Определение цели исследования и обоснование его актуальности

Изучение и анализ имеющейся литературы и педагогического опытавплотную подводят студентов к тому, чтобы лаконично сформулировать тему и конкретизировать цель курсовой работы. При этом уточняются предмети границы курсового исследования. Например, следует решить вопрос о том,должно ли оно расширить известные теоретические положения методикипреподавания технологии, внести в них новые элементы. Иначе говоря, должно ли проводимое исследование дополнить нашипредставления о той или иной области педагогической действительности безизменения их принципиального существа. В этом случае может быть поставлена цель уточнить ранее известное, конкретизировать положения в области методики, использования отдельных методов, приёмов, форм обучения, использования педагогических средств в тех или иных условиях.

Возможен и другой вариант, когда в результате изучения и анализа литературы возникает необходимость проведения теоретического исследования, требующего разработки новой авторской идеи, замысла и т. д.

Определяя исходные параметры курсового исследования, важно обосновать его актуальность. Здесь необходимо доказать актуальность (современность, злободневность) направления, значимость выделенной проблемы иназревшая необходимость ее решения; показать степень разработанностиданной проблемы в теоретических исследованиях и практике работы учителей.

Составление плана

Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, окончательно уточняет цели исследования и составляет календарный рабочий план, определяющий последовательность и сроки выполнения отдельных частей курсовой работы. Именно в процессе составления плана студент может создать систему предстоящей работы, привести впорядок возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения. Кроме того, правильно построенный план служит организующим началом, обеспечивающим последовательность изложения результатов работы.

Студент составляет план курсовой работы с примерным указанием наименования глав и разделов, то есть формирует ее структуру. В первоначальном варианте плана степень конкретности может быть различной, но в немобязательно должны быть следующие разделы: введение; основные вопросы, подлежащие освещению; заключительная часть с выводами автора.

В процессе работы над курсовой работой план может изменяться в связи с уточнением или более полным освоением материала, однако эти изменения не должны уводить от освещения вопросов, заявленных в теме.

Параллельно с планированием разрабатывается методика исследования. Она должна строго соответствовать его задачам и логике изучаемых педагогических, психологических и методических явлений. Достоверность и надежность результатов значительно возрастают, если методы исследования применяются в комплексе, дополняя друг друга, обеспечивают необходимую представительность материала, сочетание качественного и количественногоанализа.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы.

Структурными элементами курсовой работы, как правило, являютсяследующие элементы:

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основная часть, состоящая из глав (параграфов);

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения.

Введение.В начале курсовой работы помещают введение к ней. Назначение введения – охарактеризовать современное состояние проблемы, которой посвящена работа, а также цели работы. Введение содержит обоснование актуальности темы курсовой работы, проблему, цель исследования.

Во введении нужно четко сформулировать и кратко описать круг изучаемых вопросов, в которых заключается цель выполняемой курсовой работы. Также необходимо кратко осветить современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, её актуальность (значимость). Для большей убедительности студент может привести мотивированную оценку принятого направления исследования как с научной, так и с методической точки зрения. Во введении обязательно должна быть изложена цель курсовой работы, обоснована необходимость ее выполнения, указан объект и предмет исследования. Цель формулируется кратко, выражая то основное, что намеревается сделать студент-исследователь. Формулировку цели можно начинать с глаголов: «определить…», «рассмотреть…», «выяснить…», «обосновать…», «разработать…» и т.п.

Начиная с введения, изложение текста ведётся автором от третьего лица, например, «мы устанавливаем…», «наблюдаем…», «можем утверждать, что…» и т.д.

Основная часть.Главное требование, предъявляемое к основной части курсовой работы, состоит в следующем: сущность работы должна излагатьсятак, чтобы преподаватель ясно видел, о чем и с какой целью пишет автор(студент).

Основная часть курсовой работы содержит две главы с их разбивкой на подразделы-параграфы.

Первая глава носит общетеоретический характер.

Она включает:

· аналитический обзор;

· главу, отражающую особенности рассматриваемой технологии;

· методическую разработку (отражающую методику обучения учащихся).

Аналитический обзор

В некотором роде этот раздел может называться литературным обзором. Аналитический обзор должен содержать полное и систематизированное изложение современного состояния изучаемого вопроса. Предметом анализав обзоре служат идеи и проблемы по интересующему студента направлению,возможные подходы к решению этих проблем, результаты теоретических ипрактических исследований по данному вопросу и по смежным темам (при необходимости), сведения об основных работах, уже выполненных по данной теме со ссылкой на их авторов. Цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль. В обзоре могут также освещаться вопросы, связанные с рационализацией и оптимизацией учебного процесса, методики преподавания.

