Об отделе по координации внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей
Общие положения (опускаем)
Основные задачи и функции отдела
2.1. Координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских
и иностранных лиц в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о
внешнеэкономической деятельности, защиты экономических и политических
интересов России и N-ской области.
2.2. В соответствии с законодательством и установленными полномочия
ми информирование соответствующих федеральных органов власти по воп
росам...
2.3. Участие в формировании и контроль за реализацией областных программ
внешнеэкономической деятельности. Содействие местным органам власти и
управления, хозяйствующим субъектам в подготовке и выполнении мероприя
тий по развитию внешних связей.
2.4. Подготовка с привлечением заинтересованных комитетов, управлений
и отделов проектов нормативных актов, способствующих стимулированию внеш
неэкономической деятельности...
2.5. Внесение предложений в программы развития экспортного потенциала
области, внедрение технологий по выпуску импортозамещающей продукции.
2.6. Разработка проектов соглашений о сотрудничестве...
2.7. Участие в экспертизе областных внешнеэкономических проектов.
2.8. Анализ практики осуществления валютного и экспортного контроля на территории области, выработка предложений по повышению эффективности работы...
Снова обратимся к клиническому подходу. Что стоит за ключевыми словами этого текста: "координация", "контроль", "информирование", "участие", "содействие", "подготовка", "внесение предложений", "анализ практики" и т. д.? Прежде всего почти принципиальная нерезультативность. В самом деле:
- Ты что сейчас делаешь?
- Координирую.
- А сейчас?
- Информирую, участвую, подготавливаю.
Действительно, так и записано. Но как можно судить о результативности всего этого? Почему тут описан процесс, а не итог деятельности? Естественно, исполнителю удобнее, безопаснее прибегать к таким формулировкам - они ни к чему не обязывают. Сам губернатор показывал мне огромные тома, названия которых начинались со слова "Анализ...".
- Я просто не в силах это прочитать, - восклицает он, - сколько моего вре
мени нужно потратить, чтобы понять, что из этого следует!
- Но ведь в положении не записано то, к чему эти действия должны привес
ти. Там только сами действия.
Начальник отдела оказался довольно умным и энергичным человеком, он быстро понял, что от него теперь требуется, и составил новый документ:
ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Место отдела в структуре администрации
Основная функция отдела
Решение народно-хозяйственных задач области в следующих направлениях:
- Повышение экспортного потенциала области.
- Рост зарубежных инвестиций в область.
- Формирование инфраструктуры внешнеэкономической деятельности обла
сти (хозрасчетных и коммерческих организаций консультационного и посред
нического профилей по инвестиционным заявкам, промышленно-торговых
выставок и т. д.).
Вот именно так. Не вообще делание чего-то, а предметно. Экспортный потенциал растет - хорошо работает отдел. Зарубежные инвестиции растут - тоже плюс. А будет ли при этом аппарат отдела анализировать, участвовать, координировать - им виднее, это никого не интересует. Вы согласны, что здесь, по-одесски выражаясь, две большие разницы? Вот их-то и выявляет наш продуктный подход. Таким способом достигается интеграция целевой структуры организации.
ПРОЦЕДУРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ФУНКЦИЙ
Был у меня клиент, который занимался производством и сбытом элитного алкоголя. Вся страна у него была поделена на несколько регионов, на каждом из которых действовал, как они выражались, дивизион - относительно самостоятельное торговое подразделение. Функции директоров этих дивизионов были обозначены как рост прибыли, то есть, скорее, на телеономическом уровне. Вме-
ere с президентом компании, его заместителем по сбыту и директором одного из дивизионов мы начали искать продуктное выражение его функции. При анализе действовавшего тогда положения кто-то из них привел пример одного из дивизионов, который работал весьма успешно, пока его директор не ушел с этой работы. На место ушедшего был назначен директор другого, тоже вполне успешного дивизиона, и он обнаружил, что все успехи по продажам здесь основывались на личных связях его предшественника в предпринимательских, во властных кругах. А у него, как у новичка, таких связей пока не было, и продажи критически упали. Из этого урока мы сделали вывод, что компании совершенно недостаточно требовать от своих дивизионов только текущих продаж и, кроме того, нельзя полагаться только на личные качества руководителей дивизионов - гораздо большую ценность имеет создание более или менее безличного, но надежного механизма деятельности дивизиона. Поэтому функция директора дивизиона получилась следующей.
ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ДИВИЗИОНА:
Создание и развитие механизма, обеспечивающего текущую и стратегическую доходность территории:
I. Создание конкурентных преимуществ в развитии клиентской базы ди
визиона:
- качественный рост клиентуры;
- количественный рост клиентуры;
- разработка и внедрение новых методов работы с клиентурой.
