Конспекты по основам технологии ТО и ремонта автомобилей
Конспекты по основам технологии ТО и ремонта автомобилей
Вопросы для экзамена в конце
Тема № 1 Введение(2часа)
1.1 Основные понятия и термины
Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций, например, клапан, гильза, шайба, коленчатый вал. Базовая деталь - это та, с которой начинается сборка. Для двигателя – блок цилиндров, для коробки передач – корпус КПП и т. д.
Узел – это часть изделия, состоящая из двух и более деталей, которая может быть собрана отдельно, и способна выполнять свои функции только совместно с другими частями изделия, в ведущем мосту два узла – главная передача и дифференциал, собранные вместе, образуют агрегат.
Агрегат – часть изделия, состоящая из узлов и деталей, которая может быть собрана отдельно и способна выполнять функции, как в изделии, так и самостоятельно. Агрегат имеет корпус, в котором собраны узлы и детали, (двигатель, коробка передач, ведущий мост и т.д.)
Механизм – группа деталей, выполняющих определенную функцию (кривошипно–шатунный, газораспределительный механизм).
Система – группа узлов, выполняющих общую функцию (система охлаждения, смазки, питания и т.д.)
Неисправность – состояние, при котором изделие не может выполнять своё назначение (например, сцепление не может плавно соединять коленчатый вал с валом трансмиссии, система охлаждения не поддерживает температурный режим в нужных пределах и т. д.)
Отказ – выход значения параметра (размер детали, зазор, поломка и т.д.) за границы предельного размера. Отказ возникает постепенно или внезапно.
Дефекты деталей: износ, скручивание, изгиб, трещины, разрывы, вмятины, отломы, коррозия, и т.д.
Предельное состояние автомобиля и его составных частей считается то, при котором дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно.
Старение автомобилей и их составных частей
Старение – это процесс изменения свойств (или состояний) при эксплуатации (аккумуляторная батарея при зарядке не набирает ёмкости).
Изнашиванием называется изменение размеров и (или) формы детали (у коленчатого вала уменьшились диаметры шеек).
Деформация детали может быть обратимой (упругой) и не обратимой,
т. е. остаточной, когда изменяются размеры и конфигурация детали (погнулся вал, у листов рессор уменьшился прогиб).
Разрушение приводит к полному расчленению детали (разорвался ремень привода генератора).
Коррозия возникает вследствие химического или электрохимического взаимодействия жидкостей (ГСМ, воды, электролита) с металлом. Различают поверхностную (по поверхности детали) и межкристаллитную коррозию (между кристаллами детали, на поверхности не видно).
Эрозия возникает при действии на металл потока жидкости, двигающейся с большой скоростью. На поверхности детали образуются пятна, полосы, вымоины.
Состав операций при ТО и ремонте транспортных машин, оборудование и оснастка
Моечно-очистительные работы
Степень загрязнений автомобилей зависит от покрытия дороги, погодных условий, времени года. По химическому составу загрязнения на объектах ремонта подразделяются: на органические (масляные и жировые отложения, пленки лакокрасочных покрытий, консервационные смазки); неорганические (накипь, дорожная грязь, продукты коррозии); смешанные (масло - грязевые, остатки перевозимых грузов в смеси с ГСМ и т.д.).
Моющие средства.Наибольшее распространение получилисинтетические средства (СМС), основу которых составляют ПАВ и ряд щелочных солей. Они хорошо растворяются в воде, не токсичны, не вызывают ожогов, пожаробезопасны, биологически разлагаемы при сливе в канализацию, допускают одновременно очистку цветных и черных металлов.
Аэрол- применяют для очистки деталей, узлов и агрегатов от маслянистых и грунтовых загрязнений в ваннах и моечных машинах.
МС – 8 в подогретом до 75…800С водных растворах для очистки двигателей, их сборочных единиц.
МС -6 для очистки агрегатов трансмиссии, ходовой части.
МС-15 для очистки двигателей, их сборочных единиц методом погружения в ванну при температуре 80….900С. есть много других моющих средств.
