Состояние просодических компонентов речи

1. Тип речи________________________________________________________________________

Ритм речи__________________________________________________________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания____________________________

2. Характеристика голоса:

Сила голоса_________________________________________________________________________

Высота_____________________________________________________________________________

Тембр______________________________________________________________________________

Особенности модуляций______________________________________________________________

3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации)_________________________

4. Внятность речи________________________________________________________________

Симптоматика заикания А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

1. Шепотная речь___________________________________________________________________

2. Сопряженная речь__________________________________________________________________

3. Отраженная речь__________________________________________________________________

4. Вопросно-ответная речь____________________________________________________________

5. Пересказ прослушанного текста_____________________________________________________

(с опорой и без опоры на сюжетную картинку)_____________________________________________

6. Рассказ по серии картинок, по картинке______________________________________

7. Самостоятельный рассказ___________________________________________________________

8. Для дошкольников: отражение заикания на письме

(репродуктивное и самостоятельное письмо)______________________________________________

Проявление заикания при чтении_______________________________________________________

(В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)_____________________________________________________________________

II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)____________________________________

Локализация судорог:

- дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)______________________________

- голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)____________________________________

- артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_________________________________________

- смешанные________________________________________________________________________

III. Наличие непроизвольных движений тела, лица__________________________________________

Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)__________________________________________________________

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

Моторных__________________________________________________________________________

Речевых:___________________________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний__________________________________________________

Изменение стиля речи_________________________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)______________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка 1. Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений

2. Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления

3. Динамика психической деятельности и поведения ребенка:_____________________________

- активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_

- устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________________

- степень эмоциональной возбудимости_______________________

4. Другие особенности:___________________________________

5. Другие нарушения речи_________________________________

Логопедическое заключение

Форма и локализация судорог______________________________

Степень тяжести заикания__________________________________

Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания_

Степень фиксированности на заикании________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка__________

Другие нарушения устной и письменной речи Дата окончания обследования

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка ле­жит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребен­ка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, что­бы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и на­оборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исход - ное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» пе­ред грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медлен­ный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрям­лении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. За­нимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. За­нимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить ту­ловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

Наши рекомендации