Не обязательно, чтобы все перечисленные аспекты нашли исчерпывающее отражение в обзоре. Но весьма важно, чтобы в нем были вскрыты основные тенденции и перспективы развития рассматриваемых вопросов или проблемы, выявлены наметившиеся основные пути их решения. Необходимо привести мотивированные оценки других возможных направлений и показать преимущества принятого варианта курсовой работы с педагогической, методической, технической, экономической точек зрения.

При выражении своего отношения можно использовать следующие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, вскрывает проблему, излагает, констатирует, находит, неразделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, объясняет, отстаивает, определяет, отмечает, пишет, поднимает проблему, поддерживает, полагает, предлагает, предполагает, признаёт, принимает точку зрения, приходит к выводу, разделяет позицию, размышляет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует и др.

При анализе теоретического материала наиболее типичными ошибками являются:

· механическое соединение не переработанных отрывков из разных источников. При этом часто одинаковые подходы к вопросу преподносятся как различные;

· сплошное цитирование без анализа и обобщений;

· отсутствие собственной трактовки научных идей.

Глава, отражающая особенности рассматриваемой технологии

В данной главе приводятся общие сведения о заявленной технологии или способах преобразовательной деятельности, разновидностях (если они существуют).

Даётся краткий исторический обзор, сущность и особенности технологии, её современное состояние и перспективы развития, характеристика материалов, инструментов, оборудования и приспособлений, организация рабочего места и техника безопасности. В каждом конкретном случае эта глава будет иметь специфику, отражающую вид технологии.

Методическая разработка (главы, отражающие методику обученияучащихся)

Структура, содержание, объем этих глав курсовой работы, а также ихколичество зависят от особенностей темы работы, ее характера и, наконец, отобласти знания, к которой эта тема относится. Поэтому нет и, видимо, неможет быть единых, универсальных рецептов построения и написания этих глав курсовой работы.

В методической главе кратко и в логической последовательности излагают материал, начиная с теоретического вопроса по методике обучения учащихся технологии. Текстовка теоретического вопроса зависит от того, что предстоит исследовать: цели обучения или реализацию принципов обучения технологии,содержание учебного материала или методы, формы, применение ТСО, наглядные пособия, тесты достижений и т.д. Теоретический материал должен носить конкретный характер и быть доведён до стадии практической разработки, темсамым, обеспечивая практическое применение знаний.

Методическая разработка может иметь два варианта

1 вариант. Разработка уроков по одной из тем, предусмотренных примерной учебной программой по технологии.

Данный вариант начинается с изучения и анализа нормативных документов. В первую очередь выделяются требования Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки выпускников потеме исследования. Оценивается наличие темы или раздела, количество нормативных часов, выделенных на её изучение.

При разработке уроков в подобном варианте можно затронуть такие вопросы, как: разработка фрагмента календарно (перспективно)-тематического плана, место темы в учебной программе, составление 2-3 планов-конспектов и (или) технологических карт различных типов уроков, определение целей, установление дидактической связи с другими учебными дисциплинами, мотивировка выбора объекта труда школьников, методы и формы организации учебной работы, правила техники безопасности, организация рабочего места, применяемые материалы, инструменты, оборудование и приспособления.

При составлении планов-конспектов урока необходимо исходить из дидактических требований, предъявляемых к уроку. К плану-конспекту урока прилагается технологическая или инструкционная карта процесса изготовления изделия школьниками. Также к плану-конспекту должны быть приложены другие дидактические материалы (карточки-задания, контрольные карточки, образы наглядных пособий и т. д.).

К плану-конспекту урока могут прилагаться изготовленные студентами наглядные пособия или приспособления для обеспечения учебного процесса.

Такие приспособления рекомендуется находить в литературных источникахи, в первую очередь, в журналах «Школа и производство», «Сделай сам», «Юный техник» и др.

2 вариант. Разработка методики решения одной из следующих задач:

формирование технических понятий, практических умений и навыков; развитие технического творчества; ознакомление с основами производства; трудовое воспитание; экономическое и экологическое воспитание; внеклассная работа; профориентационная работа и т. д.

Каждая тема решается применительно к определенному классу (возрасту учащихся). При этом включаются такие узловые вопросы: дать характеристику задачи, которая решается среди других учебных задач, возникающих в процессе трудового обучения; разработать систему мероприятий по осуществлению поставленной задачи; составить планы-конспекты уроков одной изтем учебной программы (при разработке методики внеклассной работы план-конспект урока заменяется планом-конспектом кружкового занятия).

В качестве примера можно привести план методической части курсовой работы по теме «Разработка методики развития технического творчества учащихся 7 классов в процессе трудового обучения».

1 Общая характеристика технического творчества как одной из главных задач трудового обучения.

2 Особенности технического творчества старших подростков.

3 Влияние технического творчества на формирование технических понятий, практических умений и навыков.