Бес хорошей очистки деталей, узлов и агрегатов нельзя добиться качественного ТО и ремонта. В процессе эксплуатации необходимо содержать автомобиль в чистоте, это не просто эстетика, но и работоспособность транспортного средства. Например, при загрязнении проводов падает напряжение, может происходить разброс тока, следствие – ухудшение или даже отказ электрических и электронных систем ит.д.
Установки для мойки и очистки
Детали после разборки (и перед сборкой) промывают в струйных, погружных или комбинированных моечных машинах.
Струйные моечные машины можно разбить на камерные и конвейерные. К типовым элементам моечных установок относятся моечная камера, струйный коллектор, бак для моющего раствора, подающий и откачивающий насосы, тележки или корзины для деталей. Струйные конвейерные установки оборудуются подвесным или напольным конвейером для транспортировки деталей в зону мойки.
Рис.5.2
Струи моющего раствора в струйных машинах формируются и направляются на поверхность детали с помощью гидрантов, которые представляют собой систему трубопроводов, подсоединенных к нагнетательному насосу и снабженных насадками. Струи моющего раствора в рабочей зоне моечной камеры могут иметь постоянное (пассивное воздействие, рис. 5.2, а, б, в) или непрерывно меняющееся (активное воздействие, рис. 5.2, г, д, е). Вращающиеся гидранты позволяют сократить необходимое число насадок и уменьшить энергозатраты на мойку.
3.2 Диагностика автомобиля это определение его состояния без разборки. Она позволяет точно определить причины неисправностей или отказов, а следовательно и наметить тактику и технологию устранения неисправностей с меньшими затратами средств и времени. С помощью диагностики можно определить остаточный ресурс автомобиля и его составных частей, состояние деталей во время ремонта.
3.3 Дефектация деталей.В результате контроля детали делят на три группы: годные, подлежащие восстановлению, негодные выбраковываются и заменяются новыми или отремонтированными.
Дефектовка производится несколькими способами:
- визуально (осмотром);
- намагничиванием – на деталь насыпают металлический порошок или наносят суспензию (порошок с жидкостью), деталь помещают в магнитное поле, магнитные линии разойдутся над трещиной, рис 6.3 и 6.4;
- с помощью измерительных инструментов и приборов с необходимой для каждого случая точностью. Отклонение от параллельности плоскостей проверяют так: деталь базовой поверхностью устанавливают на поверочную плиту. С помощью измерительной головки, закрепленной на стойке, определяют отклонение (рис.6.12а), сначала замер производят с одной стороны, затем с другой. Отклонения от параллельности плоскости и оси отверстия с помощью круглой оправки (рис.6.12б), деталь базовой поверхностью устанавливают на поверочную плиту, отклонение от параллельности – это разность двух отсчетов.
Отклонение от перпендикулярности плоскостей относительно осей отверстия (рис. 6.13а), приспособление центрируют в отверстии детали, индикатор на ноль, и, поворачивают на 3600
Отклонение от перпендикулярности оси вала к какой-либо плоскости используют приспособление в виде кольца. Кольцо надевают на вал и поворачивают на 3600
.
Радиальное биение поверхности может задаваться относительно оси вращения детали или относительно других поверхностей. В этом случае последние используют как базовые и деталь устанавливают не в центрах, а в призмы на эти поверхности (рис. 6.14, а). За биение измеряемой поверхности относительно установочных поверхностей принимают разность наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора за один оборот детали.
Радиальное биение измеряемой поверхности относительно другой может быть оценено при установке детали в центрах. Используют приспособление типа мостик, изображенное на рис. 6.14, б. Приспособление подводят к измеряемой детали до контакта упора с базовой поверхностью.
Измерительный наконечник головки касается измеряемой поверхности. За радиальное биение измеряемой поверхности относительно базовой принимают разность отклонений за один оборот детали.
-прослушиванием стуков.
Стуки двигателя прослушивают при помощи стержневого (рис. 6.18, а) или трубчатого (рис. 6.18, б) стетоскопов, прикасаясь концом стержня 2 или 4 к зонам прослушивания на двигателе.
