Обучение детей скольжению по ледяным дорожкам.

План.

1. Значение использования данного вида в работе с детьми.

2. Задачи обучения детей разного возраста по «Программе воспитания и обучения в д/саду» под. ред. Васильевой.

3. Техника передвижения.

4. Упражнения для младших и старших дошкольников.

5. Подвижные игры для младших и старших дошкольников.

6. Методика обучения детей скольжению по ледяным дорожкам:

а) Создание условий.

б) Организация детей.

в) Приёмы обучения.

7. Правила катания на ледяных дорожках. Предупреждение травм.

Обучение детей катанию на санках.

План.

1. Значение катания на санках.

2.Задачи обучения детей разного возраста по «Программе воспитания и обучения в д/саду» под. ред. Васильевой.

3.Техника катания на санках.

4. Упражнения для младших и старших дошкольников. Особенности их проведения.

5.Подвижные игры для младших и старших дошкольников. Особенности их проведения.

6.Методика обучения детей катанию на санках:

а) Создание условий.

б) Организация детей.

в) Приёмы обучения.

г) Дозировка физической нагрузки.

7. Правила катания на санках с горы. Предупреждение травм.

Обучение детей ходьбе на лыжах.

План.

1. Значение ходьбы на лыжах.

2. Задачи обучения детей разного возраста по «Программе воспитания и обучения в д/саду» под. ред. Васильевой.

3. Техника ходьбы на лыжах.

4. Упражнения для младших и старших дошкольников.

5. Подвижные игры для младших и старших дошкольников.

6. Методика обучения детей:

а) Создание условий.

б) Организация детей.

в) Приёмы обучения.

г) Дозировка физической нагрузки.

7. Правила поведения детей на лыжне. Профилактика травматизма.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

План.

1. Значение плавания. Общая характеристика.

2. Задачи обучения детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под. рек. Васильевой по возрастным группам.

3. Техника плавания. Способы плавания.

4. Упражнения для младших дошкольников.

5. Упражнения для старших дошкольников.

6. Игры на воде для младших и старших дошкольников.

7. Методика обучения детей:

а) Создание условий. Одежда детей.

б) Организация детей.

в) Приёмы обучения.

г) Подготовительные упражнения на суше.

д) Дозировка нагрузки.

8. Техника безопасности. Правила организации занятий.

Катание на самокатах

План.

1. Значение катания на самокатах.

2. Задачи обучения детей разного возраста по «Программе воспитания и обучения в д/саду» под. ред. Васильевой.

3. Технические умения.

4. Упражнения для старших дошкольников.

5. Подвижные игры.

6. Методика обучения детей:

а) Создание условий, подбор самоката по росту, дорожка для катания.

б) Организация детей.

в) Приёмы обучения.

г) Дозировка физической нагрузки.

7. Правила катания на самокате.

Предупреждение травм (См. правила катания на велосипеде).

Обучение детей катанию на велосипеде

План.

1. Значение катания на велосипеде.

2. Задачи обучения детей разного возраста по «Программе воспитания и обучения в д/саду» под. ред. Васильевой.

3. Техника для передвижения.

4. Упражнения для младших и старших дошкольников.

5. Игры с использованием велосипеда для младших и старших дошкольников.

6. Методы обучения катанию на велосипеде:

а) Создание условий для катания. Оборудование дорожки.

б) Организация детей.

в) Приёмы обучения.

г) Дозировка нагрузки.

7. Правила катания на велосипеде, предупреждение травм.

Критерии оценки:

Знать виды зимних спортивных упражнений.

Знать виды летних спортивных упражнений.

Знать методику обучения детей спортивным упражнениям.

Контроль результатов:

Письменная форма контроля.

Литература:

1. Адашкявичене Э.И.. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М, 1992 год.

2. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. М., 1982 год.

3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания дошкольников. М., «Просвещение», 1985 год.

4. Осокина Т.П., Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. Обучение плаванию в детском саду. М., «Просвещение», 1991 год.

5. Осокина Т.П.. Как научить детей плавать. М., «Просвещение», 1985 год.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2005.

7. Пустынникова Л.Н.. Коньки в детском саду. М., 1979 год.

8. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - 3 изд., М, Просвещение, 1984 г.

Самостоятельная работа №10.

Тема: «Физкультурные занятия».

