Типология консультационной деятельности
"Специалисты": | "Дженералисты ": | |||||||||||||
предлагают новшества | предлагают методы | |||||||||||||
По видам консул ьта ц. | Нормативные консультации | "Ценностное" консультирование | Проблемное консультирование | |||||||||||
Организа- | Учас- | Клиен- | Консультирование проекта | Консультирование | процесса | |||||||||
По предмету работы | мичес-кие | Юридические | ционно-технические и др. | тие в управлении | ное" качество | ориен-тация и | оргструктура | оценка персонала | цели органи- | организационная куль- | организационная | лидер- | тип раз- | конфликты |
др. | и др. | зации | тура | структура | ство | вития | и др. | |||||||
- Оргдиагностика (общая и част- | Переговор- | |||||||||||||
По методу работы | - Информирование - Расчеты - Разработки - Документирование - Специальная диагностика (аудит и т. п.) Обучение | - Обучение - Групповая работа - Переговорная технология - С-п тренинг | - Оргдиагностика - Разработки - Проблемные семинары - Обучение | ная) - Взаимообучение - Сценарный метод -- Рефлексивный метод - Работа с группой - Групповая работа - Игровые методы | ные технологии Социодрама Тренинговые методы | |||||||||
- Аналитические (проблемные) се- | ||||||||||||||
минары | ||||||||||||||
По функциям консультанта | - Эксперт - Аудитор - Разработчик - Советник - Преподаватель - Инноватор | - Идеолог - Медиатор - С-п тренер - Инноватор | - Диагностик - Эксперт - Разработчик - Преподаватель - Инноватор | - Диагностик ~ ^итатор - Эксперт - ИнноватоР - Медиатор - Модератор - Игротехник-методолог |
разнообразие, что они покрывают потребности клиента. Среди этих методов есть универсальные, пригодные для самых разных задач: групповая и межгрупповая работа, игровые и фасилитационные методы, модерация и т. д. Есть методы специальные, приемлемые только для небольшого количества задач, например: сценарный метод, технология повышения клиентной ориентации и методы коман-дообразования, разработки стратегии и пр. (об этом далее будут специальные разделы). Преимущества "дженералистов" в очень широком охвате взаимосвязанных проблем организации, в комплексном их решении, в возможностях длительной работы с одной и той же организацией. Ограниченность их в недостаточной их осведомленности в специальных областях. А ведь каждая задача в каком-то смысле специальная. "Дженералисты" выходят из этих трудностей двумя путями: во-первых, для таких конкретных задач они приглашают соответствующих "специалистов", а во-вторых, когда-то они сами, работая в режиме "дженералиста", находят такие решения, которые затем в готовом виде могут предлагать другим клиентам в режиме работы "специалиста".
Был у меня клиент. Мы с ним работали года два, постепенно продвигаясь от одной работы к другой. Дошло до мотивации. Я использовал много методов групповой работы и командообразования, помогая руководителям организации найти лучший вариант мотивации их сотрудников. Дело шло туго. Ничего дальше постоянной и переменной частей зарплаты, премий, бонусов, тарифов не появлялось. И тогда глава компании спросил меня: "А вы как наш консультант не могли бы предложить какую-то форму мотивации, которая вывела бы нас из этого хождения по кругу?" Не мог же я объяснять клиенту, что я, дескать, "дженера-лист" и мне не свойственно предлагать сами решения. Вряд ли такой ответ укрепил бы мой авторитет в его глазах. Я попросил неделю-другую. Основательно изучил литературу и очень мало чего практически полезного там нашел. Посоветовался с коллегами, подумал сам и разработал свой вариант мотивационной системы, который управленческая команда с моим участием по-своему переработала, усовершенствовала настолько, что, получив затем практический опыт ее использования, я предложил другому клиенту ее в готовом виде, что и было принято. У меня стали появляться контракты именно по мотивации. И я осознал себя специалистом в кавычках и без по решению этой задачи.
Другой пример. Один мой коллега, специалист по стратегии, пожаловался как-то: "В моей работе есть такая трудность: время от времени мне приходится собирать руководителей для совместного поиска ответа на какой-то вопрос. А они тут же начинают спорить, ссориться, устраивают базар и дезорганизуют мою работу. Недисциплинированные и очень конфликтные люди". Я ему ответил: "Ведь есть специальные методы для превращения этих обсуждений в нечто конструктивное и плодотворное. Я готов их предложить". И он, действительно, пригласил толкового специалиста по групповой работе (жаль, что не меня) и подтвердил потом успешность такого сочетания знаний и методов.
Конечно, "специалисты", как видно из таблицы, дают в основном нормативные консультации - финансовые, правовые и пр.
Но консультации не есть консультирование.Консультация - это передача знаний и советов, а консультирование есть гораздо более сложный процесс взаимодействия консультанта и клиента, основанный на какой-то методике или даже технологии.
Давайте будем различать их. Нормативные консультации по методу работы и функциям консультанта перечислены в таблице, важно только отметить, что и в этом случае консультант выступает как инноватор, как любят выражаться наши западные коллеги, - агент изменений.
Есть консультанты-"специалисты", которые занимаются консультированием по внесению в организацию каких-то управленческих ценностей, например идеологии тотального качества, клиентной ориентации, некоторых форм т. н. производственной демократии и т. д. У них иные методы работы. Как Вы видите в таблице, их функции и отношения с клиентом тоже сильно отличаются от предыдущих.
Нормативные консультации и ценностное консультирование в таблице сопоставляются с т. н. проблемным консультированием. Это настолько широкая и разнообразная деятельность, что она свойственна не только "дженерали-стам", но в какой-то мере и "специалистам". К последним относятся консультирование проекта, например реструктуризации либо аттестации персонала. Консультирование проекта сопоставлено с консультированием процесса. Здесь различие между "специалистами" и "дженералистами" особенно наглядно: бывает, что проект иных изменений консультанты делают вначале или в основном без участия сотрудников клиентной организации (что очень нравится многим директорам), и только в какой-то мере эти проекты пропускаются через презентации, закрытые совещания и т. д. Консультирование процесса исключает все подобное. Процессное консультирование исходит из того, что анализ ситуации и выработку решения должны произвести сами сотрудники клиентной организации, а консультант построит им для этого эффективный процесс. Как Вы видите по таблице - процессное консультирование применимо для гораздо большего количества задач, чем проектное.
Проблемный подход
Особенность проблемного подхода сводится к двум вопросам, не имеющим очевидного ответа. Вопрос первый: какую проблему мы решаем?Этот вопрос возникает, когда консультант получает заказ от клиента. И именно от ответа на этот вопрос зависит направление консультационной работы. Под проблемой при этом понимается некоторое противоречие, требующее управленческого решения.
А какие же противоречия имеются в виду? Их три:
- между сущим и желаемым;
- между частями, элементами организации;
- между тенденциями, целями, действиями в организации.
Первое из этих противоречий настолько универсально и абсолютно, что в управленческом контексте оно часто не выглядит оперативным и решаемым. Более рабочими выглядят два других вида противоречий.
Вопрос второй: может ли клиент правильно сформулировать заказ?Да, проблемный подход ставит эту способность руководителя под сомнение, он исходит из того, что консультант должен помочь клиенту этот заказ сформулировать. Мы еще несколько раз будем возвращаться к этому очень важному и трудному вопросу, а пока сопоставим проблемный подход с другими.