Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия)
Составитель Л. В. Лопатина
I. Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
Поступил (а) из_____________________________________________________________________
Заключение МПК___________________________________________________________________
II. Анамнез
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка
2. Протекание беременности:_________________________________________________________
от какой по счету беременности ребенок_________________________________________________
характер беременности______________________________________________________________
3. Протекание родов:_______________________________________________________________
роды в срок, досрочные_______________________________________________________________
характер родов_____________________________________________________________________
4. Раннее постнатальное развитие ребенка:
вскармливание (когда принесли кормить)________________________________________________
характер грудного вскармливания______________________________________________________
характер «жизненного ритма» ребенка__________________________________________________
раннее психомоторное развитие________________________________________________________
5. Перенесенные заболевания:
до года___________________________________________________________________________
после года_________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы_______________________________________________________________
судороги при высокой температуре_____________________________________________________
наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной расщелины, удаление аденоидов и др.)
6. Речевое развитие ребенка (время появления и характер гуления, первых слов, речевая среда)______
III. Логопедическое обследование
1. Психологические особенности ребенка:
контактность_______________________________________________________________________
особенности поведения______________________________________________________________
2. Состояние слуховой функции:
слуховое внимание__________________________________________________________________
восприятие речи____________________________________________________________________
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса
4. Состояние моторной сферы - Общая моторика:
естественные движения_______________________________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)_______________________________________
В ывод:___________________________________________________________________________
- Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы) кинетическая основа движений пальцев Вывод:
- Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти___________________
движения губ_____________________________
движения языка___________________________
движения мягкого нёба_____________________
работа мышц лицевой мускулатуры Вывод:_____
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_____________
6. Состояние звукопроизношения______________________________________________________
7. Состояние дыхательной и голосовой функции:
тип физиологического дыхания_________________________________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха______________________________________
характеристики голоса________________________________________________________________
направление голосовыдыхательной струи при речи_________________________________________
8. Состояние просодических компонентов речи:
темп_______________________________________________________________________________
ритм_______________________________________________________________________________
паузация___________________________________________________________________________
интонация__________________________________________________________________________
9. Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова_______________________________________________
выделение звука из слова______________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове_____________________________________________
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический
синтез_____________________________________________________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове_________________________________
составление слова из последовательных звуков_____________________________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, несмешиваемых в произношении_____________________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении_______________________________
слухо-произносительная дифференциация звуков___________________________________________
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук_________________________________
подбор слов с заданным звуком________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________
10. Состояние лексики
Вывод:
11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
словообразование___________________________________________________________________
связная речь
Вывод:_____________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая и функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
Схема обследования ребенка с заиканием
Составители Е.А. Логинова, С.Б. Яковлев
Анкетные данные
Фамилия, имя_____________________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________________
Национальность___________________________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)______________________________________________________
Поступил(а) из____________________________________________________________________
Дата и № протокола_________________________________________________________________
Логопедическое заключение МПК_____________________________________________________
Сведения о семье
Мать____________________________________________
Отец____________________________________________
Наследственные заболевания_________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей
Материально-бытовые условия в семье
Общий анамнез
Какая по счету беременность_________________________________________________________
Особенности протекания беременности_________________________________________________
Особенности течения родов__________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении______________________________________________________
После выписки из родильного дома:
особенности сна_____________________________________________________________
особенности бодрствования____________________________________________________
Особенности грудного вскармливания_________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
до одного года____________________________________________________________
после одного года__________________________________________________________
Психомоторное развитие
Стал держать голову с______________________________________________________________
сидеть_______________________________________________________________________
стоять_______________________________________________________________________
ходить_______________________________________________________________________
С какого времени стал раздеваться_____________________________________________________
одеваться_______________________________________________________________________
шнуровать ботинки______________________________________________________________
застегивать пуговицы_____________________________________________________________
Особенности моторики: излишне подвижен_____________________________________________
излишне заторможен___________________________________________
Развитие речи
Время появления гуления____________________________________________________________
лепета____________________________________________________________
первых слов_______________________________________________________
фразы_____________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.д.)
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_____________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи______________
Бывают ли периоды плавной речи________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено______________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье_________________________________________
в общении со сверстниками_________________________
в детском саду (или при ответе в классе)_______________
в незнакомой обстановке____________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала
влияет ли заикание на успеваемость в
школе_____________________________________________
Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________________
Есть ли страх речи___________________________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка____________________________________________
Занятия с логопедом: где, когда________________________________________________________
по какой методике____________________________________________________________________
Как долго занимался_________________________________________________________________
Результат___________________________________________________________________________
Причина рецидива___________________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)
Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:
- Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?
- Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми?
- Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?
- Как влияет волнение на речь?
- Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?
- Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?
- Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами?_____________