Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы.

Период конца XX века – начала XXI века представляет собой эпоху стремительного прогресса, качественных изменений материально-технической базы, усиления процессов глобализации и интернационализации. Научно-технический прогресс вступил на качественно новую ступень, характеризующуюся переходом к инновационному развитию. Однако инновационное развитие зачастую рассматривается достаточно узко, лишь в определенных своих аспектах же подразумевает под собой инновационное развитие, которое проявляется не только в экономической сфере, но и в социальной, культурной, политической, управленческой и других областях. Более широкий подход поможет раскрыть те проблемные моменты, недоучет которых зачастую тормозит переход к более совершенному технологичному развитию. Каковы политологические аспекты исследования инновационного развития, с одной стороны, и как влияет фактор инноваций на политический процесс, с другой стороны. А также почему это важно и актуально? Постараемся разобраться в этих и других вопросах.

Роль знаний в постиндустриальном мире возрастает, информация и знания постепенно становятся одними из главных движущих факторов развития. В этой связи начинает формироваться инновационная экономика, требующая в первую очередь создания новейших технологий. Постиндустриальную экономику[1] могут построить государства, которые обладают современной фундаментальной наукой, мощным научно-техническим потенциалом, а также современными наукоемкими технологиями, интегрированными в мировое сообщество. Неудивительно, что создание, внедрение и распространение инноваций в различных сферах приобретает особую актуальность. Особое значение имеет процесс выработки государственной политики, отвечающей современным запросам и национальным интересам, что в свою очередь подразумевает определенную систему политических отношений. Это требует четкого фиксирования государственных приоритетов, формулирования стратегии, направленной на их воплощение в жизнь. Инновационная политика в данном случае выступает катализатором, который ускоряет взаимодействие государственного начала, предпринимательского сектора и научного сообщества.

Появление инноваций в одних сферах влияет на функционирование других сфер. Более того, для принятия эффективных политических решений необходимо концептуальное осмысление окружающей среды в процессе осуществления инновационной деятельности. Как отмечают исследователи, «сам факт адаптации или «принятия» инновации носит глубоко социальный характер, неразрывно связан с общей способностью социума к изменению»[2]. В этой связи особо стоит отметить влияние инноваций на политический процесс и, в свою очередь, - воздействие политических решений и действий на характер и масштабы инновационной деятельности. Отличительная особенность постиндустриального общества состоит в том, что его основа – это экономика инновационного типа. Экономический рост должен осуществляться преимущественно за счет увеличения масштабов инновационной деятельности. Таким образом, цели, задачи, поведение различных акторов должны быть направлены на достижение этого роста. Однако на практике мы сталкиваемся с противоречием между интересами различных игроков инновационного процесса и государственными задачами и приоритетами. Эти противоречия зачастую могут быть следствием наличия проблем, связанных с социокультурными особенностями политического процесса России. Выявление и решение подобных противоречий является преференцией государства, которому необходимо находить должный компромисс. Не случайно, что на сегодняшний день инновационная политика выступает одним из приоритетных направлений государственной стратегии.

Появление инноваций и их концептуальное осмысление влияет на политический процесс еще и потому, что вследствие этих изменений происходит выдвижение на первый план других приоритетов: со стороны предпринимателей – акцент должен быть сделан не на прибыли, а на качестве продукции и предоставляемых услуг, со стороны государства – на качестве человеческого капитала, его сохранении и приумножении.

Появление нового вида экономики – «инновационной экономики» – требует создания нового институционального дизайна. Учеными была разработана концепция национальной инновационной системы, которая отвечает целям и задачам построения инновационной экономики. Отсутствие системного подхода при построении национальной инновационной системы без необходимого учета социокультурных особенностей данного общества, игнорирование влияния различных факторов могут не привести к требуемым результатам.

Особенностью новой фазы инновационной динамики является проникновение инновационной составляющей в различные сферы жизни общества, что актуализирует изучение инноваций с разных позиций и на качественно новом уровне. Это дает исследователям возможность выявить новые цели, задачи, а также принципы функционирования различных акторов. Важно понимать, что внедрение инноваций не является только технологической или экономической проблемой, хотя именно в этих областях научного знания вопросы, связанные с инновациями, получили наибольшее распространение. На повестку дня также ставятся вопросы, связанные с инновациями в управленческой сфере, в социальной сфере, в политической сфере и др., а также философское осмысление инновационного развития.

Изучение вопросов инновационного развития является актуальной проблемой ещё и потому, что от развития именно данной сферы во многом зависит позиционирование страны на международной арене, ее возможности, имидж, а, следовательно, и та роль, которую государство будет играть в мировой политике.

Вопросы, связанные с осмыслением инновационного развития, его качественных характеристик, направления развития и влияния на различные стороны общественной жизни, становятся предметом большого количества современных научных дискуссий. Эти проблемы обсуждаются на разного рода конференциях, научных семинарах и «круглых столах», включая участие в них первых лиц государства, высокопоставленных чиновников и бизнес-сообщества. В связи с тем, что термин «инновация» представляет собой многогранное понятие, в решении обозначенных выше вопросов, кроме крупных предпринимателей, экономистов, юристов, активное участие принимают и представители политической науки. Подтверждением тому служат встречи Президента с ведущими политологами, проведение научно-общественных конференций. Разработка политической наукой вопросов инновационного развития дает возможность политологического осмысления сущностных характеристик развития страны на современном этапе, определение влияния инноваций как фактора политического процесса, проведение анализа имеющихся противоречий политического управления, формулирование векторов дальнейшей деятельности, а также выработки совокупности приоритетов, направленных на переход к инновационному развитию.

