Значение имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции
Для введения навыков речевой саморегуляции в речевую коммуникацию широко используется имаготерапия. Название метода «имаготера- пия» происходит от слова «образ». В основу имаготерапии легли теоретические положения об образе, включающем в себя динамический облик человека, формирующемся под влиянием социальных факторов и всей системы жизненных отношений человека.
Цели и задачи имаготерапии (за основу взяты представления Вольперт И.Е., Говорова Н.С., 1973):
1. Воспитание способности адекватно реагировать на возникающие неблагоприятные ситуации, а также способности входить в роль, соответствующую ходу событий, - принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от образа своего «я», зачастую деформированного.
2. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей. Вступая во взаимоотношения с другими людьми на сцене, клиент имеет возможность пробовать новые формы коммуникации, что само по себе является полезным и важным для расширения способов бытия в мире.
3. Развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного ему «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности.
4. Тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание у себя волевых качеств, способности к саморегуляции.
5. Создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего их жизнь новым содержанием.
Для использования имаготерапии существуют различные технические приемы, которые могут использоваться как последовательно, так и как самостоятельно:
- пересказ того или иного прозаического литературного произведения,
- фиксированный диалог, который отражает и развивает изложенную ситуацию,
- импровизированный диалог,
- импровизация заданной ситуации,
- пересказ и драматизация народной сказки,
- театрализация рассказа,
- воспроизведение фрагментов классической и современной драматургии,
- выступление в спектакле.
Произведения в имаготерапии должны подбираться в зависимости от терапевтических целей и индивидуальности. Для детей одним из видов има- готерапии является сказкотерапия.
Правила для плавной речи
Некоторые авторы считают целесообразным сообщать заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их собственной речи. Впервые 12 правил были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г. Они представляют интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике логопедов.
1) Говори медленно и спокойно.
2) Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
3) Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
4) Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.
5) При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.
6) Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
7) Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
8) Направляй выдох не на согласный, а на гласный звук.
9) Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона, несколько растягивая гласные.
10) Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
11) Растягивай долго гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение - одно многосложное слово.
12) Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
Раздел 8. Компьютерные технологии в коррекции речи 2.8.1. Исторический аспект компьютерных программ по коррекции речи
Не так давно считалось, что применение технических средств в успехе логопедической работы не может иметь решающего значения, поскольку основной продукт этой работы базируется на субъективных ощущениях пациента, многообразие которых нельзя измерить объективными средствами. Постановка звукопроизношения, отработка механизмов голосообра- зования, пропедевтические упражнения и артикуляционная гимнастика опирались в основном на вызывание тактильные ощущения в речеобра- зующих органах. Оптический контроль состояния органов речи классически осуществлялся в виде упражнений перед логопедическим зеркалом, которое, наверное, в наше время уже нельзя называть техническим средством. Однако в последнее время современное стремительное развитие техники позволяет логопеду работать не на уровне субъективных ощущений пациента, а на основе более объективных компьютерных способов оценки продуцируемой речи и коррекционных упражнений. Опосредованный визуальный контроль основных механизмов речеобразования существенно облегчает многие задачи логопедической практики. Средств современного персонального компьютера вполне достаточно на одновременное решение задач и обработки звуков речи и занимательного диалога с ребенком в виде забавной анимации на экране.
Специалистов давно волновал вопрос, что же поддается визуализации в таком сложном с физической точки зрения явлении как человеческая речь (внешняя, громкая). Понятность, внятность, разборчивость, темп, интонация, скорость - эти характеристики речи имеют непосредственное воплощение в физических явлениях и поддаются объективному измерению. Если рассматривать персональный компьютер как универсальный измерительный прибор, а у него есть для этого все средства, то можно говорить о самом удачном техническом решении для задач визуализации речи. Понятность, внятность, разборчивость речи базируются на способности человека продуцировать и объединять фонематические цепочки звуков, принятые и общеупотребительные в определенной языковой среде. Фонема, или звук речи в единственном изолированном варианте имеет как минимум три объективные характеристики, прямо связанные с физикой звука:
1) амплитуда, или громкость, с которой произносится звук;
2) спектр частот, или тембр, который присутствует в звуке;
3) длительность, т.е. время, за которое этот звук произнесен.
