Кафедра Прикладной информатики и информационной безопасности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Утверждено
на заседании Совета ФМЭСИ
протокол № 2 от «29» октября 2015 г.
Председатель совета
______________В.А. Титов
Факультет Математической экономики, статистики
И информатики
Кафедра Прикладной информатики и информационной безопасности
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Направление подготовки
Прикладная информатика
Направленность (профиль) программы
Корпоративные информационные системы
Уровень высшего образования Бакалавриат
Программа подготовки Прикладной бакалавриат
Москва – 2017 г.
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целями практики являются:
· подготовка к решению производственных задач предприятия, сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы;
· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин учебного плана;
· приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника;
· изучение современного состояния и направлений развития компьютерной техники и информационных технологий;
· изучение обязанностей должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем использования информации;
· изучение комплексного применения методов и средств обеспечения информационной безопасности;
· изучение источников информации и системы оценок эффективности ее использования;
· закрепление и углубление практических навыков в области проектирования и внедрения информационных систем;
· повышение уровня освоения компетенций в профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Ознакомление c:
· миссией, целью и задачами деятельности предприятия;
· организационной структурой предприятий;
· функциональной структурой предприятия
· с организацией информационного обеспечения подразделения;
- Изучение:
· информационной инфраструктуры предприятия;
· требования к техническим, программным средствам, используемым на предприятии;
· организационных регламентов предприятия;
· порядок и методы ведения делопроизводства.
- Приобретение практических навыков:
· проведения обследования объекта автоматизации;
· проведение технико-экономического обоснования создания информационной системы;
· выбор и обоснование проектных решений;
· формирование и анализ требований к информационной системе;
· выполнения функциональных обязанностей;
· ведения документации;
- Выполнение индивидуальных заданий.
- Подготовка и защита отчета о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
МЕСТО ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Основными дисциплинами, на которых базируется практика, являются:
· Проектный практикум
· Управление информационными системами
· Правовые основы прикладной информатики
· Экономика фирмы
· Информатика и программирование
· Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
· Информационные системы и технологии
· Базы данных
· Информационная безопасность
· Проектирование информационных систем
В результате изучения данных дисциплин студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие успешно освоить практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по таким основным задачам, как
· Проведение обследования объекта автоматизации;
· Проведение технико-экономического обоснования создания информационной системы;
· Моделирование бизнес-процессов и процессов обработки информации;
· Формирование функциональных и нефункциональных требований к информационной системе;
· Составление технических заданий на создание информационной системы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
· способен использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
· способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
· способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
· способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
· способен использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);
· способен анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);
· способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);
· способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).
· способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе (ПК-1);
· способен разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);
· способен проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);
· способен документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-4);
· способен выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-5);
· способен собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика (ПК-6);
· способен проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);
· способен составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ПК-9);
· способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем (ПК-10);
· способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей (ПК-16).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общая трудоемкость практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности составляет 6 зачетных единиц, 216 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Ознакомительные лекции | Самостоятельный сбор, обработка и систематизация материала | Практическое участие | Обсуждение материалов с руководителем | |||
Подготовительный этап: - прохождение инструктажа по технике безопасности; - изучение истории создания, развития и современного состояния предприятия или организации. | ||||||
Ознакомление с: - миссией, целью и задачами деятельности предприятия; - организационной структурой предприятий; - функциональной структурой предприятия - с организацией информационного обеспечения подразделения. | ||||||
Изучение: - информационной инфраструктуры предприятия; - требования к техническим, программным средствам, используемым на предприятии; - организационных регламентов предприятия; - порядка и методов ведения делопроизводства в компании. | ||||||
Приобретение практических навыков: - проведения обследования объекта автоматизации; - проведение технико-экономического обоснования создания информационной системы; - составление технического задания на создание информационной системы; - выполнения функциональных обязанностей; - ведения документации. | ||||||
5. | Выполнение индивидуального задания | |||||
6. | Оформление и представление отчета о производственно-профессиональной практике руководителю от Университета с подписями и печатями руководителя от места практики. | Защита отчета по практике | ||||
Итого |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными образовательными технологиями, используемыми на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, являются:
- проведение ознакомительных лекций;
- обсуждение материалов практики с руководителем;
- ознакомительные беседы с сотрудниками производственных подразделений базы практики;
- проведение защиты отчета о практике.
Основными возможными научно-исследовательскими технологиями, используемыми на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, являются:
- сбор и анализ научной литературы по тематике задания по практике;
- участие в профессиональных и научных семинарах и конференциях на базе практики.
