Формирование речевого выдоха
Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.
Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха происходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания.
Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.
При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.
Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заикании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речевого аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
В данной гимнастике основное внимание уделяется вдоху. А.Н. Стрельникова говорила: «Дыхание начинается со вдоха. Вдох первичен, выдох вторичен. Вдох - причина, выдох - результат. Поэтому, как мне кажется, регуляцию дыхания следует начинать именно со вдоха». Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, «спрятать» его, о выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Нельзя допускать чрезмерного вдоха и задержки выдоха. Во время гимнастики рот должен быть приоткрыт, темп - 60 - 72 вдоха в мин. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000 - 1200 вдохов, до 2000. Пауза между дозами вдохов 1 - 3 сек. Подряд делается столько вдохов, сколько в данный момент сделать легко. Плечи должны быть опущены. Все упражнения выполняются в ритме строевого шага. А.Н. Стрельникова рекомендует постепенное освоение упражнений. Занятия длятся не более 30 минут.
Весь комплекс содержит 8 упражнений.
В начале - разминка:
а) стоять прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч, делать короткие, мгновенные вдохи;
б) делается шаг на месте и одновременно - вдох: правой (вдох) - левой (вдох), правой (вдох) - левой (вдох), а не «вдох - выдох», как в обычной гимнастике. Это можно делать, стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу вперёд - назад, слегка приседая то на одной, то на другой ноге.
Следить, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешать и не помогать выдохам после каждого вдоха.
Движения головы:
1) Повороты.
Поворачивать голову вправо - влево, резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом (96 вдохов).
2) «Ушки».
Покачивания головой, как будто стыдите кого-то. Тело не должно поворачиваться, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.
3) «Малый маятник».
Кивать головой вперёд - назад, вдох - вдох.
Главные движения.
1) «Кошка».
Имитировать движения кошки, подкрадывающейся к воробью, и шум - но нюхать воздух в темпе шагов.
2) «Насос».
Имитация накачивания шины. Повторять вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.
3) «Обними плечи».
Левая рука обнимает правое плечо, правая - левую подмышку. Одновременно шагать и делать короткие шумные вдохи.
4) «Большой маятник».
Это слитное движение: «Насос» - «Обними плечи».
5) «Полуприседы».
Вес тела на ноге, находящейся чуть впереди. Одновременно с каждым полуприседом повторять вдох, затем добавить одновременные встречные движения рук.
Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе: гласных звуков или звукосочетаний (три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру и т.д.). На следующих тренировках добавляются сочетания: рир, рур, рер, рар; мим, мум, мем, мам; вив, вув, вев, вав; шиш, шуш, шеш, шаш и т.д.
Далее следует тренировка «затаённого» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно увеличивая количество произнесённых на одном выдохе «восьмёрок».
С третьей или четвёртой тренировки произнесение «восьмёрок» сочетается не только с наклонами, но и с «полуприседами».
Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмёрок на крепко задержанном дыхании.
«Восьмёркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.
Для детей рекомендуется проводить гимнастику с музыкальным сопровождением. Кроме того, темп должен быть медленнее, торопить детей нельзя. Урок следует превратить в игру.
Результатами применения данной гимнастики являются:
насыщение кислородом всех клеток организма;
усиление внутреннего тканевого дыхания;
увеличение жизненной ёмкости лёгких;
снятие усталости;
улучшение настроения;
улучшение памяти;
нормализация нервной системы в целом.
Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного - ключичного на глубокое - диафрагмальное.
Технология коррекции дыхания при дизартрии
Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова выделяют следующие этапы работы над дыханием при дизартрии.