Энергия и Сила. Намерение. Воля
Свойство интегрального пространства Мира образовывать в себе зоны динамической неоднородности назовем изначальной энергией. Сообразно расслоению непроявленного в нашей условной модели на три аспекта проявлений качество энергии также неизбежно оказывается тройственным. Энергию в совокупности с информацией о ее качестве назовем "Силой" или - традиционно - "праной" . Соединяющая в себе компенсированные качества Сила в изначальном ее состоянии непроявленной потенции формирования абсолютной активности, абсолютной инертности и их равновесного состояния - Изначальная Сила, проявление которой приводит к формированию трех аспектов Силы - Силы тамаса или Силы инь, Силы раджаса или Силы ян, и Силы в равновесном состоянии саттвы.
Пространство проявленного мира находится в непрерывном движении. Изменение распределения зон неоднородности пространства назовем потоком энергии. Поток энергии, "оформленной" каким-либо из качеств назовем потоком Силы или потоком праны. Отдельный поток Силы какого-либо одного из двух изначальных качеств существовать не может. Как только однородность небытия нарушается импульсом намерения сотворить проявленное, Изначальная Сила проявляется в форме двух потоков Силы противоположного качества, возникающих друг из друга, друг в друге растворяющихся, и пребывающих в состоянии динамического равновесия. Сама по себе Изначальная Сила не существует. Она проявляется только как динамическое равновесие противоположных начал.
Потенциальное состояние целостного Мира - единая однородная пустота небытия пространства и оплодотворяющего принципа - трансформируется в проявленное состояние дифференцированного творения вследствие действия намерения Мира осознать себя. Механизм приведения намерения в действие назовем "волей". В непроявленном воля является единственным универсальным законом. Других нет. Как только возникает проявленное, некоторая часть воли "связывается" в объективные законы его организации и функционирования. Наиболее фундаментальным общим законом структурной организации пространства проявленного является закон вихря. Пространственная структура всего проявленного вихреобразна - от самых недр микромира до мега-формирований Универсума все организовано в форме вихрей. Это явственно прослеживается в организации материи "физического" мира - от элементарных частиц до галактик и метагалактик.
На более "грубых" уровнях организации бытия количество законов и степень их частности увеличиваются. Чем менее многомерно подпространство, чем более структурированы и формально фиксированы его формации, чем "грубее" соответствующий ему уровень материи, тем меньше в нем существует степеней свободы, тем большая часть универсальной воли связана в нем в жесткие законы, детерминирующие организацию его материи, и тем меньшая доля воли может быть проявлена как свободная воля существ, осознающих себя в данном мире - подпространстве интегрального Мира.
Отсюда - столь фатальная ограниченность обычного человека множеством непреложных физических и производных от них законов в трехмерном "физическом" мире - единственном из подпространств пространства интегрального Мира, где обычное человеческое существо себя осознаёт - пусть в большинстве случаев не полноценно, но всё же… И отсюда же - фантастическая возможность постичь организацию Мироздания, исследуя проявления воли в трехмерном пространстве физического мира, где ее можно "разложить по полочкам", исследуя неизменные проявления ее аспектов в форме объективных законов. Наименее многомерный и ограничивающий свободу волеизъявления тремя пространственными измерениями и однонаправленным линейным временем физический континуум, оказывается, таким образом, оптимальным "местом" для исследования и изучения механизмов действия воли и приведения в действие намерения. Именно "здесь" находятся "информационные ключи" к управлению процессом концентрации осознания. То, что мы можем осознать за период пребывания здесь в форме осознающих существ, воплощенных в органических телах, мы не сумеем осознать больше нигде. Ибо в более многомерных пространствах так называемых "тонких" миров разница между свободной волей и объективным законом в значительной степени размыта. Поэтому научиться даже таким простым вещам как различение между намерением и желанием, эмоциями и чувствами "там" значительно сложнее, чем "здесь".
Соотношение "тонкого" и "грубого". Свобода
Творение разворачивается от более "тонкого" к более "грубому". Когда предел достигнут и элементарная структура материи Мира сформирована вплоть до самого "грубого" уровня, в котором еще возможно пространственное бытие хотя бы в однонаправленном линейном потоке времени, происходит интеграция, из распределенной потенции осознания рождающая локализованное осознание, которое развивается от "грубого" к "тонкому" путем воплощения саморазвивающегося сознания во все более усложняющихся живых материальных структурах. Чем выше сложность организации сознания, тем на более "тонком" плане существо способно себя осознавать и развивать. Выполнение же осознанных действий на "тонких" планах позволяет осуществлять реорганизацию фундаментальных проявлений материи планов более "грубых".
Таким образом, внося незначительные изменения в процессы, происходящие на более "тонких" планах, можно значительно существеннее и фундаментальнее влиять на явления более "грубых" планов, чем посредством попыток изменить "грубое" непосредственно . Изменения, осуществляемые непосредственным воздействием на "грубое", также "отзываются" в "тонком", однако ограниченной воле "грубого" самоосознания эти "отклики" неподконтрольны. Степень реальной свободы обладающего самоосознанием существа определяется уровнем его свободы воли и количеством энергии, распределением которой существо способно осознанно управлять, то есть, фактическим запасом имеющейся в его распоряжении наличной энергии. При переходе от "тонкого" к "грубому" значительная часть энергии воздействия "сворачивается" в измененные состояния материи. Чтобы осуществить незначительные изменения распределения материи в "грубом", нужно иметь возможность вложить огромное количество собственной энергии в изменяющие действия воли в "тонком". Либо с филигранной точностью произвести какие-либо манипуляции управления чужими потоками энергии. Уровень свободы воли и способность управлять распределением энергии определяются уровнем самоосознания и степенью полноты осознанности.
Йога
Йогой назовем состояние тотальной интегрированности самоосознания, в котором человеческое существо равно полноценно осознает и контролирует все свои фактические проявления на всех уровнях бытия интегрального Мира .
Накопление фактического опыта осознанного функционирования в условиях человеческого социума, обеспечивающее некоторый этап эволюции сознания - так можно интерпретировать основной смысл воплощения самоосознающей Сущности в форме человеческого существа. Пребывание в состоянии йоги увеличивает эффективность социального функционирования человеческого существа за счет повышения психоэнергетического уровня его биологических и социальных проявлений, а также за счет полноценного осознания сути явлений, действий, их результатов, последствий и взаимосвязей на различных планах бытия Мира.
Вряд ли имеет смысл практика, ведущая к состоянию йоги, но не имеющая под собой стремления овладеть искусством управления намерением и волей. Сфера жизненных проявлений воплощенных человеческих существ - полигон, на котором из воплощения в воплощение отрабатывается это искусство. Чем выше осознанность, тем выше уровень доступа к управлению Силой посредством воли как инструмента реализации намерения. Охота за Силой - таков действительный алгоритм и сущность того, что принято именовать "процессом духовного развития".