Средства финансирования инновационных групп
4.1. Имеющиеся страховые средства:
фонд накопления (строительство, капитальные затраты, соцкультбыт, наука
и техника);
ремонтный фонд (капитальный ремонт, текущий ремонт);
финансовый резерв;
отвлечение оборотных средств.
4.2. Трудности в использовании страховых средств:
отсутствие средств в необходимых размерах;
уже распределены по направлениям;
увеличивается себестоимость, уменьшается прибыль.
4.3. Возможные источники страховых средств:
кредите банке под гарантии "Комбината";
инвестиции возможных потребителей продукции;
часть прибыли от реализованных новаций, которая остается в подразделениях;
личные средства трудящихся при гарантии получения прибыли и передачи части ее коллективу;
создание ТОО для крупных проектов и для экономии на налогах за превышение фондов оплаты труда; получение средств от продажи уже имеющихся "ноу-хау" и др.
5. Необходимые условия функционирования банка идей и проблем:
оплата экспертов в процентах от полученного эффекта; наличие собственной экспериментально-производственной базы; авторский и банковский надзор над реализацией новшеств; наличие системы объективной оценки проектов (принцип анонимности); наличие системы расчета экономической целесообразности внедрения новшества;
создание фонда реализации в банке и подразделениях (50 на 50); наличие "фонда риска";
гарантия сохранения части фонда в подразделениях; закрепление авторства; оплата за саму идею в процентах на договорной основе.
Советы консультанту
Еще на заре нашей профессии консультанты заметили разницу между собой по отношению к своему участию в реализационных процессах. Эта разница хорошо видна и сейчас. Одни говорят: "Наше дело - предложить клиентам
или разработать с ними хорошие решения их проблем, проекты необходимых изменений, а реализация этих решений и проектов - дело административное, этим должны заниматься практические руководители. Если это у них не получается - такие уж это руководители. Разве мы должны работать за них?"
А вот что говорят другие консультанты: "У практиков менеджмента то и дело что-то не получается с внедрением даже тех новшеств, которые они считают перспективными и необходимыми. Причина этих трудностей лежит не столько в них, сколько в особенностях самого процесса реализации решений, осуществления нововведений. Мы видим здесь особую, относительно самостоятельную стадию управленческого процесса со своими закономерностями и границами. Эту стадию мы рассматриваем также как объект управленческого консультирования и готовы здесь предлагать свою помощь нашим клиентам".
К какой категории консультантов относитесь Вы, читатель? Если к первой - отдохните. А если ко второй, то давайте думать, искать и разрабатывать новые методы работы на инновационном поле.
То методическое оснащение, которое я привел здесь, будет выглядеть жалким уже через несколько лет, я надеюсь. Мы сильно поможем себе и клиентам, если будем больше стараться работать с методиками, - к ним все не сводится, но от них многое зависит.
Советы руководителю
Может быть, теперь Вы согласитесь с тем, что Ваши головные боли по поводу изменений в Ваших организациях могут быть облегчены методическим аппаратом, имеющимся у консультантов. Пусть Вас не смущает то, что этот аппарат несколько проще, слабее, чем тот, который консультанты применяют при выработке решений. Примите термин "консультационное сопровождение" - за ним стоят возможности консультантов помочь Вам на той стадии, где Вы обычно считаете работу с консультантом законченной. Консультационное сопровождение инновационных процессов не есть и не может быть отдельной профессией, поэтому запросите у тех консультантов, кто помогал Вам вырабатывать решения, услугу по методическому обеспечению процесса исполнения этого решения.
ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВКА РАДИКАЛЬНОГО НОВОВВЕДЕНИЯ
"Переход на новый хозяйственный механизм в вузах
и институтах усовершенствования врачей"1
(резиденциальная межгрупповая работа)
Задачей данной межгрупповой работы был поиск таких способов экономи-зации медицинского образования, которые помогли бы существенно продвинуть качество подготовки врачей.
1 В этой работе приняли участие также М.Ю. Климова, С.К. Ефремов, В.Г. Капранов, Г.И. Кунц-ман и В.А. Чернец под руководством автора.
Для этого была проведена организационная диагностика (общая и специальная), ее результаты были включены в начало работы как исходный рабочий материал и использованы при подборе участников межгрупповой работы.
I. ОРГДИАГНОСТИКА
В данном случае общая оргдиагностика была совмещена со специальной, т. е. проблемы системы подготовки врачей сразу рассматривались в контексте предполагаемой экономизации этой системы.
Информационный материал для оргдиагностики был получен посредством методов развивающего интервью, анкетирования участников, анализа документов. В результате были выявлены проблемы системы образования и ее позиционный анализ.