Состояние коренных подшипников коленчатого вала определяют, прослушивая нижнюю часть блока цилиндров при резком открытии и закрытии дроссельной заслонки. Изношенные коренные подшипники издают сильный глухой стук низкого тона, усиливающийся при резком увеличении частоты вращения коленчатого вала.
Состояние шатунных подшипников коленчатого вала определяют аналогично. Изношенные шатунные подшипники издают стук среднего тона, по характеру схожий со стуком коренных подшипников, но менее сильный и более звонкий, исчезающий при выключении свечи зажигания или форсунки прослушиваемого цилиндра.
Работу сопряжения поршень — гильза цилиндра прослушивают по всей высоте цилиндра при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю. Появление звука, напоминающего дрожащий звук колокола, усиливающегося с увеличением нагрузки на двигатель и уменьшающегося по мере прогрева двигателя, указывает на возможное увеличение зазора между поршнем и гильзой цилиндра, изгиб шатуна, перекос оси шатунной шейки или поршневого пальца, особенно, если у двигателя наблюдается повышенный расход топлива и масла. Скрипы и шорохи в сопряжении поршень — гильза цилиндра свидетельствуют о начинающемся заедании в этом сопряжении, вызванном малым зазором или недостаточным смазыванием.
Состояние сопряжения поршневой палец — втулка верхней головки шатуна проверяют, прослушивая верхнюю часть блока цилиндров при малой частоте вращения коленчатого вала с резким переходом на среднюю. Резкий металлический стук, напоминающий частые удары молотком по наковальне и пропадающий при отключении свечей зажигания или форсунок, указывает на увеличение зазора между поршневым пальцем и втулкой, недостаточное смазывание или чрезмерно большое опережение начала подачи топлива.
Сопряжение поршневое кольцо — канавка поршня проверяют на уровне н. м. т. хода поршня при средней частоте вращения коленчатого вала. Слабый, щелкающий стук высокого тона, похожий на звук от ударов колец одно о другое, свидетельствует об увеличенном зазоре между кольцами и поршневой канавкой либо об изломе колец.
Еще одним эффективным методом проверки состояния кривошипно-шатунного механизма является измерение суммарных зазоров в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике. Проверку проводят при неработающем двигателе при помощи устройства КИ-11140 (рис. 6.19).
Наконечник 3 с трубкой 4 устройства устанавливают на место снятой свечи зажигания или форсунки проверяемого цилиндра. К основанию 2 через штуцер присоединяют компрессорно-вакуумную установку. Поршень устанавливают за 0,5... 1,0 мм отв. м. т. на такте сжатия, стопорят коленчатый вал от проворачивания и с помощью компрессорно-вакуумной установки попеременно создают в цилиндре давление 200 кПа и разряжение 60 кПа. При этом поршень, поднимаясь и опускаясь, выбирает зазоры, сумма которых фиксируется индикатором 1.
Рис. 6.19. Устройство КИ-11140:
Зоны прослушивания стуков в диеателев двигателе:
I — стержень; 2 — мембрана; 3 — резиновые трубки; 4 — наконечники;
5 — пружинная пластина; 6 — телефон; 7 — клапанов; 8 — поршневых
пальцев; 9 — распределительных шестерен; 10 — коренных подшипников;
II — подшипников распределительного вала
Компрессометры(а, б) и компрессограф(в):
а — для бензиновых и газовых двигателей; б — для дизелей; в — компрессограф; 1 — вентиль; 2 — манометр; 3 — наконечник; 4 — рукоятка; 5 — шкала с записью по цилиндрам; 6 — цилиндр с поршневым приводом самописца
Пример дефектовки и рекомендаций по восстановлению деталей, таблица 4
Таблица 4
Комплектование деталей
Комплектование — часть производственного процесса, которая выполняется перед сборкой и предназначена для обеспечения непрерывности и повышения производительности процесса сборки, для ритмичного выпуска изделий требуемого и стабильного уровня качества и снижения трудоемкости и стоимости сборочных работ.
