Состояние просодических компонентов речи
1. Тип речи________________________________________________________________________
Ритм речи__________________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания____________________________
2. Характеристика голоса:
Сила голоса_________________________________________________________________________
Высота_____________________________________________________________________________
Тембр______________________________________________________________________________
Особенности модуляций______________________________________________________________
3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации)_________________________
4. Внятность речи________________________________________________________________
Симптоматика заикания А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)
1. Шепотная речь___________________________________________________________________
2. Сопряженная речь__________________________________________________________________
3. Отраженная речь__________________________________________________________________
4. Вопросно-ответная речь____________________________________________________________
5. Пересказ прослушанного текста_____________________________________________________
(с опорой и без опоры на сюжетную картинку)_____________________________________________
6. Рассказ по серии картинок, по картинке______________________________________
7. Самостоятельный рассказ___________________________________________________________
8. Для дошкольников: отражение заикания на письме
(репродуктивное и самостоятельное письмо)______________________________________________
Проявление заикания при чтении_______________________________________________________
(В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)_____________________________________________________________________
II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)____________________________________
Локализация судорог:
- дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)______________________________
- голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)____________________________________
- артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_________________________________________
- смешанные________________________________________________________________________
III. Наличие непроизвольных движений тела, лица__________________________________________
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)__________________________________________________________
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
Моторных__________________________________________________________________________
Речевых:___________________________________________________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________________
б) произнесение слов и словосочетаний__________________________________________________
Изменение стиля речи_________________________________________________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)______________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка 1. Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений
2. Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления
3. Динамика психической деятельности и поведения ребенка:_____________________________
- активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_
- устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________________
- степень эмоциональной возбудимости_______________________
4. Другие особенности:___________________________________
5. Другие нарушения речи_________________________________
Логопедическое заключение
Форма и локализация судорог______________________________
Степень тяжести заикания__________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания_
Степень фиксированности на заикании________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка__________
Другие нарушения устной и письменной речи Дата окончания обследования
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ
Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исход - ное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Воздушный шар
Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Жук жужжит
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Гуси
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.