Основными научно-производственными технологиями, используемыми на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, являются:
- сбор и компоновка научно-технической и проектной документации с целью углубленного исследования предметной области;
- непосредственное участие студента в решении научно-производственных задач организации, учреждения или предприятия (выполнение достаточно широкого спектра работ, связанных с отработкой профессиональных знаний, умений и навыков).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По результатам прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится текущая аттестация по следующим основным вопросам, являющимся одновременно и разделами предоставляемого отчета:
1. Полное наименование предприятия (организации), где студент проходит практику и являющееся объектом дальнейшей автоматизации. Экономический анализ деятельности организации (миссия организации, система целей и ключевых показателей, стратегия развития, бизнес-архитектура предприятия).
2. Характеристики предприятия, включая описание организационной структуры подразделения, где студент проходит практику.
3. Состояние и стратегия развития информационных технологий в организации (степень автоматизации процессов, покрытие функциональных областей, ИТ-архитектура, определение уровня зрелости управления ИТ).
4. Описание существующей организации бизнес и информационных процессов (с использованием любой из нотаций IDEF0, ARIS, DFD, UML и др.) с анализом недостатков, проблем и узких мест в них.
5. Формирование предложений по автоматизации (информатизации) существующих бизнес-процессов (решения задач, комплекса задач, подсистем) с учетом анализа успешных ИТ-проектов в рассматриваемой области, рынка программного обеспечения и ИТ-технологий.
В качестве учебно-методического обеспечения используется:
- учебная литература;
- проектно-конструкторская документация;
- устав предприятия (учреждения, организации), должностные инструкции и пр.;
- нормативно-техническая документация;
- Интернет – ресурсы;
- внутрифирменные и государственные технологические стандарты;
- учебно-методическая база предприятия, учреждения или организации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внешние нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 (ред. от 02.11.2013) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
Внутренние действующие документы
Устав;
Положение «Об организации учебного процесса»;
Положение «О мероприятиях итоговой аттестации»;
а) основная литература:
1. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Наталья Николаевна Заботина. – М.: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2013. - 331 с.
2. Информационные системы и технологии: науч. издание / под. ред. Ю. Ф. Тельнова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. - 303 с.
3. Тельнов Ю.Ф., Федоров И.Г. Инжиниринг предприятий и управление бизнес-процессами. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 203 с.
4. Агальцов В. П. Базы данных: Учебник / Виктор Петрович Агальцов. 2. Распределенные и удаленные базы данных. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ"; М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 272 с.
5. Диго С. М. Базы данных: учебно-методический комплекс / С. М. Диго. – М.: [б. и.], 2011.
6. Н.Б. Культин Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project М.: BHV, 2012
7. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата / Чистов Д. В. - М.: Юрайт, 2016. – 259 с.
б) дополнительная литература:
1. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / В. В. Коваленко. – М.: Форум, 2012.
2. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с
3. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
4. Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса М.: ИНФРА-М, 2010
5. Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской Базы данных. Теория и практика, Серия: Бакалавр, М.: Юрайт , 2012
6. В. Л. Аббакумов, Т.А. Лезина Бизнес-анализ информации. Статистические методы, М.: Экономика, 2009
7. А.Е. Сатунина Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия, М.: Финансы и статистика, 2009
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://cs.ifmo.ru/education/documentation/case/index.shtml - CASE-технологии и современные методы и средства проектирования информационных систем;
2. http://www.iteam.ru/publications/project/ - технологии корпоративного управления;
3. http://www.caseclub.ru/info/index.html - сайт по разработке программных проектов;
4. www.oracle.com - сайт корпорации ORACLE;
5. http://systemkach.land.ru/ch2.html - оценка эффективности НИОКР;
6. http://bigc.ru/ - современные методы проектирования систем и процессов;
7. http://www.aris-portal.ru/ - портал по методологии и программному обеспечению ARIS;
8. http://idefinfo.ru/ - все о технологиях системного проектирования и бизнес-моделирования;
9. http://forum.cfin.ru/ - сайт, посвященный корпоративному менеджменту.
Предмет договора
1.1. Предметом настоящего договора является организация практики в соответствии с учебным планом образовательных программ Университета.
1.2. Целью проведения практики является качественное освоение студентами программы высшего профессионального образования согласно государственному образовательному стандарту по соответствующей специальности, а также получение ими первичных знаний и практических навыков профессиональной деятельности.
Права и обязанности сторон
2.1. Университет обязан:
2.1.1. Направить студента(-ку) Университета (указать Ф.И.О.), обучающегося(-уюся) на ___ курсе, на факультете ___________ по специальности _____________________ в группе № ___ на производственную (ознакомительную, преддипломную (оставить подходящую) практику с _________(дата начала практики в формате дд.мм.гг.) по (дата окончания практики в формате дд.мм.гг.) в течение _______ недель.