При комплектовании выполняют следующий комплекс работ:
- накопление, учет и хранение новых, восстановленных и годных без ремонта деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий, подачу заявок на недостающие составные части;
- подбор составных частей сборочного комплекта (группы деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий, составляющих то или иное изделие) по номенклатуре и количеству;
- подбор сопряженных деталей по ремонтным размерам;
- подбор и пригонку деталей в отдельных соединениях;
- доставку сборочных комплектов к постам сборки до начала выполнения сборочных работ.
Различают три способа комплектования деталей: штучный, групповой и смешанный.
При штучном комплектовании к базовой детали подбирают сопрягаемую деталь исходя из величины зазора или натяга, допускаемого техническими условиями. Например, к блоку цилиндров подбирают поршни. При штучном подборе затрачивается много времени. Этот способ применяют на небольших универсальных ремонтных предприятиях.
При групповом комплектовании поле допусков размеров обеих сопрягаемых деталей разбивают на несколько интервалов, а детали по результатам измерений сортируют в соответствии с этими интервалами на размерные группы. Размерные группы сопрягаемых деталей маркируют цифрами, буквами или красками. Групповое комплектование применяют для подбора ответственных деталей (гильз, поршней, поршневых пальцев, коленчатых валов, плунжерных пар).
При смешанном комплектовании деталей используют оба способа. Ответственные детали комплектуют групповым, а менее ответственные — штучным способом.
Способ комплектования деталей находится в тесной связи со способом обеспечения точности при сборке.
Наряду с тремя основными способами комплектования во избежание несбалансированности некоторые детали подбирают по массе (например, поршни двигателей внутреннего сгорания). Иногда комплектование сопровождается слесарно-подгоночными операциями.
Крупногабаритные детали и сборочные единицы (блок и головка цилиндров, картеры, детали кабины, кузова, рамы и др.) целесообразно доставлять на посты сборки, минуя комплектовочный участок.
Железнение
Процесс железнения представляет собой осаждение металла на ремонтируемую поверхность детали в водных растворах солей железа. Он нашел широкое применение при восстановлении деталей с износом от нескольких микрометров до 1,5 мм на сторону. Производительность процесса железнения примерно в 10 раз выше, чем при хромировании.
При восстановлении крупногабаритных деталей сложной конфигурации (блоки цилиндров, картеры коробок передач и задних мостов, коленчатые валы и другие) возникают трудности, связанные с изоляцией мест, не подлежащих покрытию. Для железнения таких деталей применяют вневанный способ.
Принцип вневанногожелезнения — это в зоне нанесения покрытия создание местной ванны (электролитической ячейки), при сохранении традиционной технологии железнения.
Способы вневанного осаждения металлов. Струйное железнение. С помощью насоса электролит подают струями в межэлектродное пространство через отверстия насадка. Насадок одновременно служит анодом и местной ванночкой. Для получения равномерного покрытия деталь вращается с частотой до 20 об/мин-1. Железнение возможно из концентрированного холодного хлористого электролита при плотности токаDK= 40...55 А/дм2 с производительностью 0,4 мм/ч. Для упрощения технологического процесса применительно к ремонту шеек коленчатых валов разработана электролитическая ячейка (рис. 16.5), которая дает возможность вести железнение и хромирование шеек без вращения детали. В эту ячейку электролит поступает под давлением через патрубок 1 и благодаря наклонному расположению отверстий в цилиндрическом аноде 8 приобретает вращательное движение вокруг катода. Скорость протекания электролита в аноднокатодном пространстве принимают 100... 150 см/спри удельном его расходе 40... 45 л/мин на 1 дм.2 покрываемой поверхности.
Проточное железнение. С помощью приспособлений изношенное отверстие детали превращается в закрытую местную гальваническую ванночку. В ее центр устанавливают анод (рис. 16.6) и через нее прокачивают насосом электролит. Анод и деталь неподвижны. При их подключении к источнику постоянного тока на поверхности отверстия осаждается железо. Электролит протекает в катодно-анодном пространстве со скоростью 15... 18 см/с. Температура электролита — 75...80°С, катодная плотность тока — 25... 30 А/дм2. Осаждаются качественные гладкие покрытия со скоростью 0,3 мм/ч, толщиной до 0,7 мм и твердостью 4000...4500 МПа. Износостойкость восстановленных данным способом посадочных поверхностей на 25...50% выше износостойкости новых.