Все эти составляющие всегда были предметом логопедической практики при различных речевых нарушениях, как и остальные вышеназванные характеристики, присутствующие в речи - темп, интонация, скорость. Последние отражают такие более глобальные промежутки речи, как высказывание или фраза. При этом они также могут быть объективно измерены на предмет скорости проговаривания отдельных слов в минуту или повышения/понижения интонационного ряда. Все эти характеристики речи можно с успехом использовать для создания визуальной опоры различным развивающим упражнениям и непосредственно живой речи.
Проблемой изучения эволюции и внедрения технических средств коррекции речи занимались сурдопедагоги Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и педагоги-логопеды Ю.Б. Зеленская, Т.П. Смирнова, Ю.О. Филатова. Закономерно, что именно сурдопедагогами в тесном взаимодействии с инженерами с начала 50-х гг. начали разрабатываться приборы и устройства, направленные на восполнение дефицита информации о звучащей речи за счёт других, более сохранных видов восприятия.
Итак, попытки визуализировать звуки речи были предприняты ещё в середине XX века. Ю.Б. Зеленская, подробно изучавшая этот вопрос, отмечает, что ещё в 40-х гг. группа исследователей, работающих в телефонных лабораториях компании А. Белла, начала разработку системы, способной преобразовывать звучащую речь в оптические сигналы. С этого момента началось создание технических, вспомогательных по своему характеру, средств нового поколения, получивших название «Видимая речь» (например, прибор «VisibleSpeech», предложенный в 1947 г. П. Поттер, Дж. Копп и Г. Грин, его разновидность - датский аппарат SR-1, а также многие другие).
В нашей стране в ходе экспериментальных исследований в области фонетики в 1965 г. начали использоваться установки с системой датчиков, укрепляемых на различных частях речевого аппарата. Но так как обратная связь в этих установках могла быть только отсрочена, использование их при обучении детей исключалось.
Необходимо отметить тот факт, что в 60 - 70 годы в Европе подобные приборы разрабатывались многими фирмами и научными учреждениями, в СССР же эти задачи решались только в НИИ дефектологии АПН СССР, в лаборатории, руководимой В. Д. Лаптевым. В то время были произведены различные приборы визуального контроля речи для слабослышащих. Прибор «И-2» (В. Д. Лаптев) давал возможность показать ребёнку некоторые дефекты голоса: очень тихий, крикливый; нарушения тембра - «рваный», «сдавленный» голос. Однако такие характерные для детей с нарушениями слуха и рядом речевых нарушений дефекты голоса, как гнусавость и фальцет, на экране аппарата не отображались.
Шагом вперёд в этом направлении стали отечественные разработки из серии «Видимая речь» («ВИР»), первая из которых была выполнена В. Д. Лаптевым, Л.Н. Постниковым В. А. Цукерманом в 1965 г Этот прибор ещё тоже не мог полностью передать акустическую структуру речи, но уже позволял показать целый ряд её компонентов в форме непрерывно развёртывающейся видеограммы. Но чёткость отображения на ней акустических признаков фонем была явно недостаточной для их восприятия детьми. На экране также слабо выражались или не совсем выражались характерные дефекты голоса.
Совершенствование в отображении интонационной стороны речи наблюдалось в разработке НИИ дефектологии АПН СССР новой модели - «ВИР- 6» (Интонограф) под руководством В. Д. Лаптева. Вместе с видеограммой на экране присутствовало изображение изменения высоты основного тона голоса. Но звучание на экране могло быть представлено лишь кратковременно, что ограничивало применение этого аппарата при обучении.