2.1.2. Закрепить за студентами руководителей практики от Университета.
2.1.3. Обеспечить студентов учебно-методической документацией в соответствии с целями и задачами практики, рекомендациями по оформлению их результатов и защите.
2.2. Университет имеет право:
2.2.1. Осуществлять оперативный контроль над выполнением программы практики студентов в Организации.
2.2.2. Представлять Организации на рассмотрение рекомендации и предложения по корректировке программы практики студентов.
2.3. Организация обязана:
2.3.1. Принять на практику студентов в количестве и в сроки в соответствии с п. 2.1.1 настоящего Договора.
2.3.2. Выделить и закрепить за студентами квалифицированных руководителей практики от Организации.
2.3.3. В соответствии с целями и задачами практики обеспечить студентам доступ к правовым актам, практическим материалам за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну.
2.3.4. Провести инструктаж студентов о действующих в организации правилах внутреннего трудового распорядка, правилах техники безопасности, правилах противопожарной безопасности.
2.3.5. Осуществлять контроль за прохождением практики, соблюдением сроков и соответствия уровня и специальности направляемых студентов тематике практики.
2.3.6. Выдать характеристики и оформить иные документы студентов, связанные с прохождением практики в трехдневный срок с момента ее окончания.
2.4. Организация имеет право:
2.4.1. Оформить со студентами, проходящими практику, соответствующие документы в части неразглашения конфиденциальной информации Организации.
2.4.2. Оформить со студентами, проходящими практику, соответствующие документы в части трудовых отношений.
2.4.3. Отказать в дальнейшем прохождении практики студентам, в случае грубого нарушения ими правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины, а также установленного режима секретности, действующих в Организации.
Срок действия договора
3.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до « » ________ 20__ г.
Прочие условия
5.1. Настоящий договор носит некоммерческий характер и является безвозмездным.
5.2. Стороны несут ответственность за невыполнение своих обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Споры и разногласия, возникающие в процессе выполнения условий настоящего Договора, разрешаются по соглашению Сторон.
5.5. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
ОЗНАКОМЛЕН (А)
/ | «____» __________ 20__ г. | ||
(подпись заведующего кафедрой) | (ФИО) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Декану
_____________________факультета
__________________
ФИО
от студента(-ки) __ курса
________________(группы)
____________(факультет)
_________________(ФИО)
Заявление
Прошу Вас разрешить мне прохождение (учебной/производственной/преддипломной) практики по месту работы
указать вид практики
в___________(название компании) с _____(дата) по _____(дата). Копия трудовой книжки и/или копия трудового договора прилагается.
Дата
Подпись студента
Согласовано:
Декан факультета _____________ (______________)
подпись Ф.И.О.
Руководитель практики
от кафедры Университета _____________ (______________)
подпись Ф.И.О.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет_________________________Кафедра_________________________
Направление/Специальность___________________________________________________
Профиль/Специализация /Магистерская программа _____________________________________________________
ДНЕВНИК
______________________ практики студента
(указать вид практики)
___________________ группы _____ курса
_______________________________________
______________________________________
____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Начат _____________________
Окончен ___________________
Москва
20__
Место прохождения практики ___________________________________________
Должность, Ф.И.О. непосредственного руководителя от базы практики ____________________________________________________________________________________________________________
УЧЕТ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Срок выполнения | Краткое содержание работы практиканта | Отметка о выполнении работы (и подпись руководителя от базы практики) |
02.02.15 – 09.02.15 | ||
Студент – практикант __________ / __________________ /
Подпись расшифровка подписи
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет_________________________Кафедра_________________________
Направление/Специальность__________________________________________________
Профиль/Специализация/Магистерская программа___________________________ __
О Т Ч Е Т
по ___________________________ практике
(указать вид практики)
Выполнил студент гр.______
курс, факультет
_________________________
(ФИО)
________________________
(подпись)
Проверили:
______________________________________
(должность, ФИО руководителя от предприятия)
___________ _________________________
(оценка) (подпись)
_____________
МП(дата)
______________________________________________________
(должность, ФИО руководителя от кафедры)
___________ _________________________
(оценка) (подпись)
_____________
(дата)
Москва
20_
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Утверждено
на заседании Совета ФМЭСИ
протокол № 2 от «29» октября 2015 г.
Председатель совета
______________В.А. Титов
Факультет Математической экономики, статистики
И информатики
Кафедра Прикладной информатики и информационной безопасности