4 Разработка системы мероприятий по развитию технического творчества детей и их характеристика.

Аналитический итог основной части курсовой работы даётся в кратких выводах. В выводах подчеркивается особенность выполненной работы, методические, технические и другие достижения.

Заключение. Заключение содержит оценку результатов проделанной работы. Эта оценка дается с точки зрения соответствия выполненной работы поставленной цели. В заключение дают краткое обобщение всего изложенного в курсовой работе материала, подчеркивают основные вопросы, которыми занимался студент, оценивают полученные результаты. Эти конкретные данные могут иметь вид рекомендаций по дальнейшему использованию полученных материалов, инструкций и предложений по улучшению изучаемогопроцесса. Желательно также указать предполагаемый эффект или результат, который может быть получен благодаря использованию выполненной курсовой работы.

Список используемой литературы. После заключения дают список литературных источников. В список литературы включаются все использованные источники: публикации всех видов, патентные материалы, отчеты научно-исследовательских работ, материалы Интернета и т. д.

Приложения.Практически в каждой выполненной курсовой работе имеется вспомогательный, второстепенный материал, который представляетзачастую определенную ценность, несет полезную информацию. Однако при включении в основные разделы этот материал загромождает текст, мешает развитию главной мысли и отвлекает от главного. Такой материал следует выносить в приложения, которые оформляют как продолжение работы на последующих листах, располагая их в хронологическом порядке, то есть в порядке появления ссылок в тексте.

Приложения приводят в конце работы, после списка используемой литературы. В приложения можно включать расчеты, таблицы, графики, рисунки, анкеты, инструкции, описание схем, приборов, иллюстрации, фотографиии т. п.

4.Правила оформления курсовой работы

К выполнению и оформлению курсовой работы, как и к другим научно-исследовательским работам, предъявляются определённые требования, зафиксированные в рекомендациях Минобразования РФ по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине. В связи с периодическими изменениями правил оформления отчётной документации по исследовательским работам, требования к оформлению могут иметь незначительные отклонения. В таких случаях руководитель даст необходимые пояснения в ходе консультаций.

4.1. Общие требования оформления курсовой работы

Текстовая часть курсовой работы должна быть оформлена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210x297 мм).

Печатать работу следует через 1,5 интервала, используя шрифт 14 TimesNewRoman. Плотность текста курсовой работы должна быть одинаковой: настранице 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице. Таблицы и иллюстрации допускается представлять на листах формата не более А 2.

Текст печатают, соблюдая следующие параметры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Шрифт должен быть четким, средней жирности.

Формулы, условные знаки, отдельные слова допускается вписывать втекст только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности допускается подчищать или закрашивать корректирующей жидкостью «штрих».

Заголовки структурных элементов («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ») и глав основной части следует располагать всередине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Печатать заголовки глав следует через одинарный интервал, используя шрифт 16 Arial, полужирный, все прописные, интервал после заголовка 12 пк.

Печатать заголовки параграфов следует через одинарный интервал, используя шрифт 14 TimesNewRoman, полужирный, все курсив, интервал после заголовка 12 пк.

Изложение текстовой части работы должно быть стилистически правильным. При составлении курсовой работы текст подразделяют на отдельные логические соподчиненные части. Заголовки надо формулировать кратко. Они должны раскрывать содержание главы, параграфа и т. п.

Текст курсовой студенческой работы часто неправильно делится на абзацные отступы после каждой фразы. Встречаются и такие работы, в которых несколько страниц подряд написаны без абзацев. Неправильное деление текста на абзацы затрудняет проверку работы и восприятие текста. Абзацными отступами надо выделять примерно равные и обособленные по смыслу частитекста, очень тесно связанные между собой.

При написании курсовой работы студент иногда наряду с самостоятельной разработкой вопроса приводит цитаты.

Цитаты из документов, учебных пособий, статей, а также из других произведений лучше выписывать из первоисточников (последних изданий), а не из книг, журналов и т. п., где они приведены в трудах других авторов. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику – сохранять все его особенности, в частности орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения.

Цитата должна сопровождаться ссылкой на библиографический источник,который оформляется в скобках, как номер источника, взятый из общегосписка литературы. Например: Для контроля знаний учащихся мы использовали методику Беспалько,согласно которой выделяется четыре уровня тестовых заданий [6].

Если студент для усиления значения отдельных слов цитаты подчеркивает их, то это изменение он должен оговорить в примечании, заключивего в скобки, указав свои инициалы.

Курсовая работа должна быть оформлена аккуратно. Следует иметь ввиду, что при оценке работы кроме содержания преподаватели обращают внимание и на качество ее оформления. При оценке работы берётся во внимание этика цитирования и правильное оформление списка использованнойлитературы.

Наши рекомендации