В 80 - 90 годы в Европе продолжали совершенствоваться приборы по визуализации звучащей речи с целью её коррекции. Шаг вперёд на пути поиска новых образов визуализации был сделан немецкими учёными. Им удалось создать более информативные для ребёнка младшего школьного возраста графические образцы. В 1991 г. была разработана система SFT: SPRASH- FARBBILD- TRANSFORMATION, которая использовалась в школах для глухих и слабослышащих детей. Показательно, что впервые на государственном уровне была признана необходимость широкого внедрения средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, основанных на использования микропроцессоров и информационных технологий. Но вместе с тем сами авторы признавали, что разработанный ими способ визуализации звучащей речи не является достаточно информативным для детей дошкольного возраста. Кроме того, в этой и описываемых ранее системах не визуализировалась работа артикуляционного аппарата.
Несовершенство и приблизительность технологий того времени по- настоящему было преодолено только с появлением компьютеров и цифровой техники.
Технологическое первенство с базой персонального компьютера, обеспечившее подлинный прорыв в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей, можно смело отдать специалистам корпорации IBM(США), которая в 1987 - 89 годах представила настольную систему «Видимая речь» - SpeechViewer, серии I, II, III.
Авторы «Видимой речи» нашли новое решение проблемы визуализации основных компонентов акустической структуры речи, создав информативные, легко «прочитываемые» даже маленькими детьми графические образы и введя элементы мультипликации. Также впервые удалось добиться стабильной обратной связи в режиме реального времени с возможностью последующего многократного прослушивания речевого образца. Авторы визуализировали наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи: речевое дыхание, голосообразование, голосоведение, фонетическое оформление речи, слоговую структуру слова, просодию. Появилась возможность работать не только на уровне звука или слога, но и на уровне фразы, небольшого рассказа. В системе «Видимая речь» не предусмотрена визуализация деятельности артикуляционного аппарата, на экране представлен и оценён результат этой деятельности. По окончании звучания изображение сохраняется столько, сколько это необходимо, а также оно сохраняется и в долговременной памяти компьютера.
«Видимая речь» - это та система, которая войдёт в историю сурдопедагогики и логопедии как впервые удовлетворившая все основные педагогические требования к вспомогательному средству формирования и коррекции речи у детей с нарушенным слухом и детей с различными речевыми нарушениями. Требования:
1) Визуализация основных компонентов акустической структуры речи.
2) Наличие отчётливого изображения основных компонентов акустической структуры речи на экране прибора в виде информативных для ребёнка образов.
3) Сохранение визуального отображения на экране по окончании звучания в течение любого, необходимого педагогу времени.
4) Надёжная обратная связь (интерактивное взаимодействие в режиме реального времени).
5) Сохранение в долговременной памяти любых образцов звучания любых элементов речи и обеспечение возможности выводить их при необходимости на экран для проведения анализа.
Кроме этих достоинств, авторами «Видимой речи» предусмотрен сервисный блок, направленный на сбор, сохранение и переработку информации не только о состоянии исходных произносительных навыков ребёнка, но и их динамике в процессе обучения. Уникальной составляющей «Видимой речи» является также возможность дополнительных, т.е. индивидуальных, настроек, что особенно важно в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в состоянии здоровья.
Несмотря на высокую цену и благодаря централизованным закупкам в 1991 - 1993 году на территории СНГ было приблизительно около 100 ком - плектов «Видимой речи», которое успешно работает и в настоящее время. Эта разработка была настолько привлекательна и так вписывалась в начало «компьютерной революции», что породила целый ряд попыток повторить успех IBMне только за рубежом, но и внутри СНГ. Наиболее известные из отечественных: «Речевой калейдоскоп» - НПО «КАСКОД» - С- Петербург; «Филиппок» - КУДИЦ - Москва; «КОСПР» - Минск. Практически все они использовали нестандартные внешние устройства обработки речи, заменяющее современные звуковые карты, поскольку стандартные звуковые карты были достаточно дороги.
Мы не будем вдаваться в технические подробности конструктивных особенностей, однако отметим, что все они в той или иной степени были аналогами разработок IBM. И в настоящее время из отечественных разработок предлагаются к поставке тренажеры «Дэльфа» - Москва, «Учимся говорить» - С-Петербург, «Визуальный тренажер произношения» - Минск. И хотя их и не назовешь самыми современными средствами, поскольку в быстро меняющемся компьютерном мире даже год - это очень много, тем не менее, они остаются самыми доступными средствами для отечественной системы специального обучения.
