Значение имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции

Для введения навыков речевой саморегуляции в речевую коммуника­цию широко используется имаготерапия. Название метода «имаготера- пия» происходит от слова «образ». В основу имаготерапии легли теорети­ческие положения об образе, включающем в себя динамический облик человека, формирующемся под влиянием социальных факторов и всей си­стемы жизненных отношений человека.

Цели и задачи имаготерапии (за основу взяты представления Вольперт И.Е., Говорова Н.С., 1973):

1. Воспитание способности адекватно реагировать на возникающие не­благоприятные ситуации, а также способности входить в роль, соответству­ющую ходу событий, - принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от образа своего «я», зачастую деформированного.

2. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей. Вступая во взаимоотношения с другими людьми на сцене, кли­ент имеет возможность пробовать новые формы коммуникации, что само по себе является полезным и важным для расширения способов бытия в мире.

3. Развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного ему «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности.

4. Тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание у себя волевых качеств, способности к саморегуляции.

5. Создание в процессе имаготерапии определенного творческого инте­реса, обогащающего их жизнь новым содержанием.

Для использования имаготерапии существуют различные технические приемы, которые могут использоваться как последовательно, так и как са­мостоятельно:

- пересказ того или иного прозаического литературного произведения,

- фиксированный диалог, который отражает и развивает изложенную ситуацию,

- импровизированный диалог,

- импровизация заданной ситуации,

- пересказ и драматизация народной сказки,

- театрализация рассказа,

- воспроизведение фрагментов классической и современной драматургии,

- выступление в спектакле.

Произведения в имаготерапии должны подбираться в зависимости от терапевтических целей и индивидуальности. Для детей одним из видов има- готерапии является сказкотерапия.

Правила для плавной речи

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для плавной речи. Предпола­гается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи бу­дут выполняться заикающимися автоматически и способствовать норма­лизации их собственной речи. Впервые 12 правил были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г. Они представляют интерес и в насто­ящее время, поскольку используются в практике логопедов.

1) Говори медленно и спокойно.

2) Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3) Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4) Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

5) При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

6) Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возмож­ности задерживать дыхание.

7) Переходи всегда решительно и определенно в положение для произ­несения гласных.

8) Направляй выдох не на согласный, а на гласный звук.

9) Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона, несколько растягивая гласные.

10) Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11) Растягивай долго гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение - одно много­сложное слово.

12) Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Раздел 8. Компьютерные технологии в коррекции речи 2.8.1. Исторический аспект компьютерных программ по коррекции речи

Не так давно считалось, что применение технических средств в успехе логопедической работы не может иметь решающего значения, поскольку основной продукт этой работы базируется на субъективных ощущениях пациента, многообразие которых нельзя измерить объективными средства­ми. Постановка звукопроизношения, отработка механизмов голосообра- зования, пропедевтические упражнения и артикуляционная гимнастика опирались в основном на вызывание тактильные ощущения в речеобра- зующих органах. Оптический контроль состояния органов речи классически осуществлялся в виде упражнений перед логопедическим зеркалом, кото­рое, наверное, в наше время уже нельзя называть техническим средством. Однако в последнее время современное стремительное развитие техники позволяет логопеду работать не на уровне субъективных ощущений паци­ента, а на основе более объективных компьютерных способов оценки про­дуцируемой речи и коррекционных упражнений. Опосредованный визу­альный контроль основных механизмов речеобразования существенно об­легчает многие задачи логопедической практики. Средств современного персонального компьютера вполне достаточно на одновременное реше­ние задач и обработки звуков речи и занимательного диалога с ребенком в виде забавной анимации на экране.

Специалистов давно волновал вопрос, что же поддается визуализации в таком сложном с физической точки зрения явлении как человеческая речь (внешняя, громкая). Понятность, внятность, разборчивость, темп, интона­ция, скорость - эти характеристики речи имеют непосредственное вопло­щение в физических явлениях и поддаются объективному измерению. Если рассматривать персональный компьютер как универсальный измеритель­ный прибор, а у него есть для этого все средства, то можно говорить о самом удачном техническом решении для задач визуализации речи. По­нятность, внятность, разборчивость речи базируются на способности че­ловека продуцировать и объединять фонематические цепочки звуков, при­нятые и общеупотребительные в определенной языковой среде. Фонема, или звук речи в единственном изолированном варианте имеет как мини­мум три объективные характеристики, прямо связанные с физикой звука:

1) амплитуда, или громкость, с которой произносится звук;

2) спектр частот, или тембр, который присутствует в звуке;

3) длительность, т.е. время, за которое этот звук произнесен.

