Триз в инжиниринговых задачах
Рассмотрим подробнее, какие инструменты решения задач могут быть применены на
каждом из этапов инжиниринга.
1. Определение потребности
В инжиниринговых задачах все начинается с определения потребности. Нужно очень тщательно выявить проблему, отделив ее от симптомов и сформулировать истинные потребности предприятия-потребителя или рынка в целом. Проблема должна быть проверена на состоятельность, в частности, для инжиниринговых задач характерно особенное внимание к финансовой состоятельности проблемы, наличию и этапу развития рынка, соответствию законам развития потребностей, экономическим закономерностям и законам предоставления услуг. Многие неудачи во внедрении сильных решений были связаны с неучетом системных ограничений, накладываемых со стороны внешнего, как правило, делового окружения, элементами которого являются системы, представленные выше.
На этом этапе из массы проблем и мнений относительно их решения, должна быть выявлена определенная системообразующая проблема, которую можно было бы решить средствами и ресурсами компании.
По результатам определения потребности должен быть проведен выбор проблемы.
2. Выбор проблемы
При выборе проблемы необходимо определить границы системы, понимая ее в системе рынка, (потребителя), компании и продукта. Это позволит лучше определить масштаб проблемы и проверить ее на возможность решения в ближайшей или дальней перспективе.
Инструментами, помогающими в выборе проблемы, являются:
1. Анализ проблемы в зависимости от жизненного цикла
2. Анализ проблемы по ЗРТС
3. АВИЗ (алгоритм выбора изобретательских задач)
4. Функционально-ориентированный поиск
5. Анализ эволюции системы "Рынок - потребитель - продукт" по системному оператору
6. Анализ по закону подавляющего действия надсистемы
7. Анализ проблемы по ФСА
8. Эволюционный анализ систем
9. Анализ проблемы по модели влияния на интересы ЗС (Заинтересованных Сторон)
10. Дерево эволюции и выбор следующего шага в развитии системы
11. Модель бизнес-куба Семеновой, развиваемой также в работе Горобченко С.Л. (см. Горобченко С.Л. Как найти своего дилера в России, журнал ТПА, №2, 2013).
12. Диаграмма Исикавы - Сибирякова
13. Модель анализа разрывов (gap-analyses)
По результатам этапа проблема уточняется и формируется ключевая задача.
3. Постановка ключевых задач
Постановка ключевых задач является одной из ответственных сторон инжиниринговых задач. Для ее решения могут быть предложены следующие инструменты, используемые в ТРИЗ:
1. Определение основных потребительских свойств продуктов на рынке
2. Выявление физических параметров продуктов, определяющих их основные потребительские свойства
3. Уточнение инновационной стратегии фирмы-клиента и стратегического направления продвижения продуктов на рынке.
Для выявления ключевых проблем используются:
3.1. Закономерности развития технических систем
3.2. Анализ развития системы по S-образной кривой
3.3. Бенчмаркинг и анализ лучших доступных технологий
3.4. Компонентно-структурный анализ
3.5. Функциональный анализ
3.6. Потоковый анализ
3.7. Причинно-следственный анализ
3.8. Закономерности развития потребностей
3.9. Закономерности развития предоставления услуг
3.10. Экономические законы и маркетинговые закономерности
Для постановки и решения ключевых задач используются:
4.1. Диагностический анализ
4.2. Функционально-идеальное моделирование
4.3. Функционально-ориентированный поиск
4.4. Перенос свойств
4.5. Вещественно-полевые ресурсы
4.6. Технические и бизнес противоречия, способы их разрешения
4.7. Стандарты на решение изобретательских задач
4.8. Классический алгоритм решения изобретательских задач
4.9. Бенчмаркинг
4. Формирование идеального решения проблемы (ИКР)
На этапе формирования идеального решения проблемы с учетом анализа по п. 1-3, выявления проблемы, оценки ее реальности и постановки ключевых задач проводится определение основных разрывов между ИКР и существующим положением дел в системе и этапами развития технических и бизнес систем клиента, рынка и продукта. Как правило, они не сходятся. В результате этого возникает дополнительная задача по согласованию между собой ИКР для клиента ("я полностью удовлетворяю свою единственную потребность"; "никаких хлопот и мне это ничего не стоит") и ИКР инжиниринговой компании (например, "я одним продуктом удовлетворяю максимальное количество потребностей клиентов, при этом это недостижимо для конкурентов, затраты на производство отсутствуют, прибыль максимальна).
Продолжение следует...
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ЗАДАЧ (АРИнЗ© ) И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В АРМАТУРОСТРОЕНИИ
Часть 2.