Компьютерные программы для развития речи под общим названием «Дэльфа» появились в 1992 году на фирме «МКД» (разработчики К.М. Левин, В. А. Минькович, А.Ф. Попов, А.К. Левин, Е.М. Гыбин, Л. Гыбина и др.) и были ориентированы в основном на обучение глухих и слабослышащих детей. Важная роль в проектировании и тестировании программ первых тренажеров принадлежала выпускникам Московского педагогического института им. Ленина (ныне МИГУ) М.Л. Любимову и М.М. Любимовой. Первый сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» работал с ПЭВМ «Агат» - отечественным универсальным 8-разрядным персональным компьютером, разработанным в московском НИИ вычислительных комплексов (НИИВК). Тогда же была начата разработка сурдологопедичес- кого тренажера «Дэльфа-130» для персональных компьютеров типа IBM, завершившаяся улучшенной программой уже на фирме «Дэльфа».
Высокая стоимость компьютеров IBMподвигла разработчиков на поиск альтернативных ПЭВМ для школ и детских садов. Выход был найден в виде ПЭВМ «Квант». В течение 1993 - 1998 гг. недорогие компьютеры «Квант» с тренажером «Дэльфа-130» поставлялись в специальные (коррек- ционные) образовательные учреждения по линии Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Дети России».
В течение 1994 - 1997 гг. специалистами предприятия «Дэльфа» была предпринята попытка создания модифицированного и расширенного сур- дологопедического тренажера - отечественного аналога популярной программы «Видимая речь» (SpeechViewer) на принципиально иной элементной базе: с использованием технических достижений компании AnalogDevices(1994 - 1996). Опытный образец аппаратуры, получившей название «Дэльфа-140», был разработан, испытан специалистами Института коррек- ционной педагогики РАО и заслужил их положительную оценку. Тем не менее, по различным причинам, продукт так и не был доведен до серийного выпуска. Его действующий макет хранится в архиве предприятия «Дэльфа-М».
В 1995 - 96 гг. в серию был выпущен логопедический тренажер «Дэльфа- 141» (А.Ю. Исаков, А.Б. Меньков, А.К. Левин, А.М. Плахова). Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специализированных программ для специального образования упражнения логопедического тренажера часто использовались практиками не только по пря
мому назначению, но и для решения сходных педагогических задач.
Так, упражнение «Воздушный шар» применялось для автоматизации навыка узнавания буквы, упражнение «Перекресток» - для развития пространственной ориентации, отработки понятий «верх - вниз - вправо - влево». Упражнение для овладения манипулятором-мышью, где изображенные на экране домашние животные обладали своим голосом, нашли применение в качестве дополнительного средства в работе по развитию оста-
=а |
ге |
~грт |
К] 15 Упражнение «Воздушный шар»
|
Упражнение «Наши животные»
НОМУ КИНУТЬ мячин? |
IS* Ч ЧС *аоузы я*юён р. |
Фазы выполнения упражнения «Цирк» |
НЙ!№И ЛНЙУКг E't'lДЕЛЕННУЮ НЛНЬИШЧ
-ЛХШШЖИЕЖЕЕКЕ!
НОМУ КИНУТЬ мячик? <] 13 * V 'Ч С аоузы деюёл рйим Фазы выполнения упражнения «Цирк» |
точного слуха, звуковой дифференциации, соотнесению звука и слова.
Начиная с 1998 г., разработка продуктов для дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов передана по договору на предприятие «Дэльфа М». Здесь под руководством А.Б. Менькова и А.Ф. Попова программа «Дэльфа-141» (серийно выпускалась под названием «Фонема») была расширена и дополнена. Многие ее принципы нашли свое логическое продолжение в программе логопедического тренажера «Дэльфа-142» (1999 - 2000).