16.4. Защитно-декоративные покрытия
Цинкование. Этот процесс применяют главным образом для защиты деталей из черных металлов от коррозии. В ремонтном производстве его используют для защиты от коррозии крепежных материалов.
Никелирование. Никелирование применяют для покрытия металлов — стали, меди, латуни, цинка, алюминия. Непосредственно никелем покрывают только медь и латунь, а остальные металлы — только после предварительногомеднения. Никель применяют в качестве защитного покрытия перед декоративным хромированием. С помощью никелирования повышают износостойкость трущихся поверхностей деталей и восстанавливают их размеры.
ГЛАВА 17. ПРИМЕНЕНИЕ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ В АВТОРЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
17.1. Назначение лакокрасочных покрытий
Для защиты деталей автомобиля от разрушения из-за атмосферных воздействий и придания им декоративного вида применяют различные системы покрытий. Система покрытий — это сочетание последовательных нанесенных слоев лакокрасочных материалов различного назначения. Необходимость применения системы покрытий вызвана невозможностью в одном материале сочетать многообразие свойств, какими должно обладать покрытие.
Лакокрасочные материалы — это жидкие составы, которые после нанесения их на поверхность детали тонким слоем и высыхания образуют пленки, которые должны иметь прочное сцепление с поверхностью. Образование пленок происходит в результате двух основных процессов:
испарения растворителе;
химических превращений —эти процессы переводят пленкообразующие из жидкого состава в твердое.
Для образования прочного сцепления пленки с поверхностью детали необходимо обеспечить смачиваемость и адгезию. Качество прилипания зависит от следующих показателей: материала поверхности (лакокрасочная пленка лучше сцепляется с поверхностью черных и хуже с поверхностью цветных металлов, так как их поверхность является более гладкой, чем у черных металлов);
шероховатости поверхности (при большой шероховатости поверхности имеющиеся выступы не смачиваются краской, и отрыв ее происходит по выступающим местам поверхности);
степени очистки поверхности от загрязнений и влаги (остатки жиров, масел и пыли на окрашиваемой поверхности также ухудшают адгезию и способствуют отслаиванию покрытия.Наличие влаги на поверхности приводит к снижению адгезии).
Если покрытие обладает недостаточной водостойкостью пленки, то через ее поры проникает вода, которая соприкасаясь с металлом вызывает его коррозию под пленкой. Продукты коррозии вспучивают лакокрасочную пленку, и она отрывается от поверхности металла.
17.2. Лакокрасочные материалы и их характеристика.
Основные компоненты лакокрасочных материалов — это пленкообразующие, пигменты, растворители. Лакокрасочные материалы состоят из многих компонентов, важнейшими из которых являются пленкообразующие, пигменты, растворители.
В качестве пленкообразующих используют преимущественно синтетические (искусственные) смолы, растительные масла, битумы, эфиры и др. Они служат для образования пленки с достаточной адгезией и необходимыми служебными свойствами, важнейшим из которых является сопротивляемость воздействию климатических факторов (температура, влажность и др.).
Пигменты — это цветные порошкообразные вещества, не растворяющиеся в растворителях и образовывающие с пленкообразующими защитные или декоративно-защитные покрытия. Служат для придания покрытию необходимого цвета. В качестве пигментов используют оксиды или соли металла (охру, железный сурик, ультрамарин, цинковые и титановые белила), металлические порошки (цинковую пыль, алюминиевую пудру), графит, сажу, а также некоторые органические вещества.
Растворители — летучие жидкости, способные растворять пленкообразующие. Служат для придания лакокрасочным покрытиям необходимой вязкости, растекаемости, улучшения адгезии.
Для улучшения служебных и технологических свойства лакокрасочных покрытий могут вводить компоненты — наполнители, сиккативы, инициаторы, пластификаторы, отвердители, катализаторы, ускорители полимеризации, добавки для улучшения смачиваемости, растекаемости и т.д.