Все эти составляющие всегда были предметом логопедической практи­ки при различных речевых нарушениях, как и остальные вышеназванные характеристики, присутствующие в речи - темп, интонация, скорость. Пос­ледние отражают такие более глобальные промежутки речи, как высказы­вание или фраза. При этом они также могут быть объективно измерены на предмет скорости проговаривания отдельных слов в минуту или повы­шения/понижения интонационного ряда. Все эти характеристики речи мож­но с успехом использовать для создания визуальной опоры различным раз­вивающим упражнениям и непосредственно живой речи.

Проблемой изучения эволюции и внедрения технических средств кор­рекции речи занимались сурдопедагоги Т.К. Королевская, О.И. Кукушки­на и педагоги-логопеды Ю.Б. Зеленская, Т.П. Смирнова, Ю.О. Филатова. Закономерно, что именно сурдопедагогами в тесном взаимодействии с инженерами с начала 50-х гг. начали разрабатываться приборы и устрой­ства, направленные на восполнение дефицита информации о звучащей речи за счёт других, более сохранных видов восприятия.

Итак, попытки визуализировать звуки речи были предприняты ещё в се­редине XX века. Ю.Б. Зеленская, подробно изучавшая этот вопрос, отмеча­ет, что ещё в 40-х гг. группа исследователей, работающих в телефонных ла­бораториях компании А. Белла, начала разработку системы, способной пре­образовывать звучащую речь в оптические сигналы. С этого момента нача­лось создание технических, вспомогательных по своему характеру, средств нового поколения, получивших название «Видимая речь» (например, при­бор «VisibleSpeech», предложенный в 1947 г. П. Поттер, Дж. Копп и Г. Грин, его разновидность - датский аппарат SR-1, а также многие другие).

В нашей стране в ходе экспериментальных исследований в области фо­нетики в 1965 г. начали использоваться установки с системой датчиков, ук­репляемых на различных частях речевого аппарата. Но так как обратная связь в этих установках могла быть только отсрочена, использование их при обучении детей исключалось.

Необходимо отметить тот факт, что в 60 - 70 годы в Европе подобные приборы разрабатывались многими фирмами и научными учреждения­ми, в СССР же эти задачи решались только в НИИ дефектологии АПН СССР, в лаборатории, руководимой В. Д. Лаптевым. В то время были произведе­ны различные приборы визуального контроля речи для слабослышащих. Прибор «И-2» (В. Д. Лаптев) давал возможность показать ребёнку некото­рые дефекты голоса: очень тихий, крикливый; нарушения тембра - «рва­ный», «сдавленный» голос. Однако такие характерные для детей с наруше­ниями слуха и рядом речевых нарушений дефекты голоса, как гнусавость и фальцет, на экране аппарата не отображались.

Шагом вперёд в этом направлении стали отечественные разработки из се­рии «Видимая речь» («ВИР»), первая из которых была выполнена В. Д. Лапте­вым, Л.Н. Постниковым В. А. Цукерманом в 1965 г Этот прибор ещё тоже не мог полностью передать акустическую структуру речи, но уже позволял по­казать целый ряд её компонентов в форме непрерывно развёртывающейся видеограммы. Но чёткость отображения на ней акустических признаков фо­нем была явно недостаточной для их восприятия детьми. На экране также сла­бо выражались или не совсем выражались характерные дефекты голоса.

Совершенствование в отображении интонационной стороны речи наблю­далось в разработке НИИ дефектологии АПН СССР новой модели - «ВИР- 6» (Интонограф) под руководством В. Д. Лаптева. Вместе с видеограммой на экране присутствовало изображение изменения высоты основного тона голоса. Но звучание на экране могло быть представлено лишь кратковре­менно, что ограничивало применение этого аппарата при обучении.

