Второй этап - формирование дыхательных кинестезий и увеличение объема дыхания
Использование аппарата Фролова позволяет:
1) активизировать дыхательные ощущения, используя слуховые опоры;
2) формировать устойчивый и более длительный физиологический выдох;
3) вырабатывать периодичность выдоха, стремясь к уменьшению количества выдохов в единицу времени;
4) развивать силу физиологического выдоха.
Для реализации этих задач Г. В. Дедюхиной разработан комплекс дыхательных упражнений.
Упражнение № 1 направлено на создание положительного эмоционального настроя на работу с аппаратом и активизацию дыхательных кинестезий.
Логопед знакомит ребенка с аппаратом В.Ф. Фролова (дует - баночка булькает), затем предлагает малышу подышать в трубочку. На первых порах результативным будет считаться любое движение (вдох или выдох), производящее шум. Если малышу удается вызвать булькающие звуки (в соответствии с принципом работы аппарата, булькающие звуки производятся только на выдохе), необходимо закрепить их поощрением, речевым сопровождением. Продолжительность упражнения не должна превышать 1 - 3 мин. Усиление дискинезов мышц языка, глотки, гортани на начальном этапе работы затрудняет фиксацию дыхательных ощущений. Поэтому количество занятий варьируется от 3 до 6 (8) в зависимости от возраста и типа дискине- зов. На втором занятии логопед закрывает турундами носовые ходы, исключая носовую эмиссию воздуха.
Упражнение № 2 направлено на активизацию физиологического выдоха, формирование лабиальной позы губ.
Логопед побуждает ребенка к дыхательным движениям заданной частоты (частота физиологического дыхания ребёнка устанавливается путём подсчёта количества выдохов в минуту), используя пассивные движения губ. В соответствии с дыхательным ритмом малыша он фиксирует указательный и большой пальцы в углах губ, вытягивает их, побуждая плотнее зажать ротодержатель. Таким образом, формируется синхронизация выдоха с артикуляцией. Одним из условий успешного выполнения этого упражнения является исключение ротовой эмиссии воздуха (носовые ходы должны быть закрыты турундами). Это условие сохраняется при выполнении упражнений № 3, № 4. Продолжительность упражнения 2 - 4 мин. Количество занятий варьируется от 6 до 12.
Упражнение № 3 направлено на формирование устойчивой периодичности выдоха.
Необходимым условием его выполнения является увеличение количества устойчивых дыхательных движений (без дискинезов) и контрольные стимулы в виде их пересчета логопедом. Если ребенок уверенно удерживает ротодержатель губами, надо обращать его внимание на движения щек при дутье (щеки надуваются), т.е. побуждать дуть сильнее, чтобы воздух заполнял всю резонаторную полость рта. На последующих этапах при дутье ребенок не надувает щеки (это является одним из основных условий формирования целенаправленной воздушной струи). Продолжительность упражнения 3 - 5 мин. Количество занятий от 8 (10) до 16 (18).
Упражнение № 4 направлено на развитие силы физиологического выдоха. Это достигается за счет увеличения объема воды в цилиндре аппарата (от 20 до 25 - 30 мл), замены воды на жидкие кисели (крахмал + вода).
Основные задачи - расширение объема выдыхаемого воздуха и увеличение продолжительности выдоха. Успешная их реализация способствует активизации ротового вдоха за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха. Продолжительность упражнения 2 - 5 мин. Количество занятий от 10 до 20.
Степень сформированности ротового дыхания на каждом из четырех этапов работы можно оценить, используя игровой прием «Рыбка» («Бегемот»): ребенок дышит широко открытым ртом, язык находится в полости рта. Логопед фиксирует количество дыхательных движений (без дискине- зов, придыхания, стридора).
На последующих этапах работы используется разнообразный инструментарий, обеспечивающий выработку дыхательных кинестезий с помощью зрительных опор (трубочек для коктейля, вертушек, шарика для пинг- понга, султанчиков, ватных шариков и др.).
Результатами коррекционной работы с использованием аппарата В.Ф. Фролова являются:
- формирование произвольности дыхательных движений;
- снижение их частоты от 55,7 до 15 (средние показатели);
- увеличение продолжительности выдоха в среднем от 0,5 сек до 4 сек (средние показатели);
- удлинение времени фонации, позволяющее регулировать её громкость;
- активизация небно-глоточного смыкания, способствующего уменьшению носовой эмиссии воздуха;
- формирование лабиальной позы губ, необходимой для формирования целенаправленной воздушной струи;
- увеличение количества свободных дыхательных движений (ротовое дыхание без придыхания, дискинезов) от 1 - 2 до 4 - 5;
- координация дыхания, фонации и артикуляции;
- улучшение общей разборчивости речи.
Технология коррекции дыхания при ринолалии
Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком, имеющим ринолалию. А.Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи. В основе предлагаемой А.Г. Ипполи- товой системы работы лежит использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференциро- вок речевых движений. Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.