В ремонтном производстве, как и в машиностроении, применяют как основные виды лакокрасочных материалов: грунтовки, шпатлевки, краски и эмали, так и вспомогательные — растворители, разбавители, смывки и др.
Грунтовки — это пигментированные растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях. Грунтовки применяют в качестве первого слоя, обеспечивающего прочное сцепление их с поверхностью окрашиваемого металла.
Шпатлевки (НЦ-007, НЦ-008, НЦ-009, ПФ-002, МС-006, ЭП-0010, ЭП-0020) — это густые пасты, состоящие из пленкообразующего вещества, наполнителей и пигментов. Шпатлевки предназначены для устранения неровностей и исправления на поверхности изделий разных дефектов: вмятин, раковин, царапин и др. Шпатлевки нельзя наносить толстыми слоями. Адгезия шпатлевок к металлу хуже, чем у грунтовок, их наносят на предварительно загрунтованные поверхности.
Эмали(MЛ1-12, MЛ1-197, MJI-1110 и др.) — это пигментированные лаки, наносимые в основном по грунтовке или шпатлевке. Эмали применяют для защиты изделий от коррозии и придания им декоративного вида. При окраске кузовов автомобилей применяют синтетические, меламиноалкидные и нитроцеллюлозные эмали.
Краски представляют собой пасты, состоящие из пигментов или смеси пигментов и наполнителей, замешанных на олифе или специально подготовленных растительных маслах. Краски бывают жидкотертые (готовые к употреблению) и густотертые. Густотертые краски разводят олифой, глифталевыми или пентафталевыми лаками до нужной вязкости. Краски применяют для защиты изделий от коррозии и придания им декоративного вида. Покрытия на основе красок менее стойки к воздействию атмосферных условий, чем покрытия на основе многих синтетических эмалей, поэтому краски в ремонтном производстве применяют ограниченно.
Растворители и разбавители (Уайт-спирит, Сольвент, Р-40, РФГ-1 и др.) применяют для придания лакокрасочным материалам необходимой рабочей вязкости.
Смывки (СД, АФТ-1, СП-6 и др.) используют для снятия лакокрасочного покрытия. Они представляют собой смеси различных растворителей. При их воздействии покрытие разбухает, вспучивается и отстает от металла. Иногда смывки могут быть заменены обычными растворителями. Наибольшее распространение получили смывки на основе органических растворителей.
17.3. Технологический процесс нанесения лакокрасочных покрыт
Приготовление окрасочных материалов. Перед употреблением окрасочные материалы тщательно перемешивают электромеханическим или вибрационным способом, процеживают и разбавляют соответствующими растворителями до необходимой рабочей вязкости.
Подготовка поверхности детали к окраске производится с целью удаления различного рода загрязнений, влаги, коррозионных повреждений, старой краски и др. Примерно 90 % трудозатрат приходится на подготовительные работы и только 10 % — на окрашивание и сушку. От качества подготовки поверхностей в значительной степени зависит долговечность лакокрасочного покрытия.
Окрашиваемая поверхность в зависимости от применяемого способа ее очистки может иметь различную степень шероховатости, отличающуюся размером выступов и глубиной впадин. Для обеспечения защиты металла от коррозии толщина слоя краски должна превышать выступающие на металле гребешки в 2... 3 раза.
Подготовка поверхностей к окраске включает очистку деталей, обезжиривание, мойку и сушку..
Грунтование. Применение той или иной грунтовки определяется в основном видом защищаемого материала, условиями эксплуатации, а также маркой наносимых покрывных эмалей, красок и возможностью применения горячей сушки. Сцепление (адгезия) грунтовочного слоя с поверхностью определяется качеством ее подготовки.
Грунтовку нельзя наносить толстым слоем.
Шпатлевание. На поверхностях деталей могут быть вмятины, небольшие углубления, раковины, несплошность в местах стыков, царапины и другие дефекты, которые заделывают нанесением на поверхность шпатлевки. Шпатлевка способствует значительному улучшению внешнего вида покрытий, но так как содержит большое количество наполнителей и пигментов, то ухудшает механические свойства, эластичность и вибростойкость покрытий.
