Методика работы над избранной темой

Изучение и анализ литературы

Начальной фазой выполнения курсовой работы является подбор монографической, периодической и специальной литературы по теме ее изучения.

Это позволит студенту понять историю вопроса и современное его состояние, наметить оптимальную методику выполнения работы.

Значительно рационализируют, облегчают поиск и нахождение литературы каталоги. Руководитель дает рекомендации по методам и направлениям поиска необходимой литературы, разъясняет правила работы с каталогами библиотеки. В современных условиях студент может активно пользоваться электронными средствами информации.

Рекомендуем начинать работу над содержанием курсовой работы сучебников:

1 Бешенков А.К. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Мет.пособие /А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с.

2 Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Ч. 1/Под ред. П.Р.Атутова. – М.: Изд-во ИОСД РАО, 1997.

3 Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Ч. 2/Под ред. П.Р.Атутова. – М.: Изд-во ИОСД РАО, 1998.

4 Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5 Методика трудового обучения с практикумом / Под ред.Д.А.Тхоржевского – М.: Педагогика, 1987.

6 Муравьёв Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Изд-во Брянского гос.пед.ун-та им.И.Петровского, НМЦ «Технология», 2000.

В ходе работы необходимо обязательно использовать статьи из журналов «Педагогика», «Вопросы психологии», «Школа и производство», «Профессиональное образование», «Всё для учителя технологии», «Школьные технологии» и др. Рекомендуем также использовать словари, энциклопедии, справочные пособия:

1 Настольная книга учителя технологии: Справ.-метод.пособие / Сост.А.В.Марченко. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 431с.

2 Педагогический энциклопедический словарь / Главный редактор Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия. 2002. – 528с.

3 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.– М.: Психология, 1989. – 236с.

4 Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред.С.Я. Батышева. – М.: АПО. 1999. – 440с. и др.

Подобранный для курсовой работы фактический материал углубляется,уточняется и расширяется в процессе чтения учебных пособий и других литературных источников.

Найти нужную книгу студент должен самостоятельно. Для этого рекомендуется использовать библиотечные систематические и алфавитные каталоги. В библиотеках имеются также систематическо-предметные и библиографические указатели по различным отраслям знаний и отдельным темам. Вэтих указателях содержится исчерпывающий список литературы, иногда даже с краткими сведениями о содержании указанных книг.

Журнальную статью можно отыскать сравнительно быстро по указателю статей, помещенных в конце последнего номера журнала за каждый годиздания.

Из прочитанного материала нужно выбирать главное и делать записи.

Собираемый материал рекомендуется записывать на карточках. Выпискамина карточках удобно пользоваться. Карточки, посвященные одной теме,можно систематически пополнять, обогащая тем самым собранный материал,обновлять их, исключая ненужный, устаревший материал.

Большим достоинством карточной системы является возможность использования не обязательно всего материала сразу, а по частям, располагаяего по-разному, в соответствии с планом курсовой (а впоследствии и дипломной) работы.

Вверху каждой карточки ставится пометка, к какому вопросу плана этивыписки относятся. Внизу карточки указываются автор, название книги, издательство, год издания и страница, откуда взят цитируемый или излагаемыйсвоими словами текст. Для того чтобы удобнее было ссылаться на литературный источник, каждая книга в списке нумеруется, а в тексте вместо ссылки на название книги указывается её номер по общему списку, заключенныйв круглые скобки (см. параграф 4.1).

Опираясь на полученные знания, студент должен подходить к материалукритически, осмысливать его в условиях настоящего времени и перспектив,иметь собственную точку зрения. Такая работа с источниками позволит произвести точный отбор материала курсовой работы и сэкономит время.

Изучение педагогического опыта

Для ознакомления с опытом учителей студент может использовать следующие методы:

• изучение педагогического опыта, отраженного в учебно-методическойлитературе и журналах. При чтении статей необходимо делать выпискии в дальнейшем, излагая материал в курсовой работе, указывать на то, чей это опыт, как организуется и проводит обучение данный учительили педагогический коллектив;

• наблюдение за работой учителя в период педагогической практикипроводится с целью получения достоверных данных о методике его работы. Перед наблюдением необходимо составить план, в котором следует наметить, что конкретно нужно наблюдать. Результаты наблюдений обрабатываются, анализируются и по ним делаются выводы.

При выборе темы курсовой работы студент должен использовать личный педагогический опыт, полученный во время педагогической практики врезультате наблюдений за учебной работой учащихся, анкетирования школьников, анализа учебной документации и результатов обучения.

Наши рекомендации