Классификация консультационной деятельности

Четкой классификации видов деятельности в области управленческого консультирования пока не существует, по мнению большинства экспертов в этой сфере практической деятельности человека.

В классификации развитых стран можно встретить разделение консультационной деятельности на экспертное, процессное и обучающее. Экспертное консультирование основано на специализации в какой-либо предметной области деятельности клиента, а процессное – помогает клиенту организовать процесс диагностики, поиска решений и их реализации. Обучающие консультанты повышают квалификацию клиента и его работников.

Управленческое консультирование в указанной классификации выделяется тем, что в качестве клиента выступает, как правило, руководитель организации.

Для экспертного консультирования характерны следующие признаки:

· устные ответы на вопросы в режиме реального времени;

· консультации в форме дискуссионного обсуждения проблем и поиска путей их разрешения;

· письменные ответы на вопросы и аналитические обзоры на заданную тему;

· экспресс-анализ текущей ситуации;

· глубокий анализ ситуации с установлением и описание причинно-следственных связей наиболее значимых проблем развития организаций;

· экспертные оценки и заключения по конкретному вопросу.

Консультирование по процессу, как метод управленческого консультирования, разработан в 1940—1950 гг. в США Куртом Левиным и Карлом Роджерсом.

Отмеченный метод предполагает, что без активного участия со стороны клиента трудно получить положительные результаты реализации выработанных решений по изменению организации. Процессный консультант обеспечивает не только решение поставленной задачи, но и помогает изменить те способы, с помощью которых сотрудники клиента выполняли свою деятельность прежде. То есть, в качестве самостоятельной задачи ставится не только потребность решения актуальных проблем организации, но и приобретение навыков диагностики, анализа и решения проблем организации клиента и после ухода консультанта из организации.

В рамках процессного консультирования взаимодействие консультанта и клиента обеспечивают реализацию закона синергии в силу того, что консультанты, обладая методами анализа и синтеза решений, побуждают клиента активизировать свое собственное мышление и использовать весь имеющийся потенциал знаний и опыта в конкретной отрасли человеческой деятельности, в деятельности конкретной организации.

Другими словами, экспертный консультант предоставляет клиенту готовое решение, а процессный консультант находит вместе с клиентом его собственное решение.

Направления и параметры процессного консультированиямогут быть представлены следующим перечнем:

· организация процесса поиска альтернативных решений специалистами организации без активного участия в обсуждении со стороны консультанта;

· организация и проведение интерактивных игр по проблематике клиента, а также формирование процессов осуществления иных форм групповой работы;

· участие в процессе принятия решений на правах одного из экспертов клиента, но при активном влиянии на процесс обсуждения и выработки решения;

· обеспечение процесса реализации выработанных рекомендаций;

· непосредственное участие во внедрении и корректировке самого процесса изменений в организации.

Важность двух последних аспектов заключается в том, что консультант и клиент берут на себя совместную ответственность за результаты процесса организационных изменений.

При этом для консультанта важно на период всего процесса консультирования оставаться независимым (внешним экспертом), что обеспечивает объективность суждений, необходимых организации клиента для выработки и осуществления изменений.

Что же касается обучающего консультирования, то при его реализации консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекционных и семинарских занятий, имитационных игр, разбора конкретных ситуаций (метод “кейсов”) и т.д. Роль клиента в этом процессе заключается в формировании запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, учебных групп.

Обучающее консультирование основано на следующей специфике:

· клиент выбирает форму обучения (семинар, имитационная игра, тренинг) и содержание учебной программы из числа отработанных и стандартных программ;

· под проблематику, определенную самим предприятием консультанты специально адаптируют имеющиеся в их арсенале программу обучения;

· по заданию клиента консультант формирует состав обучаемой группы (методом контент-анализа личных дел, интервью, тестирования) и ведет обучение по согласованной программе;

· осуществление подготовки работников клиента к проведению групповой работы (для формирования равновесных подгрупп, определения потенциала участников и т.п.);

· выработка умений у работников клиента в части методов и инструментов решения проблем организации;

· обеспечение эффекта глубокого погружения участников групповой работы в проблематику (для того, чтобы в сжатые сроки учебная группа освоила минимально-необходимый объем информации).

Наши рекомендации