Цель работы:Систематизировать теоретические знания. Вырабатывать способность использовать теоретические знания на практике.

Содержание задания:

Составить три конспекта физкультурных занятий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Пояснения. Физкультурные занятия являются основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является обучение детей правильным двигательным навыкам и развитие у них физических качеств.

На физкультурных занятиях систематически решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Содержание занятия определяется программными задачами, которые педагог определяет самостоятельно. Методы и приёмы обучения детей соответствуют их возрастным особенностям.

Порядок выполнения работы.

1. Работа с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Задание:

1. Составить программное содержание к физкультурному занятию для детей определенного возраста.

2. Подобрать физические упражнения к каждой части занятия.

3. Выбрать способы организации детей в основной части занятия.

4. Самостоятельное проведение студентами отдельных частей занятия по заданию преподавателя.

Основные требования к результатам работы:

Содержание физкультурного занятия записывается по следующей схеме:

№     № Содержание (упражнения) Дозировка Темп Дыхание Организационно-методические указания Примечание
             

В графе «Дозировка» указывается количество повторений движения или его длительность по времени, выраженном в секундах или минутах.

В графе «Темп» указывается темп выполнения движения: медленный или быстрый, средний темп принято не обозначать.

В графе «Организационно-методические указания» описывается порядок и методика работы с детьми: определяется, кто выполняет показ движений, дается описание элементов техники, указывается способ организации детей при выполнении двигательного задания.

Физкультурное занятие включает 3 части: вводно-подготовительную, основную и заключительную, которые связаны между собой.

Педагог выбирает самостоятельно наиболее удачный способ организации детей:

индивидуальный; фронтальный; посменный; поточно-посменный; поточно-круговой; групповой в зависимости от задач обучения, имеющегося оборудования, количества детей.

В конспекте необходимо выполнять графическую зарисовку - схему размещения и перемещения детей.

Критерии оценки:

Знать виды физкультурных занятий.

Знать методику проведения физкультурных занятий с детьми разного дошкольного возраста.

Контроль результатов:

Письменная форма контроля.

Литература:

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983

2. Кенеман А. В. ,Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., Просвещение.

  1. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 3-4, 4-5, 5-6 лет» М., 1988г.
  2. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2005.

6. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» М., Академия, 2001 год.

  1. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М., Просвещение, 1984 г.

Самостоятельная работа №11.

Тема: «Утренняя гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста».

Цель работы: Составление комплексов утренней гимнастики для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание задания:

- Чтение текста учебника, методической литературы;

- Составление комплексов утренней гимнастики для детей младшего и старшего возраста.

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей: вводная; основная; заключительная.

Пояснения: Утреннюю гимнастику проводят с детьми ежедневно, её цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Утренняя гимнастика способствует всестороннему воспитанию детей. Гимнастика состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Физические упражнения, используемые в утренней гимнастике должны быть знакомы детям. Для поддержания интереса к движениям можно использовать различные варианты проведения утренней гимнастики по программе В.Г.Алямовской.

Требования к оформлению конспекта:

Содержание утренней гимнастики записывается по следующей схеме:

№ п/п Содержание (упражнения) Дозировка Темп Дыхание Организационно-методические указания Примечание
             

Критерии оценки:

Знать структуру построение утренней гимнастики.

Знать содержание каждой части утренней гимнастики.

Знать методику проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Контроль результатов:

Сдача готовых конспектов утренней гимнастики для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка М., 1993 г.

2. Бабина К.С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду» - М., Просвещение, 1987 г.

3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду - М., Просвещение, 1990 г.

4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей: учебник. – М.: Академия, 2001 – 368 с.

Самостоятельная работа №12.

Тема: «Физкультурные минуты».

Цель работы: Овладение знаниями о различных типах физкультминут; Формирование умения подбора физических упражнений для физминуток, подготовка к экзамену.

Содержание задания:

Ÿ Чтение текста учебника, дополнительной литературы;

Ÿ Составление конспектов разных типов физкультминуток для различных видов занятий.

Пояснения: Физкультурные минуты - кратковременные перерывы на занятиях для проведения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной и физической работоспособности и профилактики нарушения осанки. Выделены основные признаки утомления, помогающие воспитателю в определении времени для проведения физминут. (по Н. Аксариной).

1. Нарушение недавно сформированных умений.

