Функции | № проб | Описание проб | Выполнение проб |
1. Кинестетический праксис 1а Выполнение по зрительному образцу | Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки. | |
| Соединить 1-й и 2-й пальцы в кольцо. | |
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты. | |
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты. | |
4 - 6 | То же левой рукой. | |
1б Выполнение по тактильному образцу | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. | |
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты. | |
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты. | |
9 - 10 | То же левой рукой. | |
1в Перенос поз | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен воспроизвести позу другой рукой. | |
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 3-й пальцы вытянуты. | |
| Пальцы сжаты в кулак, 2-й и 5-й пальцы вытянуты. | |
13 - 14 | То же левой рукой. | |
2. Пространственный праксис | Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке, ребенок должен воспроизвести его той же рукой. | |
| «Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх. | |
| Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз. | |
| Большой палец под подбородком, ладонь сагиттально, пальцами вперед. | |
| | Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе. | |
| | Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя. | |
| | Левая рука касается правого уха. | |
| | Правая рука касается левого глаза. | |
3. Динамический | Ребенку предлагается последовательно | |
праксис | придавать своей руке положения кулака, | |
3а Смена положений | распрямленной кисти, расположенной | |
кисти | «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя. | |
| | Задание выполняется правой рукой. | |
| | Задание выполняется левой рукой. | |
3б Выполнение | | Ребенку предлагается рисовать | |
графических проб | | заданный узор в течение 20 сек. ММ | |
| | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. | |
| | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек. | |
3в Реципрокная | | Ребенку предлагают положить перед | |
координация | | собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую. | |
4.Слухомоторные | Исследователь стучит по столу, ребенку | |
координации | предлагают определить, сколько раз он | |
4а Оценка ритмов | стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке». | |
| | Одиночные «пачки» (II, III). | |
| | Серии «пачек» (II, II, II, III, III III). | |
4б Воспроизведение | Исследователь выстукивает ритм, ребенку | |
ритмов по слуховому | предлагается повторить его. | |
образцу | Простые ритмы: | |
| | II II II. | |
| | III III III. | |
| | II II II. | |
| Акцентированные ритмы: | |
| | II III II III II III. | |
| | III II III II III II. | |
4в Воспроизведение | Ребенку предлагается выполнять ритмы по | |
ритмов по инструкции | речевой инструкции. | |
| | Стучать «по 2 раза». | |
| | Стучать «по 2 раза сильно и 3 раза слабо». | |
5. Стереогноз | Глаза ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка.) | |
| | Ощупывание предметов правой рукой. | |
| Ощупывание предметов левой рукой. | |
6. Зрительный гнозис | Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе). | |
| Реалистические изображения. | |
| | Схематические изображения. | |
| Наложенные изображения. | |
| Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. | |
7. Речь 7а сенсорная функция речи | | Ребенка просят показать называемый объект (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса). | |
7б Моторная функция речи | | Ребенка просят повторить звуки: у, б, л, н, д, т. | |
| Ребенка просят повторить слоги:ба- па, да-та, би-ба-бо. | |
| Ребенка просят повторить слова: дочка, точка, кадр, кораблекрушение. | |
| | Ребенка просят повторить фразу: «В саду за высоким забором росли яблони». | |
7в Номинативная функция речи | Оценивается по результатам выполнения проб № 39 - 42. | |
8.Слухо-речевая память 8а Запоминание 2 групп по 3 слова | | Ребенку предлагается повторить слова: холод, цветок, книга. После этого предъявляется вторая группа слов: слон, вода, пол. Затем спрашивают: «Какая была первая группа слов?», а после этого: «Какие слова были во второй группе?». При возможности воспроизведения процедура повторяется, но не более 5 раз. | |
8б Запоминание 5 слов | | Ребенку предлагается повторить слова: дом, кот, лес, ночь, звон, которые он должен воспроизвести в заданном порядке(последнее обстоятельство подчеркивается). При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз. | |
8в Воспроизведение слов после интерференции | | Ребенка просят припомнить 2 группы слов, а затем - опять пять слов, которые он только что воспроизвел. | |
8г Повторение рассказа | | Ребенку предъявляется короткий рассказ, а затем просят передать его содержание (например, рассказ Л.Н. Толстого «Курица и золотые яйца»). | |
9. Рисунок 9а Самостоятельный | | Ребенку предлагается нарисовать домик, человечка. | |
9б Срисовывание с образца | | Ребенку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой. | |
| Задание выполняется левой рукой. | |
10. Зрительная память 10а Запоминание вербальных стимулов | | Ребенка просят скопировать 5 букв: Е Г Р К У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения снова показывают образец, но не более 5 раз. | |
10б Запоминание невербальных стимулов | | Ребенку предлагается срисовать 5 фигур, после чего он должен воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывают повторно, но не более 5 раз. | |
10в Воспроизведение после интерференции | | Ребенка просят письменно воспроизвести все буквы, а потом - все фигуры, которые ему предъявлялись для запоминания. | |
11. Чтение | | Ребенку предлагается назвать буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы. | |
12. Письмо | | Ребенка просят написать под диктовку правой рукой слова: дом, окно, халат. | |
| Списать правой рукой фразу: «Я хочу домой». | |
| Ребенка просят написать под диктовку левой рукой слова: кровать, луч. | |
| Списать левой рукой слова: ток, нос. | |
| Написать в максимально быстром темпе цифры от 1 до 10 правой рукой. | |
| То же - левой рукой. | |
13. Счет | | Ребенку предлагается сказать, сколько будет: 3+4; 7+5; 8-3; 11-4; 18:6; 5*3. | |
14. Решение задач | | Ребенка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши - 6. Сколько яблок у обоих?». | |
| | Ребенка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони - на 3 больше. Сколько игрушек у обеих?». | |