Логопедическая работа до операции
А.Г. Ипполитова выделяет 2 периода в работе по коррекции произносительной стороны речи в целом и формированию речевого дыхания в частности:
I. Подготовительный период.
II. Основной период.
I. Подготовительный период
Основная цель занятий: формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.
Период можно условно разделить на два этапа.
1. Формирование речевого дыхания
Работа ведётся по следующим направлениям.
1) Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.
В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
2) Дифференциация ротового и носового дыхания.
С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и их сочетания. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения, последовательность выполнения которых А.Г. Ипполи- това предлагает фиксировать рисунками в таблице и в тетради ребёнка:
Вдох (рисунки) | Выдох (рисунки) |
Нос | Нос |
Рот | Нос |
Нос | Рот |
Рот | Рот |
Цель этих упражнений:
- закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох;
- сформировать основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.
Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.
Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.
Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони, поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указаниями логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.
А.Г. Ипполитова не считает нужным проводить каких-либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т.п.), часто применяемых в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.
2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации арти- кулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков
Особенность работы состоит в том, что развитие речевого дыхания проводится одновременно с развитием артикуляционного праксиса. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ротовому выдоху, т.е. служат приёмом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата.
Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.
Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможности для прохождения воздушной струи через рот.
Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать, как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).
Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.
П. Основной период
Цель занятий этого периода та же, что и в подготовительном: формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.
Период можно условно разделить на этапы.
1. Включение голоса при длительном ротовом выдохе
Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирования глухих взрывных звуков, т.к. все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.
Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного. Нужно проследить разницу в движении гортани при произнесении глухого звука (ф) и звонкого (в) с помощью тактильно-вибрационного контроля.
2. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков
Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков [п, б, т, д, к, г]. Подготовительным упражнением к короткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме «й»
3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат
Необходимо следить, чтобы выдох осуществлялся через рот. Например, при отработке звука [л] направление воздушной струи следует проверять по обеим сторонам ротовой полости, т.к. этот звук смычно-проходной. Короткий активный выдох во время произнесения звука [ц] ребёнок может ощутить своей рукой, приложив пальцы к углам рта логопеда, а затем ксвоим. Ротовой выдох отсутствует при произнесении носовых звуков [м], [н], поэтому рекомендуется изучать их позже, чтобы не препятствовать установлению правильного ротового выдоха.
Особенности логопедической работы после операции
В послеоперационном периоде работа по формированию речевого дыхания продолжается: закрепляются и совершенствуются усвоенные навыки, вырабатываются необходимые новые. Дозировка занятий и их длительность варьируются, хотя принципы и методика проведения остаются одинаковыми.
Учитываются такие факторы:
1) результаты операции;
2) время поступления на логопедические занятия после уранопластики;
3) методики, по которым проводилась логопедическая работа в доопе- рационном периоде.
4) результаты логопедической работы до операции.
Если до операции логопедическая работа велась, но чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое звучание не исчезло, или же коррекция речи началась только после операции, то и работа над дыханием начнётся по описанной выше системе дооперационной логопедической работы.
А.Г. Ипполитова рекомендует логопеду после окончания курса занятий длительное время продолжать контакт с ребёнком, т.к.:
1) проводятся косметические операции;
2) изменяется голос в период полового созревания.
Н.В. Червякова начинает работу по коррекции дыхания с обучения направленному дутью, так как у детей с расщелинами воздух при выдохе утекает в нос. Дети запоминают ощущение направленного воздушного потока через рот и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхательной гимнастики. Обучение направленному дутью начинают с «поплёвывания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, придерживая губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом подвинут вперед, а кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создаёт более тонкие движения. Чтобы облегчить усвоение уп - ражнений, на первых занятиях можно пальцами зажать крылья носа. Уп - ражнения повторяют 6 - 8 раз подряд 3 - 4 раза в день. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков.
Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки. Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требующие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдуваемой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. Главная цель в этот период - получение пусть слабой, но сознательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.
Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки ваты, полоски бумаги, пух и т. д.
Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непосредственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» («надуть мяч») воздуха и плавно выдыхать его через рот холодной струёй («мяч сдулся»). Точность выполнения упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая - на животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.
После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям.
После операции логотерапия начинается на 15 - 16 день.
Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую дозировку.
Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бесшумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание сочетается с движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмально- реберное дыхание.
Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в положении «сидя».
Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении «лёжа», «сидя», с сопровождением их движениями конечностей и головы.
Четвёртый - шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется прежний комплекс с добавлением дутья на ватку, в пузырёк, а также выдоха на широкий высунутый язык.
Седьмой - пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются в положении «лёжа», «сидя», «стоя». Вырабатывается направленная воздушная струя.
Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластинки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.
Таким образом, логопедическая работа по формированию речевого дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеоперационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с учётом его психического статуса.