Шпатлевание применяют в тех случаях, когда другими методами (подготовкой, грунтованием и др.) невозможно удалить дефекты поверхностей.
Шпатлевку наносят на предварительно загрунтованную и хорошо просушенную поверхность. Для улучшения сцепления с грунтовкой проводят обработку загрунтованной поверхности шлифовальной шкуркой с последующим удалением продуктов зачистки.
Шлифование. Для удаления с зашпатлеванной поверхности шероховатостей, неровностей, а также соринок, частиц пыли и других дефектов производят шлифование. Для шлифования применяют различные абразивные материалы в порошкообразном виде или в виде абразивных шкурок и лент на бумажной и тканевой основе. Шлифовать можно только полностью высохшие слои покрытия. Используют шлифование «сухое» и «мокрое». Нанесение внешних слоев покрытий. После нанесения грунтовки и шпатлевки (если она необходима) наносят внешние слои покрытия. Число слоев и выбор лакокрасочного материала определяютсятребованиями к внешнему виду и условиями, в которых изделие будет эксплуатироваться.
Первый слой эмали по шпатлевке является «выявительным», его наносят более тонко, чем последующие. Выявительный слой служит для обнаружения дефектов на зашпатлеванной поверхности. Выявленные дефекты устраняют быстросохнущими шпатлевками. Высушенные зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой и удаляют продукты зачистки. После устранения дефектов наносят несколько тонких слоев эмали. Нанесение эмалей производят распылителем.
Полирование. Для придания всей окрашенной поверхности равномерного зеркального блеска производят полирование. Для этого используют специальные полировочные пасты (№ 291 и др.). Полирование проводят небольшими участками. Эту операцию можно осуществлять вручную (фланелевым тампоном) или с помощью механических приспособлений.
Сушка. После нанесения каждого слоя лакокрасочных материалов проводится сушка. Она может быть естественной и искусственной. Процессы естественной сушки ускоряют интенсивная солнечная радиация и достаточная скорость ветра. Чаще всего естественная сушка применяется для быстросохнущих лакокрасочных материалов.
Конвекционная сушка. Она выполняется в сушильных камерах потоком горячего воздуха. Тепло идет от верхнего слоя лакокрасочного покрытия к металлу изделия, образуя верхнюю корку, которая препятствует удалению летучих компонентов, и тем самым замедляется процесс сушки. Температура сушки в зависимости от вида лакокрасочного покрытия колеблется в пределах 70... 140°С. Продолжительность сушки от 0,3...8 ч.
Терморадиационная сушка. Окрашенная деталь облучается инфракрасными лучами, а сушка начинается с поверхности металла, распространяясь к поверхности покрытия.
Комбинированная сушка (терморадиационно-конвекционная). Суть его состоит в том, что кроме облучения изделий инфракрасными лучами производится дополнительный нагрев горячим воздухом.
Перспективными методами сушки лакокрасочных покрытий является ультрафиолетовое облучение и электронно-лучевая сушка.
Контроль качества окраски изделий. Контроль осуществляют внешним осмотром, измерениями толщины нанесенного слоя пленки и адгезионных свойств подготовленной поверхности.
Внешним осмотром выявляют наличие блеска покрытия, сорности, рисок, потеков и других дефектов окрашенной поверхности. На поверхности допускаются на 1 дм2 площади не более 4 шт. соринок размерами не более 0,5 х 0,5 мм, незначительная шагрень, отдельные риски и штрихи. Лакокрасочное покрытие не должно иметь подтеков, волнистости и разнооттеночности.
ГЛАВА 18. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
18.1. Общие сведения
Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей по сравнению с другими способами позволяет снизить трудоемкость восстановления на 20... 30 %, себестоимость ремонта — на 15...20%, расход материалов — на 40...50%. Это обусловлено следующими особенностями их использования: не требуется сложного оборудования и высокой квалификации рабочих; возможностью восстановления деталей без разборки агрегатов; отсутствие нагрева детали; не вызывает снижения усталостной прочности восстановленных деталей; во многих случаях позволяет не только заменить сварку или наплавку, но и восстанавливать детали, которые другими известными способами восстановить невозможно или опасно с точки зрения безопасности труда; позволяет миновать сложные технологические процессы нанесения материала и его обработку.
