Механизм финансирования инновационных проектов.

Тема 2.3 Инвестиции в инновационном процессе

Источники инвестиций.

Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:

- государственные ассигнования;

- собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений;

- средства некоммерческих организаций;

- кредитные ресурсы, частные инвестиции и иностранный капитал.

Госбюджетное финансирование.Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата. В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант – денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение государственных заказов для проведения исследований и разработок.

Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ. Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений. Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.

Внебюджетное финансирование.По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

Собственные средства.Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

- работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства;

- работы и исследования, направленные на поиск новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии;

- научно-исследовательские работы общенаучного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

Формы финансирования.

Кредиты.Исторически кредиты, выдаваемые банками, кредитными и финансовыми учреждениями, являются наиболее важным источником для финансирования растущих отраслей промышленности во многих странах, особенно на ранних стадиях развития компаний. В западной экономике банковская ставка процента выглядит более низкой в сравнении с требуемой отдачей от инвестиций для венчурного капиталиста (IRR - внутренняя норма рентабельности), но это мнение игнорирует скрытые издержки банковского финансирования:

- циклический характер банковского кредита;

- требования к обеспечению долга;

- отсутствие стратегического участия в управлении;

- давление, оказываемое в трудные для компании времена;

- необходимость ежегодных выплат независимо от цикличности потоков денежных средств и т.д.

Целевые (прямые) инвестиции.Целевые инвестиции представляют собой стратегическое участие в собственности компании с целью получения дохода и прав на участие в управлении (контрольный пакет акций). В подобного рода деятельности могут быть заинтересованы как инвестиционные фонды, так и отдельные стратегические партнеры. Целью таких вложений является обычно выход на новые рынки и получение контроля над сетью сбыта, ценами в данной отрасли промышленности, объемах производства, поставками сырья и оборудования. Часто стратегические партнеры заинтересованы в получении контроля над руководством компании.

Государственная поддержка.Этот вид поддержки часто имеет смешанные цели, ориентированные на увеличение занятости населения, поддержку и развитие стратегически значимых технологий, развитие производства. Государство также может стимулировать приток венчурного капитала, изменяя законодательную и фискальную базу. Хотя политики и программы меняются в зависимости от экономических и институциональных характеристик стран, перечисляемые далее государственные акции, стимулирующие развитие индустрии инвестиционного капитала, являются наиболее общими.

Акциями, которые государство и правительство могут предпринять для развития индустрии инвестиционного капитала, являются:

- создание благоприятной инвестиционной среды;

- создание фискальной и законодательной базы для стимулирования притока венчурного капитала, включая меры для способствования долгосрочным рисковым инвестициям пенсионных фондов и страховых организаций, а также налоговые льготы для частных венчурных инвесторов;

- снижение риска для инвесторов; стимулирование создания венчурных фондов, ориентированных на инвестиции в технологии через соответствующую систему налоговых льгот, схемы стартового финансирования, частичная компенсация инвестиционных потерь, гарантийные схемы и финансирование предынвестиционной оценки и аудита и т.д.

Венчурное финансирование. Говоря о сложившихся традициях рискового финансирования на Западе, необходимо отметить, что венчурный капитал является специфическим типом финансирования, осуществляемого профессиональными фирмами, которые инвестируют и участвуют в управлении молодыми компаниями, акции которых не котируются на фондовом рынке. Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде роста стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов. Венчурные капиталисты осуществляют высоко рисковые инвестиции в малые технологические фирмы, которые часто отвергаются иными инвесторами, такими как большие компании или традиционные финансовые институты. Помимо финансирования венчурные капиталисты вносят в компанию опыт в данной области, личные связи и, участвуя в управлении, дополнительно содействуют росту стоимости компании.

В отличие от кредитования, венчурные инвестиции не требуют залога (обеспечения). В попытке снизить рискованность вложений, венчурные капиталисты диверсифицируют портфель проектов (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Приблизительный портфель венчурного капиталиста

Стадия рискового вложения Структура портфеля Требуемая отдача от инвестиций
Зародышевая или стартовая 10% 60% годовых или более
Ранняя стадия 20% свыше 50% годовых
Развитие и расширение годовых 40% от 35% до 40%
Слияния и выкупы 30% свыше 30% годовых

Необходимо отметить, что высокий доход на ранних стадиях сопряжен с высоким риском, т.е. неопределенностью в получении именно этой ставки дохода. Доходность и рискованность уменьшаются при движении по стадиям жизненного цикла проекта. Доходность также меняется в зависимости от типа промышленности.

