Глава 4.Методы регулирования прямых иностранных инвестиций
Международное регулирование ПИИ
Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
Основной формой регулирования прямых иностранных инвестиций выступают двусторонние правительственные соглашения.
Двусторонние правительственные соглашения – это соглашения между двумя государствами, направленное на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.
Инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством принимающей страны. Им гарантируется полная правовая защита и предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанные с ними выгоды.
Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибыли от инвестиций, а также возможность репотреации (возвращение капитала).
Также некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, об обязанности инвесторов постепенно увеличивать долю национальных товаров произведенной продукции, предоставлять необходимые данные своей деятельности.
Наиболее часто используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций:
· предварительное разрешение на осуществление ПИИ
· ограничения на ПИИ в определенных отраслях и сферах
· ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний вплоть до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль.
ПИИ в Китае
Результаты исследования опыта привлечения ПИИ в Китайской Народной Республике показывают, что в китайской промышленности существует прямая связь между уровнем технологической сложности отрасли производства и ролью предприятий с участием иностранного капитала в ней (чем выше стадия переработки продукта, тем роль предприятий с зарубежными инвестициями в отрасли выше), что с одной стороны показывает важную роль привлечения ПИИ в успешном развитии современных высокотехнологичных отраслей китайской промышленности и сокращении технологического отставания Китая, а с другой стороны отражает важность именно отраслевого принципа стимулирования привлечения ПИИ в КНР. Отраслевой принцип стимулирования (либо запрещения) работы иностранных инвесторов в Китае выражается в поощрении ПИИ в отрасли, развитие которых без использования опыта зарубежных компаний (современных технологий и современного производственного оборудования, знания международных рынков и навыков управления и подготовки квалифицированного персонала) затруднительно, при этом наличие некоторой степени контроля отрасли со стороны иностранного капитала не представляет собой какой-либо угрозы для государственной безопасности. Ограничение ПИИ в определенных отраслях (к примеру, добыча и переработка руд драгоценных металлов, производство определенных алкогольных напитков, производство биотоплива, бизнес в сфере коммерческой недвижимости, некоторые "устаревшие" для современного КНР производства) могут быть выражены в возможности осуществления ПИИ лишь в форме совместного предприятия с китайскими партнерами, в том числе при обязательном контроле предприятия с китайской стороны. Запрещение осуществления ПИИ, как правило, касается отраслей, связанных с культурным и природным наследием (производство лекарственных средств традиционной китайской медицины и определенных сортов чая, обработка слоновой кости) и отраслей, связанных с интересами государственной безопасности (производство оружия, управление воздушным движением, почтовые услуги, средства массовой информации)
Заключение
В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны. К таковым относятся отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.
Прямые иностранные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо стране. Прямые иностранные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал , иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
В настоящее время возникшая экономическая ситуация удерживает крупных иностранных инвесторов от вложения капитала в российскую экономику и более того наблюдается его отток, что типично для страны экономика которой находится в кризисе. Так, по информации Росстата, на 01.01.2011. в экономику страны поступило прямых иностранные инвестиции в общем объёме 42846 млн. долларов США, что на 6346 млн. долларов США больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года .
В 2010 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более 100 стран. В число основных стран-инвесторов входят: Люксембург (16,7%), Нидерланды (11,2%), Кипр (8,9%), Германия (8,9%), Великобритания (6,7%). На эти пять стран приходится 52,4% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран-инвесторов невелика.
Таким образом, в настоящее время происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно.
Прямые иностранные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые иностранные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Источники
1. Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. — СПб.: Экономическая школа, 2002. — С. 15, 19-20, 120, 190, 202, 210, 218, 220, 222, 241. — ISBN 5-900428-77-Х.
2. ↑ Johnson H.G. The efficiency and welfare implications of the international corporations // The International Corporation / C.P.Kindleberger (eds). — Cambridge; London: Cambridge University Press, 1970. — P. 35-55. — ISBN 9780262610148.
3. ↑ Caves R.E.[en] International Corporations: The Industrial Economics of Foreign Investment // Economica, Vol. 38, No. 149. — 1971. — P. 1-27. — DOI:10.2307/2551748.
4. ↑ Buckley P.J., Casson M.C. The internalisation theory of the multinational enterprise: A review of the progress of a research agenda after 30 years // Journal of International Business Studies. — 2009. — № 40. — P. 1563–1580.
5. ↑ Rugman A.M.[en] Internalization as a general theory of foreign direct investment: A re-appraisal of the literature // Weltwirtschaftliches Archiv, Bd. 116, H. 2. — 1980. — P. 365-379.
6. ↑ Болаев А.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор внедрения зарубежных технологий в стране-реципиенте в условиях экономической глобализации (рус.) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал : Журнал. — 2014. — Апрель (№ 64). — ISSN 1999-4516.
7. ↑ Болаев А.В. Основные пути влияния привлечения прямых иностранных инвестиций на инновационное развитие экономики страны на примере Китая и России. (рус.) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2014. — Февраль (№ 62). — ISSN 1999-4516.
8. ↑ Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс, 1992. — С. 466-468.
9. ↑ Markusen J.R., Venables A.J.[en] Multinational firms and the new trade theory // Journal of International Economics. — 1998. — № 46. — P. 183–203.
10. ↑ Konings J. The effect of direct foreign investment on domestic firms: Evidence from firm level panel data in emerging economies // Centre for Transition Economics by Catholic university of Leuven. — Mimeo, 1999.
11. ↑ Djankov S., Hoekman B. Foreign investment and productivity growth in Czech enterprises // The World Bank Development Research Group Trade. — May 1999. — № PRWP 2115.
12. ↑ Smarzynska B. K. Composition of foreign direct investment and protection of intellectual property rights in transition economies // The World Bank Development Research Group Trade. — February 2002. — № PRWP 2786.
13. ↑ Aitken B.J., Harrison A.E. Do domestic firms benefit from direct foreign investment: Evidence from Venezuela // The American Economic Review. — 1999. — Vol. 89, № 3. — P. 605-616.
14. ↑ Haddad M., Harrison A.E. Are there positive spillovers from direct foreign investment? Evidence from panel data for Morocco // Journal Development Economics. — 1993. — Vol. 42, № 3. — P. 51-74.
15. ↑ Kokko A. Technology, market characteristcs, and spillovers // Journal of Development Economics. — April 1994. — № 43 (2). — P. 279-293. — DOI:10.1016/0304-3878(94)90008-6.
16. ↑ World Investment Report
17. ↑ Обама представил бюджеты США на 2009 и 2010 годы (Newsru.com)
18. ↑ Профессор Ху Аньган: рост китайской экономики принес всему миру небывалые шансы развития | ЦентрАзия
19. ↑ Региональное экономическое сотрудничество ШОС
20. ↑ Статистика внешнего сектора на сайте Банка России
21. ↑ Global Investmen Trend Monitor
22. ↑ Yudaeva K.V., Kozlov K.K., Melentieva N.Y., Ponomareva N.B. Does Foreign Ownership Matter? Russian Experience // Working paper, WP/2001/027. — Moscow, New Economic School, 2001.
23. ↑ Болаев А.В. К вопросу об изучении основных условий положительного влияния прямых иностранных инвестиций на сокращение технологического отставания и переход на инновационный путь развития экономики страны на примере России и Китая. (рус.) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2013. — Июль (№ 55). — ISSN 1999-4516.