Прием «Привлечение авторитетного мнения», или «Ссылка на авторитет»
У любого из нас всегда есть возможность «дополнить» свой авторитет чьим-либо. Для этого достаточно произнести «как сказал…» и далее ввести имя какого-нибудь авторитетного человека. Например: «как сказал Ленин, учиться, учиться и учиться». Ленин – это человек, мягко говоря, известный. То, что он стал классиком, ни для кого не новость. И слова его достаточно актуальны для каждого человека на любом этапе истории. И если даже у кого-то возникнет желание поспорить с классиком, то это, увы, невозможно, он умер.
Можно «присоединить» мнение и вполне конкретного живого человека. Например, вы поговорили со своим директором, да не просто поговорили, а сделали его своим союзником в каком-то вопросе. И, решая вопрос с начальником отдела например, вы как бы вскользь замечаете: «Я уже переговорил по этому вопросу с Павлом Владимировичем. И, вы знаете, он меня поддержал». Понятно, что противник либо сразу наповал будет сражен, либо придет в ярость от того, что «кто-то с кем-то за его спиной…», но все равно будет разбит.
Суть приема – в произнесении во время переговоров (выступления) имени какого-то авторитета и ссылке на его слова. Смысл – в усилении своей позиции.
Прием применяется, когда необходимо:
• усилить свою позицию привлечением на свою сторону «союзников» или авторитетного мнения;
• добавить себе значимости и уверенности;
• удивить противника (вызвать у него эмоцию) неожиданным «союзом» или знанием трудноопровержимой «истины»;
• «наведение тумана»;
• повысить уровень доверия противника;
• кратковременное объединение с противником.
Варианты исполнения приема:
• «Ведь это так, а, Иван Иванович?» (а он чуть ли не спит на собрании);
• «Вот и Федор Михайлович так считает. Правда ведь, Федор Михайлович?»;
• «Как сказал Сунь-Цзы…» (далее цитата);
• «Ученые всего мира считают, что…» (далее известная всем истина);
• «Я правильно понимаю, что мой юрист меня плохо проинформировал о том, что…»;
• «Я уже поговорил с Петром Петровичем. Он меня поддержал в этом вопросе»;
• «Я обратился за справкой в компетентные органы. Теперь она у меня на руках»;
• «Как написал журнал “Форбс”…»;
• «Как сказал Никифор Петрович…»;
• «Как недавно сказали по радио “Эхо Москвы”…».
Прием «Приказ»
Всем известно, что «приказы не обсуждаются». Именно этот принцип и лежит в сути приема. Приказ всегда отдается в повелительной форме глагола. Приказ – это энергетический и/или эмоциональный толчок к действию.
Представьте, вас назначили (вы стали) руководителем какого-то коллектива. Как быстро захватить роль «хозяина», сделать так, чтобы с вами сразу начали считаться? Дать самые простые приказы некоторым членам коллектива, как только вас впервые увидели подчиненные. Например: «Откройте форточку, Андрей, что-то здесь душновато», «Вера Павловна, соберите всех, проведем небольшое собрание», «Тимофей, переставьте эту коробку, чтобы она не мешала проходу людей». Это такие приказы, которые больше походят на просьбу и вместе с тем они действительно являются приказами. Люди видят, что происходит отклик действием на слова руководителя. И всем становится «понятно», кто здесь «главный». Надо камень сдвинуть с мертвой точки, и тогда он покатится.
В переговорах механизм примерно такой же. Например, вы говорите: «Давайте приступим к переговорам!» И если это действительно начало процесса, то приказ сработал и вы уже занимаете по отношению к другим руководящее место. Или «Вы нам предоставьте сначала ваши пожелания, а мы их рассмотрим и примем решение».
Очень важно продумать перед переговорами, чтобы все приказы, которые вы будете отдавать, были обязательно выполнены другой стороной. Если вы почувствовали или поняли, что ваши приказы не выполняются (игнорируются), то роли «хозяина» вы пока от противника не получили. Это значит либо то, что он понимает суть происходящего и борется за роль, либо то, что роль эта им уже захвачена и ваши слова им просто игнорируются.
Прием применяется, когда:
• необходимо быстро показать, кто здесь «главный» («хозяин»);
• необходимо расположиться «на возвышенности», чтобы легче было атаковать.
Варианты исполнения приема:
• «Так, все встали и быстро навели порядок в комнате»;
• «Пересядьте, так всем будет удобнее»;
• «Не так сели…» (и далее приказ взглядом и паузой);
• «Это что такое? Разверните стол как положено»;
• «Мы должны закончить переговоры за сорок минут. Нет возражений? Нет! Итак, давайте начнем…».
Прием «Принижение иронией»
Суть приема – в некоторой усмешке, легком стебе над противником. Если он это «проглатывает», значит, вы управляете переговорами. Если нервно реагирует, то вы имеете преимущество, ведь он под воздействием эмоции хуже контролирует переговоры.
Этот прием – манипуляция в чистом виде. Манипулятор дергает струны «желание казаться значимым», «профессионализм», «честь», «достоинство», «мужественность», «ответственность», «порядочность» и т. д.
Прием применяется, когда необходимо:
• вызвать у оппонента сильную эмоцию, заставить его смутиться;
• показать, кто здесь «главный»;
• несколько принизить противника, лишить его уверенности.
Варианты исполнения приема:
• «О, видно, хорошо вчера посидели… А говорить-то хоть сегодня можешь?»;
• «Да уж, сразу видно – сапожник без сапог»;
• «Это что, твоя, что ли, машинка? При твоем-то статусе не стыдно на таком автомобиле ездить?»;
• «Да уж, “совка” из нас никуда не деть»;
• «Ну, похоже, что ваша секретарша не исключение из правила…»;
• «А что, более центрального места для офиса столь крупной компании не нашлось?».