2. Нарушение координации мелких движений, замедленность их.

3. Длительные отвлечения.

4. Примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.).

5. Появление ранее существовавших, но уже исчезнувших автоматизированных движений, например: сосание пальцев, раскачивание.

6. Повышенная раздражительность.

7. Зевота.

Используются различные виды физминут: комплексные на все группы мышц, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глазных мышц.

Порядок выполнения работы:

1. Работа с методической литературой по плану.

  1. значение физминут и пауз для повышения физической и умственной работоспособности детей;
  2. основные признаки утомления детей;
  3. виды физминуток и их содержание;
  4. требования к отбору упражнений для физминуток и пауз;
  5. принципы подбора упражнений;
  6. методика проведения физминут:
  7. связь физминут с содержанием занятия.

Критерии оценки:

Знать виды и значение физминуток.

Знать методику проведения физмитуток с детьми дошкольного возраста.

Контроль результатов:

Сдача готовых конспектов разных типов физминуток для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., «Развиваем руки, - чтоб учиться писать и красиво рисовать» Ярославль, 2000г.

2.«Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям» Ярославль 1998г. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.

3.Степаненкова Э.Я. «Теория методика физического воспитания и развитие ребенка». М., «Академия». 2001г.

4.Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 1984 г.

5. Щебеко В. Н., Ермак Л. А, Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. - М. 1996г.

Самостоятельная работа №13.

Тема: «Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями».

Цель работы: Систематизировать теоретические знания. Вырабатывать способность использовать теоретические знания на практике.

Содержание задания:

Ÿ Чтение текста учебника, дополнительной литературы,

Ÿ Составить ответ по плану.

План:

1. Физиологическая основа закаливания, его сущность.

1. Принципы закаливания.

2. Закаливание воздухом в повседневной жизни: (пассивное).

A) рациональная одежда,

Б) рациональная обувь детей, босоножие,

B) прогулки на свежем воздухе,

Г) сон на свежем воздухе.

4. Закаливание солнцем. Подбор физических упражнений.

5. Закаливание водой. Подбор физических упражнений.

Традиционные, активные методы закаливания:

1. умывание,

2. полоскание горла,

3. игры с водой,

4. обтирание,

5. обливание,

6. душ,

7. купание.

Нетрадиционные методы закаливания водой.

1. контрастное обливание ног,

2. контрастный душ,

3. закаливание по системе Иванова П.К. «Детка».

Критерии оценки:

Ÿ Знать физиологическую основу закаливания.

Ÿ Знать принципы закаливания.

Ÿ Знать методику проведения закаливания детей с помощью солнца, воздуха и воды.

Контроль результатов:

Письменная форма контроля.

Литература:

1. Алямовская В.П., «Как воспитать здорового ребенка», М., 1993г. стр. 78-79. Приложение №1.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М., Просвещение, 1985г.

3. Орлин B.C. учение П.К. Иванова «Детка». 1991. стр. 13-17, 38-39.

4. Спирина. В, П. «Закаливание детей, М.,Просвещение., 1978.

5. Степаненкова Э.Я. «Теория методика физического воспитания и развитие
ребенка». М., «Академия». 2001г.

6. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 1984 г

Самостоятельная работа №14.

Тема: «Физкультурные досуги и праздники».

Цель: Закрепить и систематизировать знания о различных вариантах, структуре и содержании досугов; об особенностях методики проведения досугов с детьми разных возрастных групп. Уметь методически грамотно подбирать физические упражнения и составлять сценарии досугов.

Физкультурные досуги и праздники являются формами активного отдыха детей.

Содержание задания:

Анализ методической литературы,

Составление сценария физкультурного досуга по плану.

План.

Составить сценарий в следующем порядке:

Ÿ игра средней подвижности для всех детей;

Ÿ двигательное задание «Аттракционы» (не более трех);

Ÿ игра большой подвижности или игра-эстафета, в которой принимают участие все дети;

Ÿ игра малой подвижности для всех детей.

К двигательным заданиям добавить сюрпризные моменты, художественный текст.

Продумать оформление зала, музыкальное сопровождение.

Выделить роль ведущего.

