Транзитная и складская формы организации сбыта и снабжения
Организация снабжения по транзитной форме (непосредственно от предприятия-изготовителя к предприятию-потребителю) способствует сокращению сроков пребывания материальных ресурсов в сфере обращения, позволяет избежать затрат на погрузочно-разгрузочные работы и хранение на промежуточных складах и базах предприятий оптовой торговли и снабжения, на оплату услуг посредников. Вместе с тем, нужно учитывать, что по существующим пока правилам предприятиям-изготовителям дано право при перевозке по железной дороге не отправлять в адрес потребителя заказы, масса которых меньше так называемой транзитной нормы.
Снабжение потребителей по транзитной форме целесообразно, как минимум, в следующих случаях:
- когда доставка закупленных потребителем материально-технических
ресурсов осуществляется по железной дороге, а размер заказа равен так
называемой транзитной норме или превышает ее;
- при доставке грузов автомобильным транспортом непосредственно от
производителей к потребителям.
Транзитная форма снабжения оказывается доступной только крупным АТП или ассоциациям транспортников, кооперирующимся в организации поставок ресурсов.
В условиях нашей страны чаще всего оказывается экономически целесообразной организация сбыта продукции по складской форме, т.е. с пользованием региональных распределительных баз и складов. Эта форма может реализовываться в двух основных одинаковых по схеме, но противоположных по экономико-организационному содержанию вариантах.
Первый вариант - организация снабженческо-сбытовой деятельности на основе фирменной сети распределения (сбыта) продукции с баз и складов предприятия-изготовителя. Для крупных предприятий часто оказывается выгодным создание собственной системы распределения своей продукции, включающей наряду с комплексом заводских складов готовой продукции сеть опорных региональных складов, расположенных в местах потребления. Именно с этих складов потребители снабжаются продукцией предприятия. Примером такой системы может служить организация на ВАЗе и КамАЗе сбыта запасных частей через сеть собственных региональных автоцентров.
Фирменное снабжение по складской форме нашло наибольшее распространение в практике АТП развитых государств. Его структурная схема представлена на рис. 4.1. Приобретение ресурсов через фирменную сеть при развитой экономике сопровождается гарантийными обязательствами поставщиков, что дает первому варианту организации снабжения неоспоримые преимущества. Однако в условиях несовершенства производственно-технической базы отечественных предприятий-производителей такая организация поставок в подавляющем числе случаев не представляется возможной.
.
Фирменноеснаожение по складской форме
Второй вариант - это организация снабженческо-сбытовой деятельности по складской форме на основе самостоятельных предприятий оптовой торговли, которые приобретают ресурсы оптом по прямым договорам с производителями или на бирже для последующей перепродажи продукции мелкими партиями потребителям.
Предприятия оптовой торговли могут быть трех видов:
-универсальные снабженческо-сбытовые предприятия межотраслевого назначения, призванные обеспечивать материально-техническими ресурсами любые предприятия, расположенные в данном регионе;
-крупные универсальные снабженческие предприятия для обеспечения потребностей специализированных групп потребителей, расположенных на данной территории, например ДТП и индивидуальных владельцев транспортных средств;
-сбытовые предприятия изготовителей узкой номенклатуры продукции.
Структурная схема снабжения АТП по складской форме с использованием услуг предприятий оптовой торговли показана на Рис. 4.2
Крупные универсальные снабженческие структуры имеют ряд неоспоримых преимуществ.
Они обладают большими возможностями в привлечении квалифицированных работников и создании рациональной организации закупочно- транспортно-снабженческой цепочки. Это, в свою очередь, позволяет уменьшить собственные страховые запасы товарно-материальных ценностей и, следовательно, расходы по их содержанию и обработке.
В крупных снабженческих структурах снижены затраты на приобретение сырья и материалов. Крупный покупатель в условиях рынка имеет больше возможностей, нежели мелкие потребители, противостоять давлению крупных производителей или предприятий-монополистов при установлении цены. Кроме того, при оптовых закупках покупатель, как правило, получает еще и скидку с цены.
Те же преимущества будут присущи и крупным производственным структурам, организующим оптовое беспосредническое приобретение ресурсов и массовый сбыт транспортных услуг.
Мелкие снабженческие структуры, как правило, устанавливают более высокие цены, что связано с большей себестоимостью доставки товаров и меньшими скидками. Однако цены эти могут быть сопоставимы.