Глава iii. организации учебного процесса по курсу «логопедические технологии»

3.1. Программа дисциплины «Логопедические технологии» Пояснительная записка

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыс­лей общение со взрослыми и сверстниками - все это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию и саморазвитию.

Важность данного курса заключается в том, что в последние годы наблю­дается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с наруше­ниями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологи­ческими состояниями, что говорит о необходимости дать будущему специа­листу научно обоснованную систему методов преодоления этих нарушений в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Содержание программы включает логопедические технологии обследо­вания и коррекции речи. Предполагается, что студенты владеют необходи­мым объёмом теоретических знаний по логопедии, поэтому основное вни­мание в программе уделено практическим вопросам.

В своей разработке курс опирается на Государственный образователь­ный стандарт высшего профессионального образования.

Цели и задачи дисциплины

Цель: вооружить студентов знаниями о сущности понятия «логопеди­ческие технологии», сформировать умения и навыки использования тех­нологий обследования моторных функций и речи, формирования произ­носительной стороны речи при различных речевых нарушениях.

Задачи:

1) сформировать у студентов общие представления о сущности поня­тия «логопедические технологии»;

2) обеспечить усвоение студентами знаний о различных логопедичес­ких технологиях;

3) обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и на­выков осуществления профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть

знаниями:

- о сущности понятия «логопедические технологии»;

- о различных логопедических технологиях. Студенты должны овладеть умениями и навыками:

- осуществления учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности;

- осуществления психолого-педагогической диагностики;

- постановки и решения педагогических задач;

- накопления профессионального педагогического опыта.

Вид учебной рабо°Рьем датшишШ! и вВДЫ учеОшй ВЙДО Щов Семестры
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (семинары)
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа
Контрольные работы ---
Вид итогового контроля: зачёт


Разделы дисциплины и виды занятий

Название темы Количество часов
Лекц. Лаб. - практ. Сам.раб.
Раздел I. Теоретические основы логопедических технологий - -
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи - -
1.2. Звукопроизносительные характеристики устной речи - -
1.3. Акустические характеристики устной речи - -
1.4. Речевой онтогенез - -
Раздел II. Технология логопедического обследования - -  
2.1. Ориентировочный и дифференцировочный этапы логопедического обследования
2.2. Основной этап логопедического обследования
2.3. Особенности логопедического обследования детей раннего возраста - -
Раздел III. Технологии коррекции произносительной стороны речи - - -
3.1. Технология коррекции звукопроизношения
3.2. Технология формирования речевого дыхания
3.3. Технология коррекции голоса -
3.4. Технология развития интонационной стороны речи
3.5. Технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи
3.6. Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию
  Всего часов:

Содержание тем дисциплины Раздел I. Теоретические основы логопедических технологий 1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи

Речь как продукт психической деятельности человека и результат слож­ного взаимодействия разных мозговых структур. Центральный и перифе­рический отделы речевого аппарата. Участие дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов в речеобразовании.

Звукопроизносительные характеристики устной речи

Звуки речи как условные рефлексы. Образование звуков речи. Класси­фикация звуков речи. Изменяемость звуков в речи.

Наши рекомендации