исламской веры. - М., 2005.

55. Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование. Учебное пособие часть 1, 2. Москва, 2007.

56. Шамсутов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. Казань.: Татар.кн.изд-во, 2003.

57. Шафикова Г.Р., Бондаренко Г.В. История психологии нравственности. Религиозно-философские аспекты (от древности до современной психологии). Уфа, 2007.

58. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. – 1996. № 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ

5 основных стилей: Насх, Настаглик, Дивани, Сулюс, Рукга

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Тулутглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Басмала исполненная куфийским стилем, IX век, Исламский музей в Каиреглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Диваниглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Куфиглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Насхглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ruРикагглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Тагликглава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru Стиль сини. Китай.

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru Стиль сулюс

глава i. историко-теоретические основы создания традиционного и современного шамаиля - student2.ru

Стиль насх

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

на выпускную квалификационную работу студента (Ф.И.О.), выполненную на тему

«_________________________________________________________________________________________________________________________________»

1. Актуальность исследования _____________________________________

2. Оценка полноты и качества исследования _________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Положительные стороны выполненной работы______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замечания по выполненной работе___________________________________________________________________________________________________________________________

5. Научная и практическая новизна исследования, рекомендации по практическому использованию выводов выпускной квалификационной работы______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рекомендуемая оценка представленной работы _______________________________________________________________

7. Дополнительная информация_____________________________________

Научный руководитель _________________________

(должность, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«_____» ________________ 20 _____ г.

Р Е Ц Е Н З И Я

На выпускную квалификационную работу студента ___________ ________________________________________________(форма обучения)

_________ курса РИУ ЦДУМ России, выполненную на тему «__________________________________________________________________________________________________________________________________»

1. Полнота и качества исследования названной темы ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Актуальность, наличие элементов новизны исследования __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Оценка содержания работы, обоснованность выводов и предложений __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Качество оформления рецензируемой работы _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации по практическому применению проведенного исследования __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Рекомендуемая работа рецензируемой работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент Ф.И.О.

(должность, ученая степень, уч. звание) (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3-7

Глава I. Историко-теоретические основы создания шамаиля…………………………………………………………………....8-27

1. 1. Традиционный шамаиль в Мировой мусульманской культуре………8-15

1. 2. Особенности образного решения шамаилей………………………….15-18

1.3. Стилизация изображений в современном мусульманском искусстве.19-21

1.4. Технологические особенности изображения шамаилей…………….21-27

Выводы по первой главе……………………………………………………28-29

Глава II. Написание шамаиля как один из способов самосовершенствования человека…………………………..30-74

2.1. Способы и виды самосовершенствования по канонам ислама..…….30-51

2.2. Формирование духовно-нравственного потенциала путем написания шамаиля……………………………………………………………………….51-72

Выводы по второй главе……………………………………………………..72-74

Заключение………………………………………………………………75-76

Литература………………………………………………………………..77-81

Приложения………………………………………………………………82-99

Введение

Во имя Аллаhа, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих в Судный День! Хвала Всевышнему, Господу миров, Ему Единому для всех, Творцу и Создателю всего сущего мы поклоняемся и надеемся на Его помощь! Хвала Аллаhу, Который почтил, Своих верующих рабов возможностью донести до людей Его Писание и повелел им размышлять над ним и выполнять Его предписания!

Мир и благословение Посланнику Аллаhа лучшему представителю рода человеческого, Пророку нашему Мухаммаду, (да благословит его Аллаh и приветствует), который получил от своего Господа великий Коран и донес его до людей таким, каким он был ниспослан! И да будет доволен Аллаh сподвижниками нашего Пророка, (да благословит его Аллаh и приветствует), и их верными последователями, которые изучили Писание Всевышнего Аллаhа, запомнили Его, осознали Его смысл, были верны ему в делах и сохранили его для последующих поколений! Благослови, Всевышний Создатель, и помоги нам, грешным, завершить начинаемое нами дело, так как трудились мы на благо наших единоверцев, искренне ради Аллаhа и нашего народа.

Актуальность темы нашей дипломной работы на сегодняшний день просто огромна. Аргументируя ее можно привести массу случаев в жизни людей, виной которым служит обыкновенное невежество в религии. Сколько людей не справляясь со своим гневом, проблемами, трудностями в жизни, ошибаясь в выборе цели в жизни, не могут почувствовать себя просто счастливыми. Иногда человеку кажется, что он целеустремленный и сильный, и знает, что он хочет, но когда его цель достигнута, он не ощущает ничего, кроме разочарования. Все перестает его радовать и он, не видя другого пути, опять же из-за невежества начинает совершать грехи. Это очень грустные факты и статистика совершения преступлений в отношении себя и других людей просто шокирует.

Именно поэтому в Исламе, с раннего детства и при достижении человеком возраста мукалляф (совершеннолетия по Исламу), родители обязаны позаботиться о том, чтобы человек получил минимальные необходимые знания по религии. Это очень важно, это помощь в жизни человека, полной трудностей и испытания. Также нам даровано руководство по жизни, не для того, чтобы отяготить нам жизнь, а для того, чтобы облегчить ее. Уже доказано: все, что Повелел нам Всевышний приносит пользу душе и телу, а все, что запрещено – приносит вред и болезни. Даже, если на первый взгляд этого не видно. Совершенный грех имеет последствия и может стать причиной сильных мучений человека уже в этой жизни. Ведь об этом Бог нам сказал в Коране, чтобы мы соблюдали обязательное и остерегались запрещенного, тогда только обретем успех и счастье, которого так хотим. Отношение к знаниям должно быть серьезным, обладающий знанием должен быть почетным. Такое отношение к знаниям, которому учил наш Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллаh и приветствует).

Современное отечественное искусство, на данном историческом этапе, все чаще обращается к идеям использования высоких моральных, гуманистических, духовных тематик в создании произведений живописного, графического, прикладного искусства. Наряду с этим, в отечественном образовании идут процессы возрождения классических традиций союза духовного и светского образования, зародившихся в исторических центрах духовного образования регионов Урала, Поволжья, Татарстана, таких как: медресе «Галия» г. Уфа, медресе «Марьям Султановой» г. Уфа, медресе «Хусания» г. Оренбург, медресе «Мухаммадия» г. Казань и другие.

В этой связи актуальным становится использование духовного наследия мусульманской культуры в организации процессов художественного образования, а именно приобщения учащихся к основам декоративно-прикладного искусства с использованием традиционных художест

Наши рекомендации