Носители целей в организации
Но эта концепция нуждается в очень серьезном уточнении. Ведь организация, строго говоря, сама по себе не есть субъект. Это комплекс отношений, где действуют разные индивидуальные и коллективные субъекты, и у каждого из них есть свои цели, причем полностью они совпасть не могут. Более того, между ними постоянно возникают противоречия. Организация есть объединение противоречий между целями, интересами, действиями ее участников. Мы ничего не сможем понять в реальном поведении организации, если не оценим соотношение разных носителей организационных целей.
Конечно, особое значение имеет отношение к целям тех, кто вольно или невольно выступает носителем (реализатором, определителем - трудно подобрать одно слово) общих целей. Разумеется, речь идет о руководителях. Среди них выделим глав компаний, точнее говоря, их собственников.
Есть разница между владельцем компании, реально занятым управлением ею, и тем владельцем, который имеет контрольный капитал, но не вовлечен в практическое управление организацией. Второму труднее преодолевать барьер, который обозначим так: отождествление своих целей с целями созданной им организации.
Он очень неохотно признает тот факт, что организация, будучи создана для одних целей (прибыль, статус учредителя, наследство и т. п.), с неизбежностью порождает собственные цели, которые не имел в виду иной учредитель при ее создании. Какие-то из этих целей могут и затруднять получение той же прибыли. Например, необходимость обеспечивать привлекательность рабочих мест (оплата труда, комфорт, офис ближе к транспорту и пр.).
Как это бывает: купили Вы щенка. Много радости и всякого удовольствия. Но потом оказывается, что Вам нужно дважды в день, в любую погоду и независимо от настроения выходить с ним на улицу. Периодически его нужно возить к ветеринару на прививки, а то и лечение. В квартире приходится убирать его шерсть и т. д. и т. п. Вы покупали его для одной цели, но, будучи купленным, он начинает навязывать Вам собственные цели. А разве не так с автомобилем?
Как же менять представление владельцев бизнеса о внешних целях организаций? Как помочь им отличать их от собственных целей?
Во-первых, к этому их подводит сама практика. Зависимость от клиентуры становится все более наглядной благодаря конкуренции, ибо она обостряется именно за покупателей.
Во-вторых, на этом фоне предприниматели становятся все более восприимчивы к предложениям консультантов по развитию клиентной ориентации не только франт-персонала организации (франт-персоналом принято называть работников, непосредственно и напрямую взаимодействующих с клиентами: продавец, операционисты, агенты по продажам и т. п.), к чему склонны свести эту работу многие руководители, но и бэк-персонала, фирмы как целого. А эта работа существенно меняет и внутренние цели организации (функции подразделений, мотивацию и т. п.), но - главное - ставит работу с клиентурой в стратегическое русло.
Какие же носители целей существуют в организациях? Наиболее целесообразно выделять 4 из них:
- владельцы бизнеса,
- сам бизнес,
- руководители,
- персонал.
Вы можете спросить: почему бизнес рассматривается наряду с субъектами? Потому что бизнес здесь понимается как ориентация на клиента. Он есть те цели, потребности клиентуры, которые привносятся в организацию извне и становятся центральным стержнем ее деятельности. Впрочем, дальше будет видно.
Между этими 4 носителями целей существуют противоречия. Но противоречия существуют и внутри каждой из этих целевых групп.
Рассмотрим это подробнее.
Характерные примеры рассогласований между разными целями в бизнес-организациях
Цели собственников - цели собственников:
разные стратегии;
разногласия по поводу ориентации на статус или на прибыль; различие в приоритетах: текущая или стратегическая доходность; разногласия при распределении прибыли на разные цели; разные группы собственников. Цели собственников - цели бизнеса:
разногласия в распределении прибыли на новое оборудование или на дивиденды акционерам;
различие в приоритетах: капитализация или развитие бизнеса; надрывают бизнес, экономя на нем;
собственники не знают бизнеса, предъявляют нереалистичные требования к бизнесу;
собственник заинтересован в каком-то клиенте, который для бизнеса убыточен;
собственник закрывает бизнес. Цели собственников - цели руководителей:
затраты на управленческие технологии не понятны собственникам; разные пути развития бизнеса; центр прибыли - мой, центр затрат - твой; собственники засылают своих людей в руководство. Цели собственников - цели персонала:тратить прибыль на дивиденды или на зарплату; собственники хотят отличных работников с малой зарплатой; условия труда и экономия;
персонал - стабильность, собственник - изменения, реорганизация. Цели бизнеса - цели бизнеса:
продажи с отсрочкой платежа некоторым клиентам и прибыльность; конфликт между направлениями бизнеса (за ресурсы, клиентов); оптовая торговля конкурирует с собственной розницей; либо рост, либо развитие клиентской базы; распределение инвестиций на разные бизнесы. Цели бизнеса - цели руководителей:
бизнесу нужна динамика, а руководитель ориентирован на стабильность; бизнес нуждается в реорганизации, но для руководителей это дополнительное напряжение;
закрытие некоторых производств ради рентабельности бизнеса в целом; руководители отвлекают ресурсы от бизнеса на собственные нужды (увеличение управленческого персонала, представительские расходы, новую оргтехнику);
ориентация на карьеру и возможности бизнеса. Цели бизнеса - цели персонала:
бизнес требует квалификации, технологической дисциплины, некоторые работники сопротивляются; бессубъектность персонала как тормоз развития бизнеса;
- несовместимость личности и функции;
- бизнес требует средств на развитие, а персонал - на социальные программы;
- рентабельность бизнеса предусматривает увольнения.
Цели руководителей - цели руководителей:
- борьба руководителей разных служб за ресурсы, статусы, полномочия;
- внутрифирменная конкуренция за клиентов.
Цели руководителей - цели персонала:
- руководители стремятся обеспечить собственникам доходность, подчинен
ные требуют роста зарплаты;
- спонтанное управление и требование порядка;
- руководители требуют полной отдачи, персонал работает по минимуму.
Цели персонала - цели персонала:
- частные группы интересов за счет других;
- противоречия интересов между:
- зарабатывающими и обеспечивающими подразделениями;
- закупающими и торгующими;
- инноваторами и консерваторами.
Какое консультационное значение имеет такой подход? Я свожу его в таблицу (табл. 3) и предлагаю руководителю ответить на вопрос: как соотносятся все эти цели в вашей организации? Где основные противоречия? Между какими целями назревают конфликты?Каким образом проводить согласование этихцелей? Для этого я собираю управленческую команду или более широкий состав участников. Каждому в отдельности или всем вместе предлагаю заполнить клетки этой таблицы.