Позиционный анализ системы подготовки врачей выявил нарастающие противоречия между различными группами преподавателей. Эти группы таковы: преподаватели, труд которых не поддается экономизации; преподаватели, которые могут использовать те или иные формы хозрасчета, и преподаватели, специфика труда которых позволяет перейти на полный хозрасчет. Позиционный анализ позволил выявить также распределение по такому ценностному дифференцирующему признаку, как отношение к экономизации.
Были установлены и некоторые линии потенциальных конфликтов в организациях, обусловленные внедрением экономических отношений.
В итоге по материалам оргдиагностики центральной проблемой перехода системы на экономические методы становится согласование интересов и действий различных категорий и групп участников процесса подготовки врачей. Разработка механизма согласования названных интересов, следовательно, выдвигается в качестве задачи для межгрупповой работы.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В ходе игры были определены три основные критические линии в системе подготовки врачей:
- студент (слушатель) - преподаватель;
- кафедра - институт;
- институт - министерство.
Общей центральной проблемой на этих линиях отношений была признана проблема субъектности. Кто субъект, т. е. главное действующее лицо во всей системе?
Основное противоречие состоит в том, что технология обучения организована таким образом, что субъектом предполагается студент (слушатель), а в организационном отношении он наименее активен и полномочен. Иначе говоря, процесс обучения настроен на удовлетворение потребности студента в знаниях. Но объективное положение студента (слушателя) не мотивирует его на максимальное усвоение знаний и не дает ему возможности добиваться их получения, воздействовать на качество обучения.
Сходная картина обнаруживается в отношении как преподавателей, так и самих кафедр. Степень их влияния на содержание и организацию своего труда незначительна, что обусловливает их безынициативность. Основные инициативы и воздействия на организацию и содержание учебного процесса идут "сверху" - от Минздрава и других госорганов.
Общий вид таков: вся организационно-экономическая система подготовки врачей должна быть радикально переориентирована на "новых" для нее субъектов: студента (слушателя) и преподавателя. Должны быть созданы условия, когда преподаватель и студент будут заинтересованы и активны в достижении высокого качества обучения, т. е. превратятся из исполнителей программ, заданных им правил взаимодействия в подлинных субъектов учебного процесса. И вся система обучения врачей должна быть построена, как бы отталкиваясь от этих субъектов (снизу вверх).
В развитие этого подхода были предложены три проекта, которые после соответствующей доработки можно рассматривать как направления единого многовариантного синхронного экспериментав системе медицинского образования.
11-1. Проект "Самонастраивающаяся система повышения качества
обучения" в медвузах и ГИДУВах с использованием
Экономических методов
ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Главным действующим лицом учебного процесса становится студент (слушатель) - из объекта педагогического воздействия он превращается в активного субъекта его;
преподаватель вуза (ГИДУВа) должен иметь возможность неограниченного заработка на своем рабочем месте без существенного увеличения фонда заработной платы.
Решаемая проблема:при каких условиях студент (слушатель) захочет и сможет добиваться повышения качества своего обучения?
Студент медвуза захочет добиваться повышения качества своего обучения, если:
- будет соблюден принцип разделения преподавателя и экзаменатора (с ис
пользованием тестового и программированного контроля в конце семестра
и дисциплинарного курса);
- будет резко дифференцирована система дипломов и зарплаты после выпус
ка, а также стипендий (основанная на рейтинге).
Слушатель ГИДУВа захочет добиваться повышения качества своего обучения, если:
- результат обучения повлияет на его социальное положение (зарплату, тру
доустройство, служебный рост);
- он сможет заказать нужный цикл обучения;
- он сможет получить индивидуальное обучение;
- он потом сможет выбирать работодателя на контрактной основе.
Студент сможет добиваться повыше- Слушатель сможет добиваться повы-ния качества своего обучения, если: шения качества своего обучения, если:
- фонд заработной платы каждого пре- - он получит возможность выбирать се-
подавателя, приходящийся на одного бе преподавателя;
студента в семестр, будет зависеть - зарплата преподавателей будет на-
от числа студентов, занимавшихся прямую и без ограничений зависеть от
на его курсе. числа избравших его слушателей;
- он будет иметь информацию о воз
можностях получения знаний и о цене;
- появятся альтернативные, независи
мые учебные заведения.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ДАННОЙ СИСТЕМЫ:
- вероятно резкое расслоение преподавателей по уровню оплаты
- и конфликты на этой почве;
- угроза монополизма сильнейших преподавателей;
- снижение качества обучения в случаях чрезмерно большого набора числа
студентов (слушателей) отдельными преподавателями;
- столкновение данного нововведения с уравнительными предрассудками в
среде преподавателей и обучающихся;
- угроза блока слабых преподавателей против сильных;
- обострение трудностей с помещениями, оборудованием, организацией учеб
ного процесса и т. д.
11-2. Проект "Кафедра - субъект"
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Выявление субъектных и объектных свойств кафедры (предпосылоксубъект-ности):