Пояснения: Физкультурные досуги являются формой активного отдыха. Их целью качеств, создание радостного настроения и приучение к активному отдыху. В содержание физкультурных является закрепление двигательных умений и навыков детей, развитие физических досугов включаются знакомые физические упражнения, подвижные игры, аттракционы, обновлённые неожиданными вариантами. Также можно включать дидактические игры, художественное слово, сюрпризные моменты. Выделяют несколько вариантов физкультурных досугов:

1. Вариант основан на знакомых играх и игровых упражнениях.

2. Вариант основан на спортивных играх.

3. Вариант основан на спортивных упражнениях.

4. Вариант основан на играх - эстафетах «Весёлые старты».

5. Вариант основан на выполнении движений под музыку.

6. Вариант основан на использовании одного предмета «Динамический час».

7. Вариант основан на использовании забытых народных игр.

8. Вариант основан на элементах спортивного ориентирования с применением карт - схем.

Структура динамического часа:

1. Общая игра средней подвижности, которая даёт первый эмоциональный настрой (повторяется 2-3 раза).

2. Двигательные задания (аттракционы), их количество зависит от возраста, но не более 3-4. Они подбираются с таким расчётом, чтобы повторить каждый из них 2-3 раза, обеспечить участие каждого ребёнка. Двигательные задания дают возможность одним детям проявить свои умения и навыки, другим - выразить эмоции в качестве болельщиков.

3. Игра с элементами соревнований или игра большой подвижности, в которой снова принимают участие все дети.

4. Игра малой подвижности.

Требования к результатам: подготовится к устному ответу, записи оформить в рабочие тетради.

Критерии оценки:

Ÿ Знать структуру построения физкультурного досуга.

Ÿ Знать варианты физкультурных досугов.

Ÿ Знать методику проведения физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста.

Контроль результатов:

Проведение студентами физкультурных досугов на уроке.

Литература:

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2003. – 64 с.

2. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. «Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Младший и средний дошкольный возраст». Сценарии М., 2000г.

3. Щебеко В.Н., Физкультурные праздники в детском саду. - М., 2000г.

Самостоятельная работа №15.

Тема: «День здоровья. Неделя здоровья».

Цель: Составление планов проведения «Дня здоровья и недели здоровья».

Содержание задания:

- Чтение методической литературы;

- Составление планов проведения «Дня здоровья» и «Недели здоровья».

Пояснения: День здоровья, неделя здоровья являются формами активного отдыха детей. День здоровья проводится один раз в три месяца. Неделя здоровья соответствует школьным каникулам.

Требования к результатам: подготовится к устному ответу, записи оформить в рабочие тетради.

Критерии оценки:

Ÿ Знать содержание «Дня здоровья».

Ÿ Знать виды деятельности, используемые в «Неделе здоровья».

Ÿ Знать методику проведения форм активного отдыха с детьми.

Контроль результатов:

Проведение студентами физкультурных досугов на уроке.

Литература:

1. Осокина Т.П. «Физическая культура в детском саду» М., Просвещение, 1986 год.

2. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» М., «Академия», 2001 год.

3. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы». Составитель: Ф.М. Луури, М, 1991 год.

4. Щебеко В.Н., Ермак А.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание дошкольников» М., , 1996 год.

Самостоятельная работа №16.

Тема: «Элементарный туризм».

Цель: Систематизировать теоретические знания о проведении прогулок за пределы участка. Вырабатывать способность использовать теоретические знания на практике. Подготовка к экзамену.

Содержание задания:

1. Анализ текста учебника, методической литературы.

2. Составить ответ «Организация прогулок за пределы участка» по плану.

План.

1.Значение и место в режиме дня прогулок за пределы участка;

2. Виды прогулок;

3.Выбор маршрута и способов передвижения;

4.Проведение физических упражнений с использованием естественных условий;

5. Обеспечение страховки и предупреждение травм.

Критерии оценки:

Знать значение элементарного туризма..

Знать методику проведения прогулок за пределы участка.

Контроль результатов:

Подготовиться к устному выступлению.

Литература.

1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.

2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы/ Составитель Ю.Ф. Луури, М., Просвещение, 1991 г.

3. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов. Под ред. С.О. Филипповой. – М.: «Академия», 2007. – 224 с.

4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей: учебник. – М.: Академия, 2001 – 368 с.

5. Щебеко В.Н., Ермак А.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание дошкольников» М., Просвещение, 1996 г.

Наши рекомендации