Также важно отметить роль и значение инноваций в общегосударственном контексте. Здесь можно выделить целый ряд факторов, свидетельствующих об их влиянии на различные сферы общественной жизни.

Экономический рост основывается на использовании как экстенсивных, так и интенсивных факторов развития. Первые рассматриваются как увеличение первичных ресурсов (рабочая сила, материальные составляющие), вторые – как рост качества используемых ресурсов. Для экономического роста решающее значение, кончено же, приобретают интенсивные факторы. Прирост ВВП за счет использования достижений научно-технического прогресса в развитых странах варьируется в пределах 75% - 90%[3]. Следовательно, общегосударственное значение инноваций состоит в их влиянии на макроэкономические показатели. Для государственной политики это означает увеличение финансирования научной сферы, так как в качестве главного признака инновационной экономики (экономики знаний) выступает преобразование научно–технического прогресса «из средового фактора в основной ресурс хозяйственного развития».

При использовании новых методов и принципов производства, новых технологий, с течением времени меняется и структура экономики. В постиндустриальном мире возрастает роль сферы услуг, количество людей, занятых в производстве уменьшается за счет его автоматизации. Таким образом, происходит перераспределение ресурсов из одних сфер в другие. Следовательно, инновации влияют на структуру общественного производства. В этой связи происходят изменения в социальной структуре общества, которые состоят в том, что в инновационной экономике усиливается роль научной элиты, экспертного сообщества.

Как следствие, можно отметить, что в результате изменений в структуре общественного производства появляются новые акторы и, таким образом, новые механизмы и принципы взаимодействия между ними. К примеру, для реализации инновационных проектов создаются венчурные фонды, инкубаторы, технопарки, наукограды. Для эффективного функционирования новых акторов принимается соответствующее законодательство, которое формирует необходимые «правила игры». Это означает, что инновации влияют также и на институциональный дизайн социально-экономической сферы. В процессе становления национальной инновационной системы содержание понятия социального и экономического партнерства приобретает новый оттенок – «если в традиционной экономике партнерские отношения носят, как правило, формально-титульный характер, то инновационная среда придает им реальную субстанцию интерсубъектности»[4]. Взаимодействие в инновационном процессе осуществляется как «синергетическое взаимодействие интеллектуально-личностных компетенций». Следовательно, партнерское взаимодействие переходят на ту же самую качественную плоскость, что и конкуренция.

Переходя от внутриэкономической среды к международной, также можно выделить ряд факторов, подтверждающих общегосударственное значение развития, внедрения и использования инноваций. Усиление взаимозависимости и интернационализация международной хозяйственной жизни свидетельствует о тесном сотрудничестве различных международных субъектов. В целях получения новых научных знаний, создания необходимой научной инфраструктуры государства, транснациональные корпорации, крупные компании заключают договоры о сотрудничестве. Международная научно-техническая кооперация представляет собой неотъемлемую часть интеграционных процессов. В качестве примера можно привести деятельность COST, а также различные рамочные программы сотрудничества в области целевых проектов в Европе - ESPRIT, RACE, COPERNICUS. Указанные программы ориентированы на рост инновационной активности частного бизнеса и оказание помощи в научных разработках, программа TACIS – на оказание содействия ученым в странах СНГ и Восточной Европы. Следовательно, мы можем утверждать, что инновации влияют на международное научно-техническое сотрудничество. Исходя из этого, перед государством встает задача выбора стратегических партнеров, что в свою очередь зависит от наличия конструктивных политических взаимоотношений.

Более того, как уже отмечалось ранее, значительную роль на международной арене играет возможность государства быть конкурентноспособным, что во многом зависит от состояния развития инновационной сферы. В этой связи простое обладание природными ресурсами не является главной причиной того, что страна является мощным соперником и может диктовать свои условия. Таким образом, другой аспект общегосударственного значения инноваций состоит в том, что они ставят потенциал и возможности государства быть конкурентноспособным на международной арене в зависимость от степени развития национальной инновационной системы данной страны. В данном случае влияние фактора инновации на политический процесс определяется тем, что переход к развитию на инновационные рельсы должен быть рассмотрен как одно из самых приоритетных направлений всей государственной политики страны.

Кроме этого, важно подчеркнуть и то, что результаты научных исследований многие государства зачастую первоначально пытаются применить в военно-промышленном комплексе. Передовые технологии проходят свою апробацию для усовершенствования обороны страны. Вспомним, к примеру, гонку вооружения, когда максимум усилий был направлен непосредственно на создание более совершенного вооружения. В этой связи необходимо отметить и прямую связь между инновационным потенциалом государства и его национальной безопасностью. Данный вывод тесно переплетается с предыдущем. Национальная безопасность напрямую связана с национальными интересами, а, следовательно, и с позиционированием государства на международной арене в качестве сильного или слабого игрока.

Инновации приобретают всё большее социальное звучание. Повышение уровня жизни, улучшение качества здравоохранения и образования, решение проблем занятости населения с помощью создания новых высокооплачиваемых рабочих мест является также следствием внедрения инноваций в экономический процесс. Следовательно, инновации влияют на социальную стабильность. От уровня социальной стабильности зависит и уровень политической активности населения, а также качество взаимодействия гражданского общества с властью. Оно может осуществляться либо в конструктивном русле, либо в деструктивном. Как правило, чем выше уровень социально-экономического положения населения, тем более эффективные партнерские отношения выстраиваются между властью и обществом.

ПЗ 6: Инновационная инфраструктура страны. Сравнительный анализ Сколково (РФ) и Силиконовой долины (США) (Контрольная точка №2)

Наши рекомендации