II. Директор дивизиона обязан обеспечить рост чистой прибыли на сво
ей территории, ориентируясь на следующие основные показатели(пере
числены по приоритетности):
1) уровень дистрибуции в основных городах не ниже 80%;
2) market share в ключевых городах дивизиона по core brands компании не
ниже 96;
3) выполнение утвержденного плана продаж на уровне не ниже______ %;
4) рентабельность продаж не ниже_________ ;
5) процент затрат по отношению к обороту не выше_________ ;
6) оборачиваемость капитала не ниже__________ ;
7) продажи ассортимента на территории дивизиона не ниже___________ 96 от об
щего ассортимента компании;
8) стоимость обработанного на месте условного ящика не выше___________ .
Директор дивизиона имеет право самостоятельно определять:
- расширение ассортимента в рамках ассортиментной политики компании;
- клиентскую политику (кредитные линии, объемы поставок, обновление, из
менение клиентской базы);
- кадровый состав дивизиона (в рамках утвержденного бюджета);
- ротацию кадров.
Надо пояснить пункт о развитии клиентской базы: там качественный рост клиентуры стоит на первом месте не случайно. Чем он отличается от количественного? Тем, что подразумевает развитие, углубление спроса на продукцию данной фирмы. Это развитие выражается в способности одних и тех же клиентов покупать у фирмы больше разных продуктов. Например, если конкуренты продают только бутылки с напитками, то наша фирма продает одновременно рекомендации по их употреблению, сценарий по "ведению стола" для деловой встречи, дружеской компании, семейного праздника.
Теперь посмотрим на функции руководителя низового подразделения, который там называется на английский манер супервайзером.
ФУНКЦИИ СУПЕРВАЙЗЕРОВ
Обеспечение и развитие конкурентных преимуществ в технологии личных контактов в процессе продаж:
1. Качество контакта с клиентом:
— взаимное доверие;
- способность к совместной работе;
- взаимовыгодность;
- приоритетность контакта со стороны клиента по отношению к конкурентам;
- готовность к совместным рискам.
2. Информация о клиенте:
- о закупках у конкурентов;
- платежеспособность клиентов по отношению к нам и конкурентам;
- оценка ресурса клиента по площадям, технике, персоналу;
- отношение конечного потребителя к ассортименту;
- обязательность клиента;
- открытость новшествам;
- параметры удовлетворенности, неудовлетворенности клиента;
- сопоставление его оценок нас с конкурентами.
3. Увеличение закупочного потенциала клиента вплоть до конечного
потребителя:
- переориентация клиента и конечного потребителя на наши марку и продук
цию;
- анализ потребностей клиента в нашей помощи;
- обучение персонала клиента;
- оптимизация поставок клиентам.
4. Привлечение к нам новых клиентов:
- в новых сегментах рынка;
- от конкурентов;
- обновление базы потенциальных клиентов в освоенных сегментах рынка;
- "предпродажная" подготовка потенциальных клиентов (продажа наших ус
луг до начала работы потенциального клиента).
* * *
Однажды главный механик одного завода, ознакомившись с моим подходом, спросил:
- Так что, я функции слесаря своего таким же образом могу определить?
- Почему нет?
Мы пошли к нему в кабинет, запросили должностную инструкцию слесаря-ремонтника, нашли ее, конечно, с большим трудом. На пожелтевших хрупких страницах там было написано примерно следующее:
- Слесарь-ремонтник осуществляет регулярный осмотр такого-то оборудова
ния в таком-то цехе.
- Осуществляет текущий и профилактический ремонт.
- Устраняет последствия аварий.
И так далее в том же стиле. Инструкция была датирована 1956 г. Слесарь был занят, и с главным механиком и мастером мы составили новый вариант функций слесаря-ремонтника:
1. Снижение процента отказов оборудования по механической части.
2. Увеличение межремонтных сроков эксплуатации узлов.
3. Сокращение времени простоев оборудования.
Кстати, стоит обратить внимание на преимущества векторноговыражения функций, т. е. больше-меньше чего-то. Как в случае с этим слесарем, так и
в примере начальника внешнеэкономических связей областной администрации векторная формулировка дает больше возможности для оценки продуктивности работы. Поскольку нетрудно установить - больше стало инвестиций или нет, сокращается время простоя оборудования или растет.
Приведу еще один пример такого подхода к "низовым" должностям. Это некоммерческая региональная организация, существующая на гранты российских и зарубежных фондов. Ее клиентами являются разнообразные гражданские инициативы и объединения, которые она обеспечивает литературой, консультациями, защитой от власти и в судах. Там есть единственная должность секретаря, который работает не только с председателем правления этой организации, но и со всем аппаратом (около 20 экспертов разных профилей).