В 80 - 90 годы в Европе продолжали совершенствоваться приборы по визуализации звучащей речи с целью её коррекции. Шаг вперёд на пути поиска новых образов визуализации был сделан немецкими учёными. Им удалось создать более информативные для ребёнка младшего школьного возраста графические образцы. В 1991 г. была разработана система SFT: SPRASH- FARBBILD- TRANSFORMATION, которая использовалась в школах для глухих и слабослышащих детей. Показательно, что впервые на государственном уровне была признана необходимость широкого внедре­ния средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, основанных на использования микропроцессоров и информационных тех­нологий. Но вместе с тем сами авторы признавали, что разработанный ими способ визуализации звучащей речи не является достаточно информатив­ным для детей дошкольного возраста. Кроме того, в этой и описываемых ранее системах не визуализировалась работа артикуляционного аппарата.

Несовершенство и приблизительность технологий того времени по- настоящему было преодолено только с появлением компьютеров и циф­ровой техники.

Технологическое первенство с базой персонального компьютера, обеспе­чившее подлинный прорыв в разработке вспомогательных средств формиро­вания и коррекции произносительной стороны речи у детей, можно смело отдать специалистам корпорации IBM(США), которая в 1987 - 89 годах пред­ставила настольную систему «Видимая речь» - SpeechViewer, серии I, II, III.

Авторы «Видимой речи» нашли новое решение проблемы визуализа­ции основных компонентов акустической структуры речи, создав инфор­мативные, легко «прочитываемые» даже маленькими детьми графические образы и введя элементы мультипликации. Также впервые удалось добить­ся стабильной обратной связи в режиме реального времени с возможнос­тью последующего многократного прослушивания речевого образца. Ав­торы визуализировали наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи: речевое дыхание, голосообразование, голосоведение, фо­нетическое оформление речи, слоговую структуру слова, просодию. По­явилась возможность работать не только на уровне звука или слога, но и на уровне фразы, небольшого рассказа. В системе «Видимая речь» не пре­дусмотрена визуализация деятельности артикуляционного аппарата, на эк­ране представлен и оценён результат этой деятельности. По окончании зву­чания изображение сохраняется столько, сколько это необходимо, а также оно сохраняется и в долговременной памяти компьютера.

«Видимая речь» - это та система, которая войдёт в историю сурдопеда­гогики и логопедии как впервые удовлетворившая все основные педагоги­ческие требования к вспомогательному средству формирования и коррек­ции речи у детей с нарушенным слухом и детей с различными речевыми нарушениями. Требования:

1) Визуализация основных компонентов акустической структуры речи.

2) Наличие отчётливого изображения основных компонентов акустичес­кой структуры речи на экране прибора в виде информативных для ребён­ка образов.

3) Сохранение визуального отображения на экране по окончании зву­чания в течение любого, необходимого педагогу времени.

4) Надёжная обратная связь (интерактивное взаимодействие в режиме реального времени).

5) Сохранение в долговременной памяти любых образцов звучания лю­бых элементов речи и обеспечение возможности выводить их при необхо­димости на экран для проведения анализа.

Кроме этих достоинств, авторами «Видимой речи» предусмотрен сер­висный блок, направленный на сбор, сохранение и переработку инфор­мации не только о состоянии исходных произносительных навыков ребён­ка, но и их динамике в процессе обучения. Уникальной составляющей «Ви­димой речи» является также возможность дополнительных, т.е. индивиду­альных, настроек, что особенно важно в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в состоянии здоровья.

Несмотря на высокую цену и благодаря централизованным закупкам в 1991 - 1993 году на территории СНГ было приблизительно около 100 ком - плектов «Видимой речи», которое успешно работает и в настоящее вре­мя. Эта разработка была настолько привлекательна и так вписывалась в начало «компьютерной революции», что породила целый ряд попыток по­вторить успех IBMне только за рубежом, но и внутри СНГ. Наиболее из­вестные из отечественных: «Речевой калейдоскоп» - НПО «КАСКОД» - С- Петербург; «Филиппок» - КУДИЦ - Москва; «КОСПР» - Минск. Практи­чески все они использовали нестандартные внешние устройства обработ­ки речи, заменяющее современные звуковые карты, поскольку стандарт­ные звуковые карты были достаточно дороги.

Мы не будем вдаваться в технические подробности конструктивных осо­бенностей, однако отметим, что все они в той или иной степени были ана­логами разработок IBM. И в настоящее время из отечественных разрабо­ток предлагаются к поставке тренажеры «Дэльфа» - Москва, «Учимся го­ворить» - С-Петербург, «Визуальный тренажер произношения» - Минск. И хотя их и не назовешь самыми современными средствами, поскольку в быстро меняющемся компьютерном мире даже год - это очень много, тем не менее, они остаются самыми доступными средствами для отече­ственной системы специального обучения.