Венчурные капиталовложения имеют всё же ряд отличительных особенностей от традиционных банковских операций.

Обычно выделяют три организационных формы, которые преимущественно используются крупными корпорациями при осуществлении рисковых капиталовложений:

1. Участие в качестве партнера с ограниченной ответственностью в фондах, учреждаемых и управляемых профессионалами венчурного бизнеса. Не требует больших капиталовложений и особых навыков управления венчурными операциями, доступ к нововведениям, подготовляемым 10-15 мелкими инновационными организациями, доступ к проектам, которые рассматриваются, но затем по различным причинам отвергаются управляющими венчурных фондов, знакомство с деловыми качествами отдельных управляющих, ученых, инженеров или изобретателей с тем, чтобы переманить некоторых из них в свои лаборатории и функциональные подразделения). Недостаток этой формы заключается в её пассивном характере (возможности вмешательства в деятельность венчурного фонда лимитированы рамками долевого участия, отсюда, невозможность контролировать в необходимой мере инвестиционную политику управляющих венчурного фонда и пользоваться исключительным правом на результаты НИОКР финансируемых мелких инновационных организаций).

2. Квазисамостоятельная дочерняя венчурная организация, основной фонд которой образуется за счет средств корпорации (управляющие являются служащими корпорации или нанимаются из числа квалифицированных специалистов в области рисковых капиталовложений) – недостатки заключаются в том, что при относительной автономии венчурной организации требуется тщательное согласование ее инвестиционной политики со стратегическим курсом развития корпорации, возникают трудности с выбором между альтернативными по своим возможностям нововведениям, требуется оказание помощи различного вида в процессе становления малой инновационной организации.

3. Прямое финансирование деятельности мелких инновационных организаций (характерно - наибольший риск, т.к. исключаются обычные механизмы разделения убытков в случае неудачной реализации нововведения, но и более высокая отдача в случае коммерческого успеха).

Одна из наиболее интересных особенностей организации рисковых капиталовложений заключается в действующем механизме поэтапного финансирования нововведений. Появление такого механизма продиктовано необходимостью привлечения дополнительных средств по мере освоения того или иного нововведения и становления инновационной организации. Вместе с тем механизм поэтапного финансирования позволяет снизить степень риска путем разделения расходов на различных стадиях освоения нововведений, а также дает возможность дифференцировать размеры получаемой в конечном итоге прибыли.

Механизм финансирования инновационных проектов.

Прибыль

1. 2. 3. 4. 5. 6. время

 
 

Убытки

Рис.2.2 - Механизм поэтапного финансирования нововведений

Достартовое финансирование предполагает финансовую поддержку для проведения работ по теоретическому и практическому обоснованию коммерческой значимости своей идеи.

Стартовое финансирование. На этом этапе практически завершается работа по организации нового предприятия и подбору основных сотрудников, близятся к завершению разработка и испытание прототипа нововведения, а также изучение потребностей рынка.

Этап начального расширения предполагает переход инновационной организации к практической деятельности по коммерческому освоению нового вида продукции или услуг.

Если предыдущий этап завершается удачно, за ним следует этап быстрого расширения, на котором организации необходимы значительные средства для увеличения производственных мощностей, оборотного капитала, улучшения системы сбыта, а также для совершенствования выпускаемой продукции.

Подготовительный этап. После того как организация достигла стадии быстрого расширения и стала приносить прибыль, вероятность ее банкротства существенно уменьшается. Теперь она может воспользоваться заемными средствами из традиционных источников финансирования.

Этап обеспечения ликвидности рисковых капиталовложений. На этом этапе происходит выпуск акций и продажа их на рынке ценных бумаг.

Основная часть рисковых капиталовложений (приблизительно 2/3) обычно приходится на первые три этапа финансирования. Продолжительность полного цикла рисковых капиталовложений в одну организацию меняется в широких пределах. Однако в большинстве случаев этот срок составляет 5-10 лет.

Т.о., непременным условием рисковых капиталовложений является предоставление финансовых средств без выплаты процентов и погашения долга в течение достаточного длительного периода времени. Поэтому рисковые фонды предпочитают идти по пути совместных инвестиций, что значительно снижает риск отдельных вкладчиков.

Наши рекомендации