V. Меры продиводействия актам кибербуллинга
Традиционно, меры противодействия кибербуллингу вырабатываются с запозданием, в качестве реакции на уже возникшие отношения. Тем не менее, анализ источников позволяет выделить ряд общих методик, помогающих самим жертвам, а также их родителям (опекунам), осуществить ряд следующих действий:
- заблокировать агрессора в мессенджерах, социальных сетях, внести в «чёрный писок» на мобильном телефоне – благодаря этому у киберпреследователя постепенно снизится интерес к жертве ввиду труднодоступности или невозможности коммуникации;
- перед блокированием написать в адрес агрессора сообщения предупредительного характера о возможности преследования в правовом поле и неизбежности такового в случае непрекращения актов кибербуллинга;
- удалить с ресурсов, на которых зарегистрирована жертва, и впредь отказаться от материалов личного характера, включая фотоматериалы, предпочтения, данные, свидетельствующие об интересах и увлечениях, а также любые персональные контактные данные (фамилия, возраст, телефон, адрес проживания, место учёбы).
Если уже произошла ситуация, в которой ребёнок или подросток стал объектом агрессоров – жертвой кибербуллинга:
1.Если ребенок или подросток столкнулся с кибербуллингом, то можно заметить изменения в его настроении во время и после общения в Интернете. Требуется установить контакт с жертвой, постарайться расположить его к разговору о том, что произошло. Он должен испытывать доверие и понимать, что Вами движет желание разобраться в ситуации и оказать помощь, но ни в коем случае следует сохранять доброжелательный тон и не наказывать.
2.Если ребенок или подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), следует постараться его успокоить и выяснить, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность родительского контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.
3.Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Предложите свою помощь – обсудите, как можно обезвредить, заблокировать агрессора. Объясните, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей. Если киберагрессия носит серьёзный характер и есть риск для здоровья ребенка, то могут быть основания для привлечения правоохранительных органов.
4.Требуется собрать наиболее полную информацию о происшествии как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где он был, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости лучше скопировать и сохранить эту информацию.
5.Следующий шаг – подача заявлений администрации виртуальных ресурсов, при помощи которых происходили акты кибербуллинга, с требованием о раскрытии IP и установлении личности агрессора (группы агресоров).
6.В случае, если Вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов Вашей семьи, то Вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов.
VI. Заключение
Кибербуллинг – коварное занятие, бытующее среди детей и подростков цифровой эры. Развлечься, самоутвердиться, отомстить обидчику или отказавшей девушке, поддержать сверстников, продемонстрировав акт конформного поведения…
К великому сожалению, по мере роста доступности виртуальных коммуникативных технологий, кибербуллинг на данный момент только набирает обороты, принося тяжкие последствия в виде поломанных судеб, искалеченной психики, самоубийств.
Ещё только формирующаяся психика подростка зачастую неспособна выдержать натиска виртуальных агрессоров, особенно тех из них, которые действуют группами.
Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: За что? Почему именно я? Кто это делает со мной?
Жертвы кибербуллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, поскольку опасаются дополнительного наказания — лишения привилегии пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему от взрослых.
Это в значительной степени затрудняет исследовательскую работу по рассматриваемому вопросу.
Более того, невозможность точной классификации по объекту, субъектам, причинам киберагрессии и мотивам агрессоров ввиду того, что указанное явление носит неупорядоченный характер, хотя и подчиняется определённым законам, оставляет огромные «белые пятна», что, в свою очередь, выступает поводом для продолжения и углубления исследований такого противоречивого явления как «кибербуллинг».
VII. Список использованной литературы
1.Stephanie Pappas, LiveScience, 23.06.2015, «Social Media Cyber Bullying Linked To Teen Depression».
2.Интернет-травля. Миф или реальность? / Н. М. Лахмытко // Методист. — 2015. — № 6. — с. 21-24.
3.Джонс Б. Технологии для борьбы с кибертравлей / Б. Джонс, Г. Либерман, К … СУБД. — 2011. — n 8. — с. 41-43
4.Парфентьев У. Кибер-агрессоры // Дети в информационном обществе. – 2009. – Т2, с. 66-67
5.Brown T/ Cyberbullying: online safety. New York: Rosen Publishing, p. 2-3
6.Федунина Н.Ю. Представление о триаде «Преследователь – жертва – наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования, 2015, Т. 8, № 41, с. 2-6
7.Lawrence Roberts and Jeanne Segal, Ph.D., Dealing with Cyberbullying - 2017