Полимеры — это высокомолекулярные органические соединения искусственного или естественного происхождения.
Пластмассы — композиционные материалы, изготовленные на основе полимеров, способные при заданных температуре и давлении принимать определенную форму, которая сохраняется в условиях эксплуатации. Кроме полимера, являющегося связующим веществом, в состав пластмассы входят наполнители, пластификаторы, отвердители, ускорители, красители и другие добавки. Содержание наполнителей (металлический порошок, цемент, графит, ткань и др.) может достигать 70%.
Полимеры делят на две группы:
-термопластичные (термопласты) — полиэтилен, полиамиды и другие материалы — при нагревании способны размягчаться и подвергаться многократной переработке;
-термореактивные (реактопласты) — эпоксидные композиции, текстолит и другие материалы — при нагревании вначале размягчаются, а затем в результате химических реакций затвердевают и необратимо переходят в неплавкое и нерастворимое состояние.
Пластмассы применяют для восстановления размеров деталей, заделки трещин и пробоин, герметизации и стабилизации неподвижных соединений, изготовления некоторых деталей и пр.
Пластмассы наносят намазыванием, газопламенным напылением, вихревым, вибрационным способами, литьем под давлением, прессованием и др.
Для обеспечения надежной адгезии полимера с деталью ее поверхность должна быть тщательно подготовлена, для чего производятся очистка от грязи, механическая обработка или зачистка поверхности шлифовальной шкуркой, тщательное обезжиривание (в щелочных растворах, ацетоном, бензином и др.) с последующей сушкой. Для увеличения сцепляемостиполимера с поверхностью детали у последней сверлят отверстия, нарезают канавки, резьбу, проводят струйную обработку и т. д.
18.2. Характеристика и области применения синтетических материалов
В ремонтном производстве используют составы на основе эпоксидных смол (табл. 18.1), чаще всего смолу ЭД-16. Она отвердевает под действием отвердителей.
Технология приготовления эпоксидной композиции включает следующие операции: эпоксидную смолу разогревают в термошкафу или емкости с горячей водой до жидкого состояния (60...80°С); проводят отбор необходимого количества жидкой эпоксидной смолы; добавляют небольшими порциями пластификатор (дибутилфталат); перемешиваю
смеси в течение 5...8 мин; вводят в состав необходимые наполнители; перемешивают смеси в течение 8... 10 мин.
Полученная композиция (состав) сохраняется длительное время. Непосредственно перед ее применением добавляют отвердитель и тщательно перемешивают в течение 5...7 мин. Время использования полученного состава находится в пределах 20...30 мин.
Для герметизации и восстановления посадок неподвижных соединений находят широкое распространение эластомеры и герметики (табл. 18.2), в том числе анаэробные. Эластомеры представляют собой вальцованные листы типа твердой резины, толщиной 2...5 мм. Необходимое количество эластомера режут на кусочки 10 х 10 мм и помещают в стеклянную емкость, заливают расчетным количеством ацетона и оставляют на 10... 12 ч для разбухания и растворения. Емкость должна быть плотно закрыта резиновой или притертой стеклянной пробкой. Работу производят на столе, оборудованным вытяжным шкафом.
Анаэробные полимерные составы — это смеси жидкостей различной вязкости, способные длительное время оставаться в исходном состоянии без изменения свойств и быстро отвердевать с образованием прочного полимерного слоя в узких зазорах между поверхностями при температурах 15...35°С при условии прекращения контакта с кислородом воздуха Благодаря высокой проникающей способности анаэробные полимерные материалы плотно заполняют трещины, микродефекты сварных швов, зазоры.
В табл 18.3 приведены условия получения и характеристики некоторых клеевых соединений, применяемых при ремонте машин.
Примерные области применения полимерных материалов при ремонте машин приведены в табл. 18.4.
18.3. Технологии использования синтетических материалов
Для з