Тема 7. КОМБИНИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ
Комбинированное ковровое изделие выполняется двумя ковровыми техниками.
Имеют распространение следующие техники: палас с ворсом, палас настилом и палас с сумахом. Обычно фон изделия ткется паласным переплетением, а узор, выполненный соответственно либо ворсом, либо настилом, либо сумаховыми «косичками» рельефно выступает над его гладкой поверхностью.
Очень выразительна и декоративна техника «палас с ворсом». Для нее выполняется рисунок по клеточкам также как и для собственно ворсового ковра. Это может быть геометрическая фигура (рис. 26), цветы, зооморфные или антропоморфные фигуры. Выполнить эту работу можно на любой плотности по желанию. Следует только помнить, что чем ниже плотность и чем длиннее ворс, тем рисунок приобретает более размытые очертания.
Приступая к ткачеству, придерживаемся нескольких простых правил:
- отсчитываем место для узлов по горизонтали по клеточкам рисунка (одна клеточка равна одной паре нитей основы);
- завязав необходимое количество узлов в один ряд, заполняем фон паласными прокидками так, чтобы они после усадки по высоте соответствовали узлам. Теперь закрепляем узлы прокидками фона от края до края шерстяным уткoм необходимое количество раз (в зависимости от плотности).
- изделие должно быть очень плотным. Не забываем для этого усаживать ряды вилкой-колотушкой и делать дополнительные «восьмерки» на закрайках.
- подстригать лучше каждый ряд узлов. Для большего эффекта ворсовую фигуру можно по окончании работы подравнять так, чтобы ворс по краям был короче, чем в середине. Этот рельефный прием придает фигуре больше объема.
К разновидностям ворсовых ковров относится прибалтийская техника рю-ю. Эта оригинальная техника используется для настенных декоративных панно, ее рисунок очень условен.
Выполняется работа в технике рю-ю в такой последовательности: после «косички» идет гладкий участок паласного переплетения высотой 50-60 мм (х/б нитью, можно основной), затем ряд узлов, завязанных как махровые (двойные), но с длиной ворса 70-80 мм, потом снова гладкий участок 50-60 мм, второй ряд узлов с той же длиной ворса и так далее.
Таким образом, длинные концы ворсового узла опускаются вниз и своей длиной закрывают гладкий участок и немного заходят на предыдущий ряд (рис. 33). Поверхность ковра образуется ступенчатыми участками шерстяного уткa, напоминающими мазки широкой кистью.
Рис.33
Используется толстая крученая пряжа и низкая плотность 16 или 18 пар нитей основы на 1 дм. Ряды узлов можно подстригать (подравнивать), можно не подстригать (по желанию).
В технике рю-ю много и интересно работала, например, эстонская художница Мари Адамсон.
В технике «палас с настилом» используются в основном геометрические рисунки; плотность, как и для обычного паласа – 18 или 20. Участвуют в ткачестве два уткa: один для фона, второй (работает с ним одновременно) – для узора, он должен быть более толстым. Рисунок рассчитывается по клеточкам также как и для паласа.
Настил выполняется следующим образом. Конец узорообразующего уткa оставляется наизнанке (длина 50-60 мм), налице делается петля, через 1-2-3 или 4 пары согласно рисунку, затем утoк снова уходит наизнанку и выходит в том месте, где нужно сделать очередную петлю настила. После ряда настила его закрепляет утoк фона. Между петлями нарабатывается фон дополнительными прокидками. Каждый такой ряд должен быть после усадки строго горизонтальным. Во втором ряду настил тоже делается по счету на тех парах, на которые он задуман по рисунку (рис. 34).
Рис. 34
Такой ковер является односторонним. Если рассмотреть его изнанку, то на ней прочитывается рисунок строго наоборот: фон выполнен настилом, а на месте настила – фон.
Аналогичным образом выполняется и палас сумахом.
К комбинированным техникам относятся также современные гобелены. В таком одном настенном декоративном панно могут быть использованы сразу все ковровые техники, а также элементы макраме, вышивки и аппликации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здесь я привела основные технические особенности ручного коврового производства. Конечно, нюансов может быть очень много. Но ковроткачество как любое декоративно-прикладное творчество – дело живое и каждый может привнести в него что-то свое, домыслив древнюю технику.
Хотелось бы, чтобы учащийся, пройдя программу ковроткацкой учебной группы, смог легко отличить в дальнейшем ручной ковер от машинного, гобелен от килима, сумах от ворсового ковра.
Хотелось бы, чтобы руки запомнили натяжение шерстяной нитки, а глаза не путали клетки на техническом рисунке.
Ковроткачество –уникальная техника. Да, не каждый ученик станет специалистом по этому трудоемкому, сложному делу – таких людей единицы, – но эта область человеческого культурного наследия не останется вне предела понимания будущих поколений.
Всем, кого заинтересовали ручные ковры, желаю терпения, сил, успехов и желаю всегда получать радость от своей работы.