Компьютерные программы для развития речи под общим названием «Дэльфа» появились в 1992 году на фирме «МКД» (разработчики К.М. Ле­вин, В. А. Минькович, А.Ф. Попов, А.К. Левин, Е.М. Гыбин, Л. Гыбина и др.) и были ориентированы в основном на обучение глухих и слабослы­шащих детей. Важная роль в проектировании и тестировании программ первых тренажеров принадлежала выпускникам Московского педагогичес­кого института им. Ленина (ныне МИГУ) М.Л. Любимову и М.М. Люби­мовой. Первый сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» работал с ПЭВМ «Агат» - отечественным универсальным 8-разрядным персональ­ным компьютером, разработанным в московском НИИ вычислительных комплексов (НИИВК). Тогда же была начата разработка сурдологопедичес- кого тренажера «Дэльфа-130» для персональных компьютеров типа IBM, завершившаяся улучшенной программой уже на фирме «Дэльфа».

Высокая стоимость компьютеров IBMподвигла разработчиков на по­иск альтернативных ПЭВМ для школ и детских садов. Выход был найден в виде ПЭВМ «Квант». В течение 1993 - 1998 гг. недорогие компьютеры «Квант» с тренажером «Дэльфа-130» поставлялись в специальные (коррек- ционные) образовательные учреждения по линии Министерства образо­вания РФ в рамках федеральной целевой программы «Дети России».

В течение 1994 - 1997 гг. специалистами предприятия «Дэльфа» была предпринята попытка создания модифицированного и расширенного сур- дологопедического тренажера - отечественного аналога популярной про­граммы «Видимая речь» (SpeechViewer) на принципиально иной элемент­ной базе: с использованием технических достижений компании AnalogDevices(1994 - 1996). Опытный образец аппаратуры, получившей назва­ние «Дэльфа-140», был разработан, испытан специалистами Института коррек- ционной педагогики РАО и заслужил их положительную оценку. Тем не менее, по различным причинам, продукт так и не был доведен до серийного выпуска. Его действующий макет хранится в архиве предприятия «Дэльфа-М».

В 1995 - 96 гг. в серию был выпущен логопедический тренажер «Дэльфа- 141» (А.Ю. Исаков, А.Б. Меньков, А.К. Левин, А.М. Плахова). Помимо уп­ражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя мо­дуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письмен­ной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специа­лизированных программ для специального образования упражнения лого­педического тренажера часто использовались практиками не только по пря­
мому назначению, но и для решения сходных педагогических задач.

Так, упражнение «Воздушный шар» применялось для автоматизации навыка узнавания буквы, упражнение «Перекресток» - для развития про­странственной ориентации, отработки понятий «верх - вниз - вправо - вле­во». Упражнение для овладения манипулятором-мышью, где изображен­ные на экране домашние животные обладали своим голосом, нашли при­менение в качестве дополнительного средства в работе по развитию оста-

ге
~грт

К] 15 Упражнение «Воздушный шар»
КТО КРИЧИТ ?
Я    
     
ж    
nj 15 1 W*

Упражнение «Наши животные»


Значение имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции - student2.ru

НОМУ КИНУТЬ мячин?

IS* Ч ЧС *аоузы я*юён р.

Фазы выполнения упражнения «Цирк»

НЙ!№И ЛНЙУКг E't'lДЕЛЕННУЮ НЛНЬИШЧ

Значение имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции - student2.ru

-ЛХШШЖИЕЖЕЕКЕ!

НОМУ КИНУТЬ мячик? Значение имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции - student2.ru <] 13 * V 'Ч С аоузы деюёл рйим Фазы выполнения упражнения «Цирк»

точного слуха, звуковой дифференциации, соотнесению звука и слова.

Начиная с 1998 г., разработка продуктов для дефектологов, логопедов, сур­допедагогов и психологов передана по договору на предприятие «Дэльфа М». Здесь под руководством А.Б. Менькова и А.Ф. Попова программа «Дэльфа-141» (серийно выпускалась под названием «Фонема») была рас­ширена и дополнена. Многие ее принципы нашли свое логическое продол­жение в программе логопедического тренажера «Дэльфа-142» (1999 - 2000).

Наши рекомендации